Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Берко А.В.,
судей Чернышовой Н.И., Загорской О.В.,
при секретаре судебного заседания Хубиевой А.Л.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Протасовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по апелляционному представлению помощника прокурора Промышленного района Елагиной Е.А. и апелляционной жалобе Товмасяна А. Г.
на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 14 декабря 2015 года
по гражданскому делу по исковому заявлению Товмасян А.Г. к УФНС России по СК о признании незаконным приказа УФНС России по СК от 23.06.2015 года, признании незаконным приказа УФНС России по СК от 04.08.2015 года N 02-08/211 "Об увольнении А.Г. Товмасяна", о восстановлении Товмасяна А.Г. в должности старшего государственного налогового инспектора правового отдела УФНС России по СК, о взыскании с УФНС России по СК в пользу Товмасяна А.Г. среднего заработка за время вынужденного прогула с момента увольнения по день восстановления на государственной гражданской службе, о взыскании с УФНС России по СК в пользу Товмасяна А.Г. компенсации морального вреда в размере 100000 рублей,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Товмасян А.Г. обратился в суд с иском к УФНС России по СК о признании незаконным приказа УФНС России по СК от 23.06.2015 года, признании незаконным приказа УФНС России по СК от 04.08.2015 года N 02-08/211 "Об увольнении А.Г. Товмасяна", о восстановлении Товмасяна А.Г. в должности старшего государственного налогового инспектора правового отдела УФНС России по СК, о взыскании с УФНС России по СК в пользу Товмасяна А.Г. среднего заработка за время вынужденного прогула с момента увольнения по день восстановления на государственной гражданской службе, о взыскании с УФНС России по СК в пользу Товмасяна А.Г. компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
В обоснование требований указал, что с 26 июля 2005 года состоял с ответчиком в трудовых отношениях, с 01.03.2015 года занимал должность начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Ставропольскому краю, а с 27.02.2015 года в должности старшего государственного налогового инспектора правого отдела.
Приказом по Управлению ФНС России по Ставропольскому краю (далее - Управление) от 23.06.2015 года N02-10/08 "О проведении проверки в отношении А.Г. Товмасяна" в отношении него назначена проверка в части достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам которой, на основании приказа по Управлению от 04.08.2015 года N02-08/221 "Об увольнении А.Г. Товмасян" он освобожден от занимаемой указанной должности и уволен с гражданской службы 04.08.2015 года в связи с утратой представителя нанимателя доверия к гражданскому служащему.
Приказ об увольнении с работы незаконен, так как основанием для проведении в отношении него проверки послужила информация начальника отдела безопасности Управления Лесных А.В. от 23.06.2015 года об укрытии им сведений о доходах за 2012 год,- в разделе 3 информации о наличии сберегательной книжки, открытой в 2006 году- счет N( ... ).
В объяснении он указал, что данная сберкнижка открыта в 2006 году на 5 лет, т.е. до 2011 года, с 2008 года операций по счету он не проводил, о пролонгации ее без его ведома, узнал только 04.04.2014 года, и данную информацию отразил в сведениях за 2013-2014 годы с остатком по счету 19,01 рубля, с начислением ему дохода (капитализации) в размере 65 коп.
Эти обстоятельства стали известны представителю нанимателя из его сведений за 2013-2014 годы. Проведение в 2015 году проверки сведений за 2012 год, по истечению трехлетнего срока нормами материальных законов не предусмотрено.
В компетенцию отдела собственной безопасности Управления не входят полномочия на проведение указанной проверки, а передача и разглашение персональных его данных, как государственного гражданского служащего, третьей стороне не допускается без его письменного согласия.
Прокуратурой Ставропольского края проведена проверка сведений государственных служащих Управления, по результатам которой выявлены иные нарушения, о чем указано в Представлении от 11.03.2015 года N86-13-2015, а поэтому действия должностных лиц Управления, при издании 23.06.2015 года приказа N02-10/08 о проведении в отношении него проверки, об истребовании в отношении него документов,- противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В проверке не принимал участие представитель выборного профсоюзного органа Управления, что также является нарушением процедуры её проведения.
04.08.2015 года в 11.00 часов им даны объяснения по сведениям, поступившим из Сбербанка России и Банка "Возрождение" ПАО, в 12.00 часов 04.08.2015 года он ознакомлен с заключением по проверке и приказом об увольнении N02-08/221. Таким образом, всего за один час, в нарушение подпункта "б" пункта 24 Порядка, проверяющая группа усмотрела факт дисциплинарного проступка, подготовила заключение, подготовлен доклад Лесных В.А, а также изготовлен приказ об увольнении от 04.08.2015 года N02-08/221.
