судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Захарова СВ, Винокуровой Н.С.,
при секретаре: Гульовской О.Р.,
с участием прокурора Селезневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захарова СВ
дело по апелляционной жалобе Трошиной ЛА, апелляционному представлению заместителя прокурора Вачского района Нижегородской области
на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 03 февраля 2016 года
по гражданскому делу по иску прокурора Вачского района в защиту интересов инвалида Трошиной ИА к ГУ НРО ФСС РФ о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Вачского "адрес", действующий в интересах инвалида Трошиной ИА, обратился в суд с иском к ГУ НРО ФСС РФ о понуждении к совершению действий.
В обосновании иска прокурор указал, что Прокуратурой Вачского "адрес" по обращению Трошиной ЛА проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе соблюдение нрав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, в ходе которой было установлено, что в соответствии со справкой ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" Бюро N от ДД.ММ.ГГГГ серия МСЭ-2007 N Трошиной ИА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы с детства.
Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 13.06.2007 г. Трошиной ИА признана недееспособной.
В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) карта N к Акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро N - Филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области", Трошиной ИА должна быть обеспечена подгузниками, абсорбирующим бельем в количестве 30 штук в месяц, 360 штук в год бессрочно.
Распоряжением Главы Вачской поселковой администрации Нижегородской области Трошиной ЛА назначена опекуном над Трошиной ИА
В апреле 2009 года опекуном инвалида Трошиной ИА - Трошиной ЛА в Филиал N ГУ НРО ФСС России подано заявление об обеспечении Трошиной ИА техническими средствами реабилитации.
За период 2009-2013 годы инвалид Трошиной ИА обеспечена необходимыми средствами реабилитации.
Между тем, в нарушение требовании ст.11 Федерального закона N181-ФЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвалид Трошиной ИА Филиалом N ГУ НРО ФСС не обеспечена техническими средствами реабилитации за 2014 год - в количестве 180 штук, за 2015 год - в количестве 150 штук из расчета 30 штук в месяц, 360 штук в год.
Действия ГУ НРО ФСС России по не обеспечению Трошиной ИА техническими средствами реабилитации являются незаконными и нарушают социальные права инвалида, относящегося к категории граждан, нуждающихся в особой государственной защите.
Трошиной ИА является инвалидом первой группы, по состоянию здоровья не может сама обратиться в суд в защиту своих интересов. Неправомерными действиями ГУ НРО ФСС России нарушены социальные права инвалида.
В связи с изложенным прокурор просил суд обязать ГУ НРО ФСС РФ обеспечить Трошиной ИА подгузниками, абсорбирующим бельем за 2014 год в количестве 180 штук, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в количестве 150 штук, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения гражданского дела в суде по Индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИИР) карта N к Акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро N - Филиалом ФКУ "ГБ МО "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ, из расчета 30 штук в месяц, 360 штук год.
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 03 февраля 2016 года в иске Прокурору Вачского района в защиту интересов инвалида Трошиной ИА к Государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к совершению действий отказано полностью.
В апелляционной жалобе Трошиной ЛА и апелляционном представлении заместителя прокурора Вачского "адрес" Зуевой Н.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, и удовлетворении заявленных исковых требований. По мнению заявителей, у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворения иска прокурора, предъявленного в защиту инвалида Трошиной ИА, поскольку факт нарушения прав инвалида не обеспечением в полном объеме техническими средствами реабилитации нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, а недостаточность финансирования из федерального бюджета не может служить основанием для ограничения гарантированных Конституцией РФ прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" Фонд социального страхования Российской Федерации производит расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов индивидуальными средствами реабилитации осуществляется по Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), а также в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Из материалов дела следует, что Трошиной ИА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства, группа инвалидности - первая, бессрочно, что подтверждается справкой серии МС-2007 N от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Вачского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Трошиной ИА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признана недееспособной.
На основании Распоряжения Вачской поселковой администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О назначении опекуна", опекуном несовершеннолетней Трошиной ИА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначена ее мать Трошиной ЛА
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (карта N к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ), выданной ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"", Трошиной ИА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., нуждается в предоставлении абсорбирующего белья - подгузников - 30 штук в месяц, 360 штук в год.
Следовательно, Трошиной ИА должна обеспечиваться указанным техническим средством реабилитации на постоянной основе и в установленных объемах.
Сторонами не оспаривалось, что Трошиной ИА стоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями.
Судом первой инстанции установлено, что в 2014 году Трошиной ИА была обеспечена подгузниками в количестве 180 штук, в 2015 году - 180 штук, в 2016 году - подгузники не выдавались ни разу.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о нарушении права инвалида Трошиной ИА на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Таким образом, Трошиной ИА на момент рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции не обеспечена абсорбирующим бельем (подгузниками) за 2014 год в количестве 180 штук, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 150 штук, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 63 шт.
Разрешая спор по существу и отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований о возложении на Государственное учреждение "Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" обязанности обеспечить Трошиной ИА абсорбирующим бельем (подгузниками) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации за прошлое время, суд первой инстанции исходил из избрания прокурором ненадлежащего способа восстановления нарушенного права инвалида Трошиной ИА, указав, что Трошиной ИА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не обеспеченная в должном объеме техническими средствами реабилитации, имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права. В соответствии с действующим законодательством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошедший период могут быть восстановлены только путем выплаты компенсации за понесенные затраты на такие средства.
Обеспечение абсорбирующим бельем направлено на компенсацию нарушенной выделительной функции организма инвалида, нуждаемость в нем является ежедневной, право инвалида в случае возложения на ответчика обязанности по предоставлению технических средств реабилитации за прошлый период не будет восстановлено ввиду невозможности их одновременного использования за текущий и прошлый периоды.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отказе прокурору в иске о обязании ГУ НРО ФСС РФ обеспечить Трошиной ИА техническими средствами реабилитации (подгузниками) за прошлый период основан на нормах действующего законодательства.
При этом, Трошиной ИА не лишена права в установленном порядке получить соответствующую компенсацию за технические средства реабилитации, которыми она не была обеспечена в полном объеме в 2014 г. и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что и будет являться в данном случае надлежащим способом защиты ее нарушенного права.
Вместе с тем, за получением соответствующей компенсации Трошиной ИА (в лице своего опекуна Трошиной ЛА) к ответчику не обращалась.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда по существу заявленных требований правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора не опровергают выводов суда и не являются основанием к отмене решения.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Павловского городского суда Нижегородской области от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.