Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сокуровой Ю.А., судей Башаркиной Н.Н. и Старковой А.В.
при секретаре судебного заседания Шаминой Е.С.
с участием представителя Министерства социальной политики Нижегородской области С.К.А., прокурора М.Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н. дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22 октября 2015 года по делу по иску прокурора Спасского района Нижегородской области, действующего в интересах Троскиной Т. П., к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании за счет средств федерального бюджета обеспечить вдову погибшего участника Великой Отечественной войны жильем в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Спасского района Нижегородской области, действуя в интересах Троскиной Т.П., обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании за счет средств федерального бюджета обеспечить вдову погибшего участника Великой Отечественной войны жильем в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Спасского района Нижегородской области была проведена проверка по поручению прокураторы Нижегородской области по обращению гражданки Троскиной Т.П., в ходе которой в деятельности Министерства социальной политики Нижегородской области выявлены нарушения при реализации полномочий по обеспечению жильем членов семьи ветеранов Великой Отечественной войны.
Троскина Т.П. является членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Троскина Т.П. была принята на учет нуждающихся в получении жилья по договорам социального найма и была включена в сводный список граждан, однако впоследствии Троскина Т.П. была исключена из указанного списка.
Вступившим в законную силу решением Спасского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2014 года, Троскина Т.П. была восстановлена в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. За Троскиной Т.П. признано право на получение единовременной денежной компенсации на строительство или приобретение жилья.
До настоящего времени единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения Троскиной Т.П. не выплачена.
Прокурор просит обязать Министерство социальной политики Нижегородской области за счет средств федерального бюджета обеспечить вдову погибшего участника Великой Отечественной войны Троскину Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жильем в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным огранном исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22 октября 2015 года Министерство социальной политики Нижегородской области обязано за счет средств федерального бюджета обеспечить вдову погибшего участника Великой Отечественной войны Троскину Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жильем в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным огранном исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что внеочередное предоставление истцу единовременной денежной выплаты противоречит порядку, предусмотренному действующим законодательством, нарушает нормы, установленные нормативными правовыми актами, и права иных граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах".
Право на получение меры социальной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в рамках ФЗ "О ветеранах" имеют признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий участники, инвалиды Великой Отечественной войны и члены их семей.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006 N68-3 "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к вышеуказанным категориям.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 5.1 Закона N68-3 во внеочередном порядке меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются: инвалидам ВОВ; инвалидам боевых действий; -участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах"; лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Истец к категории Ветеранов, обладающих внеочередным правом на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Закона N68-3, не относится.
Средства федерального бюджета, поступившие в Нижегородскую область в 2015 году в рамках ФЗ "О ветеранах" и в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 N714 на обеспечение жильем Ветеранов, распределены в полном объеме и направлены на обеспечение единовременными денежными выплатами Ветеранов, обладающих внеочередным правом на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Закона N68-3, а также Ветеранов, неотнесенных к категории внеочередников, вставших на учет нуждающихся в жилом помещении до 16.05.2013 г..
Таким образом, в числе необеспеченных на данный момент Ветеранов находятся, помимо внеочередников, Ветераны, вставшие на учет нуждающихся в жилом помещении в период с 16.05.2013 г. до 03.07.2013 г., то есть состоящие на учете нуждающихся в жилом помещении с более ранней даты, чем истец.
Вопрос обеспечения истца единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения должен рассматриваться по мере поступления средств федерального бюджета с учетом требований пункта 1 статьи 5.1 Закона N68-3. Таким образом, единовременная денежная выплата не может быть предоставлена истцу в нарушение очередности. Это будет являться ущемлением прав других Ветеранов, вставших на учет нуждающихся в жилом помещении ранее истца. Кроме того, будут нарушены права Ветеранов, имеющих внеочередное право на получение единовременной денежной выплаты.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, заслушав Саулину К.А., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Спасского муниципального района Нижегородской области N 448 от 03 июля 2013 года Троскина Т.П. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Впоследствии постановлением администрации Спасского муниципального района Нижегородской области N332 от 26 июня 2014 года Троскина Т.П. была исключена из сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Спасского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2014 года признано недействительным решение комиссии по рассмотрению заявлений граждан на постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Спасского муниципального района от 26 июня 2014 года N5 в части пункта 3 об исключении Троскиной Т.П. из сводного списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах". За Троскиной Т.П. признано право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Данное решение суда вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Данным решением суда было установлено, что Троскина Т.П. является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21. Федерального закона "О ветеранах".
В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно положениям ст.23.2 выше указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
На основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на подучение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
В соответствии со ст.4 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", размер единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) определяется исходя из нормы общей площади жилья 36 квадратных метров на одного человека и размера средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для следующих категорий граждан - участников Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) предоставляются для строительства жилого помещения (в том числе жилого дома) либо для приобретения жилого помещения (в том числе жилого дома) по договору купли-продажи.
Социальные выплаты на приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) предоставляются для приобретения жилого помещения (в том числе жилого дома) по договорам купли-продажи.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд обоснованно исходил из того, что Троскина Т.П. относится к числу граждан, имеющих право на обеспечение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, на основании решения суда за ней признано право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Указание в решении суда на то, что мера социальной поддержки должна быть предоставлена в течение определенного времени (шести месяцев в даты вступления решения суда в законную силу), не свидетельствует о том, что данная выплата должна быть предоставлена ей во внеочередном порядке, поскольку ответчику дан срок для исполнения решения суда, что не противоречит положению ст.206 ГПК РФ.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дела было установлено, что Троскина Т.П. проживает в деревянном жилом доме, собственником которого является Самойлова О.Е., членом семьи последней Троскина Т.П. не является, в доме проживает с согласия собственника в отдельной комнате, своего жилого помещения не имеет.
В настоящее время жилищные условия Троскиной Т.П. не изменились. Доказательств с достоверностью свидетельствующих об обратном суду не представлено.
При рассмотрении дела ответчик факт того, что Троскина Т.П. имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии со статьей 23.2 ФЗ "О ветеранах", не оспаривал.
Доводы жалобы аналогичны процессуальной позиции ответчика в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом рассмотрены, судебная коллегия не находит оснований для иных выводов, всем доказательствам дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.