При увольнении не учтен характер правонарушения, его тяжесть, обстоятельства при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений, запретов и требований, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей.
До вынесения ответчиком приказа УФНС России от 04.08.2015 года N02-08/221 об увольнении с работы комиссия не заседала, и ему не предоставлялось право представить документы, а также давать пояснения о неправомерности установленных проверкой выводов.
Этими неправомерными действиями ответчика ему причинены моральные и нравственные страдания, оцененные им в размере 100000 рублей.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 14 декабря 2015 года в удовлетворении настоящего иска отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Товмасян А.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на основания, изложенные в его исковом заявлении, на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих существенно значение, на нарушение судом норм материального закона и норм процессуального закона.
Апелляционное производство по апелляционному представлению помощника прокурора Промышленного районного суда г. Ставрополя Елагиной Е.А. прекращено в связи с отказом.
В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление, представитель УФНС России по Ставропольскому краю Богомолова Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление без удовлетворения.
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению, в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Товмасян А.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В адрес судебной коллегии от истца поступило ходатайство об отложении слушания по делу в связи с болезнью, исключающей возможность личного присутствия в судебном заседании и необходимостью предоставления дополнительных доказательств в рамках дела.
Аналогичное заявление поступало от истца об отложении судебного разбирательства, назначенного на 18 мая 2016 года, однако, доказательства уважительности причин неявки в обоих случаях суду не представлены. Равно как не представлены и дополнительные доказательства, на которые имеется ссылка в ходатайстве
Судебная коллегия не находит оснований для отложения рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с неявкой в заседание судебной коллегии истца, полагает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, и считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца, поскольку о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки.
Проверив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей УФНС России по Ставропольскому краю Богомолову Е.Н., Булгакова Г.И., просивших об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, заключение прокурора Протасовой О.Б. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Положениями статьи 7 Конституции предусматривается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положениями статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, одним из которых является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Под увольнением работника подразумевают прекращение трудового договора. Увольнение работников производится по основаниям, предусмотренным гл. 13 ТК РФ.
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ, работник обязан добросовестно исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором.
В соответствии со ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно п.7.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя".
Таким образом, законодательно определено, что наличие самого факта непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения.
В силу требований ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Из материалов дела следует, что между Товмасян А.Г. и Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю Ответчиком заключен служебный контракт от 26.07.2005 года N00355, в соответствии с которым Товмасян А.Г. до 01.03.2015 года занимал должность начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Ставропольскому краю. В связи с изменением структуры Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, утвержденной приказом ФНС России от 24.02.2015 NММВ-7-4/80 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю" 27.02.2015 Товмасян А.Г. предложена работа по служебному контракту в должности старшего государственного налогового инспектора правого отдела, о чем 02.03.2015 года заключено дополнительное соглашение к служебному контракту.
Приказом Управления ФНС России по Ставропольскому краю (далее - Управление) от 23.06.2015 N02-10/08 "О проведении проверки в отношении А.Г. Товмасяна" назначена проверка в части достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам которой, на основании приказа Управления от 04.08.2015 года N02-08/221 "Об увольнении А.Г. Товмасян" Товмасян А.Г. освобожден от занимаемой должности федеральной государственной службы старшего государственного налогового инспектора правого отдела и уволен с гражданской службы 04.08.2015 года в связи с утратой представителя нанимателя доверия к гражданскому служащему.
Как следует из преамбулы данного приказа, установлены нарушения требований ч.1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п.п. 9, 11, ст. 15, ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 57-9-ФЗ "О государственного гражданской службе Российской Федерации" и прохождении государственной гражданской службы".
Основанием для проведения проверки послужила информация начальника отдела безопасности Управления Лесных А.В. от 23.06.2015 года, где сообщалось, что в ходе анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального служащего (далее по тексту также сведения о доходах) установлено, что Товмасян А.Г. в сведениях за 2012 год не указывалась в разделе 3 информация о наличии сберегательной книжки открытой в 2006 году счет N42307810060003803469.
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно этому порядку применение взысканий за совершение коррупционных проступков осуществляется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Проверка полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, установлена Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065. Если доклад о результатах проверки направляется представителем нанимателя в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, то взыскание применяется также и на основании рекомендации указанной комиссии. Порядок работы названной комиссии установлен Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821.
Дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.
Согласно ст. 13.2 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие должности в государственных корпорациях, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставлением или представлением неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставлением или представлением заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК).
Законодательством Российской Федерации перечень и критерии уважительности причин непредставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи уважительных и объективных причин не установлен.
При принятии решения по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения. (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.)
