Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего Слободчиковой М.Е.,
судей Кукшиновой О.М., Мудрой Н.Г.,
при секретаре Филатовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муборякшинова А. Р. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.02.2016, которым постановлено:
В иске Муборякшинова А. Р. к областному государственному казённому учреждению здравоохранения "Противотуберкулёзный диспансер", Управлению здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании совершить определенные действия отказать.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения истца Муборякшинова А.Р. представителя ОГКУЗ "Противотуберкулёзный диспансер" Андрияшкина С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муборякшинов А.Р. обратился в суд с иском к областному государственному казённому учреждению здравоохранения (далее ОГКУЗ) "Противотуберкулёзный диспансер" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. В обоснование иска указал, что с " ... " работает в ОГКУЗ "Противотуберкулёзный диспансер". С " ... " в диспансере открыто стационарное отделение для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью (далее МЛУ) туберкулёза на 30 коек. " ... " он переведён на должность заведующего отделения МЛУ. Поскольку каких-либо официальных ведомственных документов, регламентирующих деятельность отделения МЛУ, не было, его структура формировалась на основании п. 25 приказа Минздрава СССР от 12.01.1971 (в редакции от 23.10.1981) "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь противотуберкулёзных диспансеров, отделений и кабинетов" по аналогии с другими фтизиатрическими отделениями стационара, где должность заведующего отделением предусматривала непосредственное лечение больных.
28.01.2011 издан приказ Минздравсоцразвития России N 1224н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным туберкулёзом в Российской Федерации". В приказе в структуре противотуберкулёзного диспансера рекомендовано предусматривать отделения для лечения больных туберкулёзом лёгких с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и определена нагрузка на врача-фтизиатра, обслуживающего больных с бактериовыделением (1 должность на 20 больных).
Он обратился к работодателю с просьбой привести нормы труда в соответствие с этим приказом, в ответе ему указали, что положения приказа носят рекомендательный характер, не обязательны к исполнению.
07.03.2013 в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 932н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным туберкулёзом". Приказ детализировал структуру, штатные нормативы и нормы труда отделения МЛУ. В частности, в отделении на 30 коек предусмотрена должность заведующего и вводятся должности врачей-фтизиатров, из расчёта 1 должность на 15 больных. Ответчик указанный нормативный акт на территории ЕАО не применяет, и как следствие, он до сих пор продолжает исполнять обязанности заведующего и лечить всех больных отделения МЛУ туберкулёза на 1 ставку заведующего отделением.
С 11.01.2011 по настоящее время работодатель занижает его заработную плату, нарушая положения ст. 132 ТК РФ.
Установленный ему размер заработной платы нарушает его трудовые права на получение справедливого вознаграждения за труд в зависимости от его количества, и не соответствует положениям Конституции РФ и трудовому законодательству. В ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" нормирование труда в отделении МЛУ не проводилось, и эти нормы в коллективном договоре не закреплены, используемые нормы труда противоречат Трудовому кодексу.
Согласно прилагаемому расчёту задолженности сумма недоначисленной и невыплаченной ему заработной платы на 31.12.2015 составляет " ... " рублей " ... " копейки.
Просил взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 11.01.2011 по 30.12.2015 в указанной сумме; обязать ответчика выплачивать ему в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, ТК РФ и ведомственных нормативных документов.
Определением суда от 29.12.2015 в качестве соответчика привлечено управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области.
В судебном заседании истец Муборякшинов А.Р. требования искового заявления уточнил. Просил взыскать с ответчика ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 11.01.2011 по 30.12.2015 в размере " ... " рублей " ... " копеек, что за вычетом подоходного налога составляет " ... " рублей " ... " копеек. Суду дополнительно пояснил, что за указанный период времени работодатель не оплачивал ему работу врача-фтизиатра в отделении МЛУ, а только производил оплату за работу заведующего данным отделением. Он устно обращался к главному врачу диспансера, который указал ему, что приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 932н носит рекомендательный характер. Однако в ноябре 2015 года он узнал, что штатные нормативы, установленные названным приказом, носят обязательный характер.
Представитель управления здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело без участия представителя.
