Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Барской Я.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Коневой М.С. и Конева В.Н.
на решение Шатковского районного суда Нижегородской области от 11 февраля 2016 года
гражданское дело по иску Коневой М. С. и Конева В. Н. к администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей единовременных денежных выплат на приобретение жилых помещений в 2014 году и обеспечить единовременными денежными выплатами на приобретение жилых помещений во внеочередном порядке,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав объяснения Коневой М.С. и представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Сауниной К.А.
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указывая, что они являются инвалидами, состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и были включены в сводный список граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", однако впоследствии незаконно, по вине администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области исключены из него за отсутствием документов, подтверждающих признание Коневой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. В этой связи истцы просят суд признать за ними право на получение во внеочередном порядке единовременных денежных выплат на приобретение жилых помещений в 2014 году в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006 г. N 68-З "О формах и порядке предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", обязать администрацию Шатковского муниципального района Нижегородской области включить Коневу М.С. в список граждан-получателей единовременных денежных выплат на приобретение жилых помещений в 2014 году в соответствии с названным Законом Нижегородской области и обязать министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить истцов единовременными денежными выплатами на приобретение жилых помещений во внеочередном порядке.
Представитель администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области - по доверенности Елисеева С.Ю. иск не признала.
Решением суда от 11 февраля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Коневой М.С. и Конева В.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
От главы администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области Межевова М.Н. и от представителя Министерства социальной политики Нижегородской "адрес" - по доверенности Резцовой Л.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения и несостоятельность доводов заявителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.
В силу положений ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 г. N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подп.3 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" и абзацем пятым ст.28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме однократного предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Статья 3 указанного Закона Нижегородской области предусматривает, что формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Для включения в списки гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области заявление о включении гражданина в сводный список на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, паспорт или иные документы, удостоверяющие личность, гражданина - получателя мер социальной поддержки по обеспечению жильем, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, копию решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае, если документы, указанные в п.п. 7 и 8 ч.2 настоящей статьи, не представлены заявителем, такие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органами местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
На основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Таким органом исполнительной власти в Нижегородской области в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 г. N 148 "Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" является министерство социальной политики Нижегородской области.
В ст.5 названного выше Закона Нижегородской области (в редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2013 г. N 6-З) предусмотрено также, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в ст.1 настоящего Закона.
Во внеочередном порядке меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Материалами дела подтверждено, что истцы Конев В.Н. и Конева М.С. являются инвалидами и поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
10 апреля 2013 года Конев В.Н. обратился к главе администрации Шатковского муниципального района с заявлением о включении в сводный список граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих прав на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подп.3 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" и абзацем пятым ст.28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приложив к нему копии паспорта, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и решения исполнительного комитета Шатковского районного Совета народных депутатов от 20.03.1989 г. N 78 (л.д. 94).
12 декабря 2013 года Конева М.С. обратилась с аналогичным заявлением с приложением тех же документов, в том числе решения исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от 20.03.1989 г. N 78 (л.д. 74).
На основании указанных заявлений Конева М.С. и Конев В.Н. были включены в список граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подп.3 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" и абзацем пятым ст.28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по Шатковскому муниципальному району на 2014 год по категории "Инвалиды" под номерами 3 и 5 соответственно (л.д. 67-70).
Впоследствии Конев В.Н. включен в сводный список в 2014 году с даты отнесения к льготной категории - с 17 января 2002 года под номером 813, в 2014 году очередь для получения меры социальной поддержки до него не дошла. На момент разрешения спора он состоит в сводном списке на 2016 года и находится под номером 484.
Вместе с тем, как следует из письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 30 сентября 2014 года N и письма администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области от 19 ноября 2014 года N, при проведении юридической проверки документов, направленных администрацией Шатковского муниципального района Нижегородской области в министерство социальной политики Нижегородской области по материалам учетного дела Коневой М.С. выявлено отсутствие документов, подтверждающих признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, в том числе в составе семьи супруга - Конева В.Н. В соответствии вышеуказанным решением исполнительного комитета Конев В.Н. поставлен на очередь для улучшения жилищных условий, однако в отношении Коневой М.С. указанное решение о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ни отдельно, ни в составе семьи супруга Конева В.Н. не принималось, что послужило основанием для исключения ее из списка по Шатковскому муниципальному району (л.д. 11-12, 41).
