Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Штолинский А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Насибуллина Н.А. на постановление начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Щербина И.А. от 28 октября 2015 года и решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 февраля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес),
установил:
постановлением начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Щербина И.А. от 28 октября 2015 года ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в не предоставлении в Природнадзор Югры в период времени с 01 января 2015 года по 15 октября 2015 года информации об аварии, произошедшей на трубопроводе, проходящем в квартале 158 Лангепасского участкового лесничества в районе автодороги направлением КП 24 Урьевского лицензионного участка ТПП "Лангепаснефтегаз", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 февраля 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе Насибуллин Н.А. просит постановление должностного лица и решение судьи Нижневартовского районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить в обоснование доводов жалобы указывает, что постановление вынесено Природнадзором Югры при отсутствии на то полномочий, поскольку в соответствии со ст.8.5, 4.1, ч.2 ст.23.29, ст.23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п.4, п.6, п.7 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N426 "О федеральном государственном экологическом надзоре", приказом Минприроды России от 29.10.2010 N476 "Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории ХМАО-Югры и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", п.п.1, 5.4 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.08.2012 N299-п, возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе орган федерального экологического надзора, а не орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
Согласно ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Таким образом, событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает, в том числе за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации.
При этом под несвоевременным сообщением полной и достоверной информации понимается нарушение сроков ее доведения до заинтересованных должностных лиц, либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объектом правонарушения по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других, связанных с ним прав.
Согласно ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В соответствии с п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2002 года N 240, организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Планом должны предусматриваться - организация управления, связи и оповещения.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято постановление от 14.01.2011 N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры".
Согласно п.1.4 постановления Правительства ХМАО-Югры утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС(Н) (приложение 4). В данной схеме Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры названа среди контролирующих органов, которые извещаются о данных фактах и ситуациях.
Как следует из материалов дела, 07 октября 2015 года по пути следования на участок N 02/72 для освидетельствования участка после проведения рекультивации, должностным лицом Природнадзора Югры выявлены обстоятельства, указывающие на факт произошедшей аварии (инцидента) на трубопроводе в районе КП 24 Урьевского лицензионного участка ТИП "Лангепаснефтегаз". При осмотре участка зафиксировано проведение земляных работ по засыпке траншеи в месте прилегания трубопровода с приямка, образовавшегося у трубы, при этом в сторону болота растекалась жидкость серого цвета с резким химическим запахом. С применением GPS- навигатора Garmin GPSmap 62stc были зафиксированы географические координаты обнаруженного участка (N 61.35790 с.ш. Е 75.55190 в.д.). При нанесении которых на материалы лесоустройства определено, что участок расположен в квартале 158 выделе 141 Лангепасского участкового лесничества, ТО - Мегионское лесничество. При этом, оперативное сообщение об аварии (инциденте) на трубопроводах в районе КП 24 Урьевского лицензионного участка от ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" в Природнадзор Югры не направлялось. В сведениях о загрязненных участках на лицензионных участках недр ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" ТПП "Лангепаснефтегаз" за 2014 год представленных привлекаемым юридическим лицом 13 февраля 2015 года по состоянию на 01 января 2015 года информация об авариях (инцидентах) на трубопроводах в районе КП 24 Урьевского лицензионного участка ТПП "Лангепаснефтегаз", отсутствует. Кроме того, на 15 октября 2015 года информация об отказе (инциденте) на трубопроводе в районе КП 24 Урьевского лицензионного участка ТПП "Лангепаснефтегаз" также не поступала.
Указанные выше обстоятельства, юридическим лицом не оспариваются.
Доводы жалобы об отсутствии полномочий у должностного лица на рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на неправильном токовании правовых норм, и данным доводам, судом при рассмотрении жалобы дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
По своей сути, доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде при вынесении решения и получили в нем надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Щербина И.А. от 28 октября 2015 года и решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 февраля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Н.А. Насибуллина - без удовлетворения.
Судья суда Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры А.С. Штолинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.