Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
судей: Виноградовой О.А., Захаровой Л.В.,
при секретаре Шамовой Н.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на решение Великолукского районного суда Псковской области от *** 2016 года, которым постановлено:
Требования Г.А. к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков об оспаривании решения комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства жилого помещения, удовлетворить.
Признать решение Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения об отказе в постановке на учет Г.А. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства жилого помещения от *** 2015 года незаконным.
Обязать Комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения поставить Г.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения со дня подачи им заявления в Комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения, то есть с *** 2015 года.
Заслушав доклад судьи Захаровой Л.В., объяснения представителя ФСКН России Г.В., адвоката В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании незаконным решения Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, обязании ответчика совершить действия по постановке его на учет для получения такой выплаты.
Иск мотивирован тем, что истец является сотрудником ФСКН России по Псковской области, стаж работы составляет более 20 лет, *** 2015 года он обратился в соответствующую Комиссию ФСКН России с заявлением о постановке его на учет по получению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369. Однако в ноябре 2015 года им была получена выписка из протокола заседания комиссии от *** 2015 года, из которой усматривалось, что ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с совершением действий, влекущих ухудшение жилищных условий, что выразилось в том, что его отец совершил сделку по отчуждению принадлежащего ему жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Считает данный отказ незаконным, поскольку в собственности жилья не имеет, проживает в доме, принадлежавшем его отцу, который не является членом его семьи, совместного хозяйства с ним не ведет и отец на его иждивении не находится.
В судебном заседании Г.А. поддержал заявленные требования, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель административного ответчика Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН России) Г.В., пояснив, что в марте 2015 года отец заявителя подарил принадлежащий ему жилой дом, в котором они как члены одной семьи проживали и были зарегистрированы, иному лицу, в связи с чем данные действия расценены комиссией как намеренное ухудшение жилищных условий, что и явилось основанием для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФСКН России, поддержанной в суде апелляционной инстанции представителем Г.В.., ставится вопрос об отмене решения ввиду неправильного определения юридически значимых обстоятельств и нарушения норм материального права, ссылаясь на доводы, по сути аналогичные приведенным в суде первой инстанции. В частности, указано, что Г.А. зарегистрирован и проживает в жилом доме, собственником которого до марта 2015 года являлся его отец - Г.Н., является членом его семьи в силу ст.31 ЖК РФ, обратился с заявлением о постановке его за учет для получения единовременной социальной выплаты сразу после отчуждения его отцом принадлежащего ему жилого дома. Вследствие чего апеллянт считает, что членом семьи Г.А. были совершены действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете для получения выплаты.
На апелляционную жалобу Г.А. поданы письменные возражения, в которых указано о согласии с выводами суда о том, что он не является членом семьи своего отца, так как совместно с ним общего хозяйства он не ведет и отец не находится на его иждивении, вследствие чего отец не может являться субъектом, указанным в ч.8 ст.4 Федерального закона N283-ФЗ от 30.12.2012г. "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В суд апелляционной инстанции Г.А. не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, его представитель адвокат В.А., действуя на основании ордера (л.д. ***), возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ФСКН России.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что майор полиции Г.А. проходит службу в следственном отделе Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Псковской области в должности старшего следователя. Общая продолжительность службы Г.А. составляет более 20 лет.
*** 2015 года Г.А. обратился с заявлением в Комиссию в ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
На момент подачи данного заявления Г.А. постоянно проживал по адресу: "адрес", где зарегистрирован с марта 2000 года по настоящее время. Данный жилой дом имеет общую площадь 70 кв.м. и принадлежит на праве собственности брату Г.А. - Г.Д. на основании договора дарения от "адрес" 2015 года, по данным домовой книги в доме также зарегистрированы отец заявителя Г.Н., а также Г.Д., Г.С. и несовершеннолетний Г.Г.