В судебном заседании от 05.02.2016 представитель управления здравоохранения правительства ЕАО Кулешова И.А. с исковыми требованиями не согласилась. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд по данному основанию. Указала, что приказ, на который ссылается истец, в части указания штатных нормативов носит рекомендательный характер.
Представитель ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" Мурзин А.С. иск не признал. Суду пояснил, что истец узнал о своём нарушенном праве в 2012 году. Таим образом, истцом пропущен срок на обращение в суд без уважительных причин. Ссылка истца на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 932н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом" является необоснованной, поскольку данный приказ носит рекомендательный характер.
Представитель ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" Андрияшкин С.Г. иск не признал. Суду пояснил, что истцом пропущен срок на обращение в суд. Штатное расписание их лечебного учреждения утверждает управление здравоохранения правительства ЕАО. На 2015 г. и 2016 г. штатные расписания утверждены не были, приказ от 15.11.2011 N 932н, на который ссылается истец, носит рекомендательный характер, поэтому управление здравоохранения правительства ЕАО не согласовывает лечебному учреждению новое штатное расписание.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Муборякшинов А.Р. просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указал, что судом не выяснены и не исследованы фактические обстоятельства дела, неправильно определены юридически значимые обстоятельства. Суд надлежащим образом не оценил письменные доказательства и объяснения сторон, не применил положения ТК РФ. В результате необоснованно отказал в иске, чем нарушил его право на справедливое вознаграждение за дополнительную работу врача фтизиатра отделения МЛУ.
Суд не исследовал выполнение им дополнительной работы врача фтизиатра отделения МЛУ (содержание и объём работы, размер доплаты).
Он не согласен с выводом суда об отсутствии в действиях ответчика нарушений трудового законодательства в части оплаты его дополнительной работы.
В отделении МЛУ всегда находилось и находится на лечении около 30 больных. Штатным расписанием для отделения МЛУ предусмотрен только заведующий отделением, который согласно должностной инструкции выполняет и обязанности врача фтизиатра. Считает, что лечение больных в отделении МЛУ не должно входить в обязанности заведующего отделением.
В соответствии с единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" не содержит обязанности заведующего отделением заниматься лечением больных. Лечение больных - это функциональные обязанности врача-специалиста, в данном случае врача-фтизиатра. Поэтому выполнение им должностных обязанностей врача-фтизиатра в отделении МЛУ должно компенсироваться доплатой.
Однако соглашений к трудовому договору об оплате дополнительной работы врача-фтизиатра за ведение больных отделения МЛУ между ним и ответчиком не заключалось, и оплата не производилась.
Таким образом, нельзя согласиться с выводом суда о том, что он получает заработную плату в соответствии с условиями трудового договора. При этом суд подменил понятие "доплата за дополнительную работу врача-фтизиатра" на понятие "оплата его работы в должности заведующего отделением МЛУ".
Также он не согласен с выводом суда о пропуске им срока исковой давности. Считает, что имеет право на взыскание денежных средств за выполнение дополнительной работы с учётом даты обращения в суд, то есть с 14.12.2015.
Представитель управления здравоохранения правительства ЕАО в апелляционную инстанцию не явился. О времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без его участия.
В суде апелляционной инстанции истец Муборякшинов А.Р. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ОГКУЗ "Противотуберкулёзный диспансер" Андрияшкин С.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), - работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда, применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учётом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 161 ТК РФ).
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК РФ).
Статья 57 ТК РФ содержит перечень условий, обязательных для включения в трудовой договор. Условие о норме труда в этот перечень не входит.
Правительством ЕАО от 12.10.2010 N 366-пп (ред. от 23.06.2015) утверждено постановление "О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения правительства ЕАО" (вместе с "Положением о системе оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения правительства ЕАО", "Перечнем учреждений, подразделений и должностей, работа в которых даёт право работникам на повышение окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда", "Перечнем учреждений, структурных подразделений, работа в которых даёт право работникам на установление надбавок за работу в опасных для здоровья условиях труда"), которое предусматривает порядок оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения правительства ЕАО.