Действительно, согласно названному решению исполнительного комитета Шатковского районного Совета народных депутатов, копия которого представлена в материалы дела, на очередь для улучшения жилищных условий поставлен Конев В.Н. в соответствии с его заявлением от 1 марта 1989 года (л.д. 50-51, 115).
Вместе с тем, из письма администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области следует, что 6 июня 1997 года Коневой МС установлена инвалидность второй группы, и с этого дня у нее возникло право на социальную поддержку по обеспечению жильем инвалидов в соответствии с Законом Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", и постановлением администрации Шатковского района от 04.04.1994 г. N N на основании медсправки N N от 09.02.1994 г. она переведена на льготную очередь на улучшение жилищных условий. С 6 июня 1997 года Конева М.С. включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на получение социальной выплаты по категории "инвалиды" на 2014 год под номером 325 (л.д. 47-49).
Таким образом, материалами дела подтверждено, по состоянию на 1 января 2005 года Конева М.С. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2014 году включена администрацией Шатковского муниципального района Нижегородской области в соответствующий список, однако во включении в сводный список на 2014 год ей было отказано.
Из дела видно также, что в настоящее время Конева М.С. включена администрацией Шатковского муниципального района Нижегородской области в формируемый ей список на 2016 год, включена Министерством социальной политики Нижегородской области в сводный список на тот же год с 6 июня 1997 года, то есть с даты отнесения ее к льготной категории, и находится в нем под номером 191.
Таким образом, разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что права и законные интересы истцов не нарушены - в настоящее время они сохраняют право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, данное право признано за ними с даты первичного установления инвалидности и не оспорено.
При этом, вопреки утверждениям Коневой М.С. и Конева В.Н., право на внеочередное предоставление указанной меры социальной поддержки также не может быть признано нарушенным.
В соответствии с Порядком организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 г. N 148, Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет расчет размера субвенций, подлежащих перечислению бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области для последующего предоставления гражданам, указанным в п.2.1 настоящего Порядка, мер социальной поддержки по обеспечению жильем (п.5.3).
Перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области, в котором указываются граждане - получатели мер социальной поддержки по обеспечению жильем п.5.4).
Граждане, указанные в подп. "б" п.2.1 настоящего Порядка, не реализовавшие свое право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в течение установленного действующим законодательством срока, повторному включению в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем при перераспределении освободившихся средств не подлежат.
За указанными лицами сохраняется право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем при распределении средств федерального бюджета, поступивших на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в очередном финансовом году, в соответствии с установленной настоящим Порядком процедурой предоставления мер социальной поддержки (п.5.5).
Судом установлено, что ранее истцы проживали в помещении, признанном непригодным для проживания, и 27 ноября 2014 года в рамках региональной адресной подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы" между администрацией Шатковского муниципального района Нижегородской области и Коневым В.Н. заключен договор социального найма жилого помещения, в которое совместно с нанимателем, помимо других членов семьи, включена Конева М.С. (л.д. 33-34).
Следовательно, предусмотренное ч.2 ст.5.1 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" основание для внеочередного предоставления мер социальной поддержки - признание непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции жилого помещения для истцов отпало.
Наличие иных предусмотренных законом оснований для внеочередного предоставления мер социальной поддержки истцами не доказано.
Таким образом, поскольку за период с 1 января 2013 года по 19 января 2016 года субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в бюджет Шатковского муниципального района Нижегородской области не поступало (л.д. 65), с учетом положений п.п.5.3-5.5 вышеназванного Порядка нельзя сделать вывод о том, что права и законные интересы истцов на внеочередное предоставление мер социальной поддержки было нарушено. В настоящее время они сохраняют право на предоставление мер социальной поддержки, но в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не содержат оснований для отмены решения суда и не опровергают выводов, изложенных в нем.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шатковского районного суда Нижегородской области от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коневой М.С., Конева В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.