Согласно договору дарения от *** 2015 года данный жилой дом и прилегающий к нему земельный участок общей площадью 3000 кв.м. были подарены Г.Д. его отцом Г.Н. *** 2015 года. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним произведена государственная регистрация права собственности Г.Д. на дом, о чем выдано соответствующее свидетельство. (л.д. ***)
Решением Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от *** 2015 года Г.А. отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения на основании п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2010 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с тем, что имело место намеренное ухудшение его жилищных условий, а именно совершение отцом Г.А. действий по отчуждению жилого дома "адрес"
Разрешая спор и удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на ст.31 ЖК РФ исходил из того, что Г.А. не является членом семьи своего отца Г.Н., являвшегося собственником жилого дома до марта 2015 года, и своего брата Г.Д., в собственности которого находится данный дом в настоящее время, поскольку в период с 2009 года по *** 2014 года Г.А. состоял в зарегистрированном браке и проживал отдельно со своей семьей в квартире супруги, после развода с которой вернулся в дом своего отца, проживание в данном доме носит вынужденный характер, другого жилья истец не имеет, совместного хозяйства с отцом и братом не ведет. Исходя из этих обстоятельств, суд пришел к выводу, что действия отца Г.А. по отчуждению принадлежащего ему жилого дома не являются намеренно ухудшающими жилищные условия сотрудника ФСКН России, вследствие чего признал оспариваемое решение Комиссии ФСКН об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты признал незаконным.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно части 1, 3 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. (ч.5 ст.4 Федерального закона N283 от 30 декабря 2012 года)
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. (ч.6 ст.4 Федерального закона N283 от 30 декабря 2012 года)
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей. (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ) выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Кроме того, согласно пункту 12 вышеуказанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В силу приведенных норм права в рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством являлся факт ухудшения жилищных условий сотрудника ФСКН Г.А., связанный с отчуждением незадолго до подачи им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты его отцом жилого помещения, где Г.А. проживал и имел регистрацию по месту своего жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. (часть 2 статьи 31 ЖК РФ)
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
При этом указано также, что для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела следует, что Г.А. с 2000 года зарегистрирован и проживал в доме по адресу "адрес" вместе со своими родителями и братьями Г.Д. и Г.С., собственником дома являлся его отец Г.Н.
В период с *** 2009 года по *** 2014 года он состоял в зарегистрированном браке с Г.И. и проживал в данный период времени в принадлежащей его жене квартире, сохраняя при этом регистрацию по прежнему месту жительства.
После развода, то есть с октября 2014 года Г.А. вновь вселился в дом своего отца Г.Н., также проживающего в данном доме вместе с сыновьями Г.Д., Г.С. и внуком Г.Г.
При этом в момент вселения в 2014 году и в дальнейшем какое-либо соглашение Г.А. с собственником жилья, определяющее их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ, не заключалось. Данный факт с учетом положений ст.31 ч.1 ЖК РФ свидетельствует о том, что Г.А. вселился в принадлежащий его отцу дом именно как член семьи собственника жилого помещения и в данном статусе в силу ст.31 ч.2 ЖК РФ вправе был пользоваться данным жилым помещением.
Вывод суда о том, что Г.А. жилье было предоставлено не в качестве члена семьи, а в безвозмездное пользование, является ошибочным и не основанным на материалах дела.
При таких обстоятельствах действия отца Г.А. по отчуждению принадлежащего ему жилого дома путем дарения иному лицу в феврале 2015 года, совершенные после вселения истца в дом в качестве члена семьи собственника, расценивается не иначе как ухудшение жилищных условий сотрудника с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
О намеренном характере действий отца Г.А. по ухудшению его жилищных условий с целью приобретения права на данную социальную выплату свидетельствуют те обстоятельства, что Г.А. обратился с заявлением о постановке его на соответствующий учет фактически сразу же после регистрации заключенной сделки.
Следовательно, *** 2015 года истцу было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку в силу с ч. 8 ст. 4 Федерального закона N283 от 30 декабря 2012 года он может быть поставлен учет на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Следует отметить, что до отчуждения жилого дома Г.А. был обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м., исходя из 5 лиц проживающих на площади дома в 70 кв.м. Однако данное обстоятельство не влияет на правильность выводов Комиссии ФСКН об отказе в постановке истца на учет на получение данной социальной выплаты, так как согласно вышеуказанным Правилам предоставления единовременной социальной выплаты лицо, совершившее действия по ухудшению жилищных условий с намерением получения социальной выплаты в большем размере не вправе получить выплату ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.( пункты 12, 15 Правил)
Поскольку в результате сделки по отчуждению жилого дома Г.А. стал претендовать на выплату в большем размере, он не может быть поставлен на соответствующий учет до истечения 5 лет со дня заключения данной сделки.
Довод представителя истца, что Федеральным законом N283 от 30 декабря 2012 года родители сотрудника не отнесены к членам семьи сотрудника для начисления и производства единовременной социальной выплаты, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку при решении вопроса о наличии у заявителя права на получение единовременной социальной выплаты члены семьи сотрудника определяются в соответствии с положениями ст.31 ЖК РФ.
Данный вывод следует из смысла п.11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ", согласно которому при рассмотрении вопроса о постановке на учет сотрудника в расчет обеспеченности жилым помещением берется суммарная площадь всех жилых помещений сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и ст. 69 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права с вынесением по делу нового решения об отказе истцу в заявленных исковых требованиях.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2016 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г.А. о признании незаконным решения Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения от *** 2015 года, обязании Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения со дня подачи им заявления в Комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения - отказать.
Председательствующий Г.А.Ельчанинова
Судьи О.А.Виноградова
Л.В.Захарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.