В соответствии с п. 2 Положения о системе оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения правительства ЕАО, система оплаты труда работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законом ЕАО от 20.04.2011 N 913-ОЗ "Об оплате труда работников государственных органов Еврейской автономной области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы ЕАО, и работников областных государственных учреждений", постановлением правительства ЕАО от 14.10.2008 N 289-пп "О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников государственных органов ЕАО, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы ЕАО, и работников областных государственных учреждений" и настоящим Положением.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы медицинских и фармацевтических работников учреждений устанавливаются в пределах размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников", утверждённых настоящим постановлением правительства ЕАО (п. 3 Положения).
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера, предусмотренных п.п 2 п. 5 настоящего Положения, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации коллективными договорами, локальными нормативными актами учреждения по согласованию с управлением.
Во исполнение указанного Положения ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" принял локальный нормативный акт - Коллективный договор на 2013-2015 годы, Положение об оплате труда работников ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер", утверждённые главным врачом учреждения и согласованные с председателем профсоюзного комитета ОГКУЗ "Противотуберкулёзный диспансер" и управлением здравоохранения Правительства ЕАО 30.04.2013.
Коллективным договором ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" на 2013-2015 гг. предусмотрено, что работники учреждения имеют право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы. Пунктом 4 договора предусмотрено, что оплата труда работников производится в соответствии с нормами, установленными действующим трудовым законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Коллективным договором. По отраслевой системе оплаты труда работнику устанавливается оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты, которые выплачиваются пропорционально отработанному времени.
В соответствии с Положением об оплате труда, предусматривающим условия и порядок оплаты труда, в ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" устанавливается отраслевая система оплаты труда, в соответствии с которой работнику устанавливается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые выплачиваются в полном размере в том случае, если работник полностью отработал норму рабочего времени. Если отработано не всё рабочее время, заработная плата начисляется за фактически отработанное время.
Бюджетные средства на оплату труда формируются и распределяются по смете расходов в размере утверждённых ассигнований на оплату труда (гл. 3).
Размеры должностных окладов, ставок заработной платы медицинским работникам устанавливается с учётом требований к уровню профессиональной подготовки и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учётом сложности и объёма выполняемой работы (гл. 7).
Нормы нагрузки (обслуживания) и нормы времени для медицинского и обслуживающего персонала приведены в приложении N " ... ".
Из материалов дела следует, что Муборякшинов А.Р. с " ... " работает в ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер", " ... " принят на должность заведующего отделением - врача-фтизиатра стационарного отделения (МЛУ) на " ... " ставку. Приказом N " ... "-л/с от " ... " переведён в лечебно-диагностическое отделение ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" врачом-эндоскопистом, где работает и в настоящее время.
Приказом N " ... "-л/с от " ... " Муборякшинову А.Р., врачу-эндоскописту, без освобождения от основной работы, предусмотренной трудовым договором, поручено выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должности заведующий отделением - врач-фтизиатр стационарного отделения (МЛУ) в объёме " ... " % с " ... " по " ... ".
Приказом N " ... "-л/с от " ... " Муборякшинову А.Р ... врачу-эндоскописту, без освобождения от основной работы, предусмотренной трудовым договором, поручено выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должности заведующий отделением - врач-фтизиатр стационарного отделения (МЛУ) в пределах ставки " ... " с " ... " по " ... ". Доплата за совмещение должности установлена в размере " ... " %.
Трудовыми договорами от " ... ", N " ... " от " ... ", N " ... " от " ... ", дополнительными соглашениями к ним установлен размер заработной платы и дополнительные условия оплаты труда в соответствии с имеющейся квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы, а также выплаты компенсационного характера.
Из штатного расписания ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" на 2014 год, утверждённого главным врачом учреждения, согласованного начальником управления здравоохранения правительства ЕАО, следует, что в отделении для больных с множественной лекарственной устойчивостью числятся заведующий отделением врач-фтизиатр (ставка " ... "), врач-фтизиатр (ставка " ... ").
Режим работы отделения МЛУ на 30 коек - круглосуточно по графику (приложение N 10 к коллективному договору).
