судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей
Козлова О.А., Серова Д.В.,
при секретаре Брёховой Е.В.,
с участием прокурора Усова М.С
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2016 года
по иску прокурора ЗАТО г.Саров Нижегородской области в интересах Филипповой И.С. к ГКУ Нижегородской области "Управление социальной защиты населения г.Саров", Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на присвоении "Ветеран труда",
У С Т А Н Н ЬО В И Л А:
Прокурор ЗАТО г.Саров обратился в суд в интересах Филипповой И.С. с иском к ГКУ Нижегородской области "Управление социальной защиты населения г.Саров", Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на присвоении "Ветеран труда" указав, что прокуратурой по обращению истца проведена проверка, которой установлено, что Филиппова И.С. в 1986 года была принята на работу в ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" инженером - программистом, общий трудовой стаж работы составляет 29 лет. Приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 16 сентября 2008 года N 797/к истец награждена знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности". Филиппова И.С. обратилась в ГКУ Нижегородской области "Управление социальной защиты населения г.Саров" с заявлением о включении ее в списки граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", для направления этих списков в комиссию по присвоению указанного звания на территории Нижегородской области и представила все необходимые документы. Письмом от 28 декабря 2015 года УСЗН г.Саров истцу отказано во включении в соответствующие списки. Не соглашаясь с данным отказом, прокурор ЗАТО г. Саров обратился в суд и просит признать право Филипповой И.С. на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2016 года иск удовлетворен. Постановлено признать за Филипповой И.С. право на присвоение звания "Ветеран труда".
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права, указывая на отсутствие у истца права на указанное звание.
В суде апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения.
Стороны, третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили.
Учитывая положения ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" регулируя правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
На основании п.2 ч.1, ч.2.1 ст.3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" к ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Правительством Нижегородской области.
Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 г. N 203 создана комиссия по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области. При этом истцом, ответчиком и третьим лицом в суде по вопросам, связанным с исполнением решений комиссии, является министерство социальной политики Нижегородской области (п.8 Положения).
На основании п.1 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории Нижегородской области.
Согласно пп."а" п.2 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается, в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж для назначения пенсии по старости или за выслугу лет не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, исчисленный в календарном порядке.
Пунктами 3, 7 Положения предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают документы через государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" по месту жительства заявителя, а государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" направляют в комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области списки граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", с заверенными копиями документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда".
В силу пп."а" п.4 Положения лица, указанные в пп."а" п.2 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по решению органов государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней рассматривает документы граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и принимает решение о подготовке проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области о присвоении звания "Ветеран труда" по каждому рассмотренному заявлению либо, в случае несоответствия представленных документов на присвоение звания "Ветеран труда" действующему законодательству, в том числе несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящего Положения, об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
По поручению комиссии министерство социальной политики Нижегородской области готовит письменное уведомление гражданину об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", которое в срок не позднее 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения направляется заявителю, а копия - государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Филиппова И.С. является гражданином Российской Федерации, имеет регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области. Приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 16 сентября 2008 года N 797\к награждена знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности". Общий трудовой стаж составляет более 29 лет.
В ответ на заявление истца о присвоении ей звания "Ветеран труда" ГКУ УСЗН г.Саров письмом от 28 декабря 2015 года отказало в направлении документов на комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, по мотиву того, что оснований для направления представленных документов не имеется - истец награждена знаком "Ветеран атомной энергетики и промышленности" приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", которая, по мнению ответчиков, не является федеральным органом государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, право истца на присвоение звания "Ветеран труда" было нарушено.
Данный отказ послужил основанием обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Однако, при решении вопроса о наличии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда" ответчиками не учтено, что согласно пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное агентство по атомной энергии являлось федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Федеральное агентство по атомной энергии упразднено.
Согласно ст.20 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" государственное управление использованием атомной энергии осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Согласно ч.6 ст.6 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в действующей редакции) со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика, предусмотренные государственным оборонным заказом, федеральными целевыми программами, межгосударственными программами, федеральной адресной инвестиционной программой, государственным заказчиком по которым определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также полномочия по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, права награждать ведомственными знаками отличия в труде работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Согласно п.4.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 N 203, при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях.
Таким образом, Госкорпорации "Росатом" переданы функции упраздненного Федерального агентства по атомной энергии и, соответственно, право учреждать знаки отличия и награждать ими работников корпорации, организаций корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 06.04.2005 N 174 учрежден знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" и Положение о данном знаке отличия, в соответствии с которым награждение этим знаком отличия в труде производится приказом руководителя агентства по согласованию с ЦК РПРАЭП.
Следовательно, до образования Госкорпорации "Росатом" знаком "Ветеран атомной энергетики и промышленности" награждало Федеральное агентство по атомной энергии, данный знак признавался ведомственным наградой и являлся основанием для присвоения награжденному лицу звания "Ветеран труда".
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" приняты Положение о ведомственном знаке отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" от 03 июня 2014 года N 1\18-НПА (зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2014 г. N 33843). Ранее Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" были приняты Положения о знаке отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" (приказ от 29.02.2012 N 1/165-П, приказ от 03.06.2014 N 1/18-НПА).
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что с 20 марта 2008 года - даты упразднения Федерального агентства по атомной энергии - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" являлась уполномоченным органом управления за использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с главой IV Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии, равнозначной в своих правах и функциях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, следовательно, знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" полностью соответствует критериям ведомственной награды, учрежденной органом, имеющим в соответствии с федеральным законодательством полномочия принимать такие решения.
Награждая истца знаком отличия в труде, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" была наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное регулирование использованием атомной энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы суда первой инстанции, что знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", присвоенный истцу Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения требований о признании за истцом права на присвоение указанного звания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального права и установленным обстоятельствам дела, доводами апелляционной жалобы не опровергнуты
Доводы жалобы о том, что знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" не является ведомственным знаком отличия, судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку такие доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и сводятся к субъективной оценке заявителя установленных по делу обстоятельств.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилуказанное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.