Из содержания должностной инструкции заведующего стационарным отделением - врача-фтизиатра, утверждённой главным врачом учреждения " ... ", следует, что помимо основной деятельности заведующий отделением осуществляет лечебную работу по врачебной специальности "Фтизиатрия".
В дополнительных соглашениях к трудовому договору от " ... ", " ... " указано, что заведующий отделением - врач-фтизиатр Муборякшинов А.Р. обязуется выполнять помимо основной деятельности лечебную работу по врачебной специальности "Фтизиатрия".
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что наименование врачебной должности формируется с учётом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку, и работа по которой вменяется в круг его обязанностей (п. 9 перечня N 1 к приложению N 1 Положения об оплате труда в ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер").
В должностной инструкции врача-фтизиатра, утверждённой главным врачом учреждения " ... ", указано, что врач-фтизиатр осуществляет комплекс лечебных и диагностических мероприятий, относительно госпитализированных в стационар больных, оказание неотложной, консультативной помощи больным туберкулезом в соответствии с порядком и стандартами оказания медицинской помощи больным туберкулезом, согласно квалификационных требований врача-фтизиатра.
Муборякшинов А.Р., обосновывая заявленные требования, указал, что ответчик не применяет на территории ЕАО положения Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2010 N 1224н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации", определяющего порядок организации деятельности противотуберкулезного диспансера (туберкулезной больницы), предусматривающего, что структура отделения МЛУ, численность медицинского и другого персонала устанавливаются руководителем противотуберкулезного учреждения в зависимости от объёма проводимой лечебно-диагностической работы с учётом рекомендуемых штатных нормативов медицинского персонала (приложение N 6 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации). А также не применяет положения приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 932н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом", который детализировал структуру, штатные нормативы и нормы труда отделения для больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, следствие чего, он ( Муборякшинов А.Р.) исполняет обязанности заведующего и лечит всех больных отделения МЛУ туберкулёза на 1 ставку заведующего отделением.
Истец, заявляя требование о приведении норм труда в отделении МЛУ ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" в соответствии с указанными приказами Минздравсоцразвития России, т.е. о фактическом изменении количественного показателя конкретного вида поручаемой ему работы, подлежащей выполнению за норму рабочего времени, определённую работодателем, и как следствие о взыскании заработной платы в большем размере, фактически ставит вопрос об изменении системы оплаты труда, что не предусмотрено действующим в ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" Положением об оплате труда.
Размеры окладов, повышающих коэффициентов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах утверждённых предельных объёмов ассигнований бюджета ЕАО.
Кроме того, порядок установления и изменения системы оплаты труда в государственном учреждении прямо урегулирован нормами ТК РФ.
Поскольку заработная плата истцу в оспариваемый период выплачивалась в строгом соответствии с действующим законодательством, локальными актами ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер", коллективным договором, регулирующими вопросы оплаты труда, и трудовым договором, судебная коллегия, соглашается с позицией суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
В связи с изложенным выше, доводы апелляционной жалобы относительно пропуска срока исковой давности не имеют правового значения для разрешения данного спора.
Доводы апелляционной жалобы Муборякшинова А.Р. о необоснованном уменьшении оплаты труда, судебной коллегией отклоняются по вышеизложенным мотивам.
Довод апелляционной жалобы Муборякшинова А.Р. о том, что работодатель допустил нарушения трудового законодательства в части неоплаты выполняемой им дополнительной работы, подлежит отклонению, поскольку трудовые договоры от " ... ", N " ... " от " ... ", заключённые с истцом, и дополнительные соглашения к ним содержат конкретные условия оплаты труда, размер заработной платы и выплаты компенсационного характера.
Судебная коллегия полагает, что истец подменяет понятие "объём работ" понятием "нормы рабочего времени" и необоснованно полагает их идентичными. Так, объём работ - это круг должностных обязанностей истца, а норма рабочего времени в данном случае более узкое понятие и применяется при отраслевой системе оплаты труда для расчёта и оплаты труда работника.
Другие доводы жалобы по существу повторяют позицию стороны истца, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, повлияли бы на обоснованность и законность принятого решения.
Судебная коллегия полагает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муборякшинова А. Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.