В целях реализации государственной антикоррупционной политики, выполнение основных задач по борьбе с коррупцией на разных уровнях возложено на подразделения кадровых служб.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года N1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Положение Указа N 1065) решением Президента Российской Федерации предложено формирование специализированных подразделений кадровых служб с возложением на них ряда антикоррупционных функций.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 1065 Правительством Российской Федерации в феврале 2010 года Аппаратом Правительства разработано и утверждено типовое положение по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа.
В соответствии с пунктом 1 данного типового положения (далее - положение), подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений является структурным подразделением кадровой службы федерального государственного органа. Данное положение распространяется на федеральные государственные органы, за исключением федеральных государственных органов, указанных в разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане, и при замещении которых федеральные государственные служащие, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557. (ФНС в данный перечень не включена).
Руководитель Управления в соответствии с распределением обязанностей между отделами Управления определяет лиц, уполномоченных на обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных и другой служебной информации ограниченного распространения. Лица, допущенные к обработке персональных данных и других сведений ограниченного распространения, несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих данных.
Так в соответствии с приказами Управления от 10.12.2014 N 01-05/423@,от 03.08.2015 N 01-05/487@ "Об определении лиц, имеющих допуск к сведениям конфиденциального характера" определен перечень лиц, для исполнения своих служебных обязанностей, допущенных к персональным данным сотрудников Управления (в том числе отдел безопасности Управления для проведения работ в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Сотрудники отдела безопасности являются работниками Управления и в соответствии с приказами руководителя Управления уполномочены на обработку персональных данных, и не являются третьей стороной в соответствии с п. 6 ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Порядок доступа к информационным, программным и аппаратным ресурсам Управления определен приказом Управления от 26.12.2013 N01-05/470 "Об утверждении Порядка доступа к информационным, программным и аппаратным ресурсам УФНС России по Ставропольскому краю", в соответствии с приказом ФНС России от 30.07.2008 N ММ-3-6/336@ "Об утверждении Типового порядка доступа к информационным, программным и аппаратным ресурсам объекта информатизации ФНС России".
Имея соответствующий доступ к информационному ресурсу "Делопроизводство. Кадры. Смета", а, также руководствуясь п.п. "л" п.3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", сотрудниками отдела безопасности проанализированы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные государственными гражданскими служащими, в том числе, старшим государственным налоговым инспектором правового отдела Управления Товмасяном А.Г. за 2012, 2013 и 2014 год, в результате которого установлен факт неполноты отражения сведений в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Товмасяна А.Г. за 2012 год.
Начальником отдела безопасности Управления Лесных В.А. подготовлена на имя руководителя Управления докладная записка от 23.06.2015 N 03-23/004721.
Приказом Управления от 23.06.2015 года N 02-10/08 "О проведении проверки в отношении А.Г. Товмасяна А.Г." назначена проверка в отношении старшего государственного налогового инспектора правового отдела Управления Товмасяна А.Г., и создана комиссия, которой поручено представить заключение по результатам проверки в отношении Товмасяна А.Г. в срок, установленный п.12 Положения о проверке достоверности сведений, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009
N 1065.
Основания для проведения проверки соблюдения служащим требований антикоррупционного законодательства установлены в Положении. Решение о проведении проверки рекомендуется оформлять визой руководителя (представителя нанимателя) на документе-основании. Такое решение рекомендуется принимать в течение 1-2 служебных дней с момента поступления в государственный орган края соответствующего документа-основания. Срок принятия решения обусловлен тем, что взыскания за совершение коррупционных правонарушений применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Решение о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина и оформляется в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Во исполнение требований действующего антикоррупционного законодательства, руководителем УФНС России по Ставропольскому краю на отдел безопасности возложены функции по профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений.
В соответствии с пп.8 п.5 Положения об отделе безопасности Управления (в ред. Приказа Управления от 23.05.2014 N 01-05/185) (далее - Положение об отделе безопасности) к основным задачам отдела безопасности Управления относится организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещении должностей федеральной государственной службы, и государственными гражданскими служащими. В связи с чем, отдел безопасности Управления вправе проводить проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданскими служащими.
Отдел безопасности в соответствии со структурой ФНС (далее - Служба) относится к кадровому подразделению. Структуру центрального аппарата ФНС России составляют Управления, руководство и координация работы которых возложено на руководителя или заместителей руководителя Службы. Так, в прямом подчинении руководителя Службы находится Управление кадров. В соответствии с пунктом 2.19 Положения об Управлении кадров ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 29.07.2013 года N ММВ-7-4/257@, на Управление кадров возложена функция по проведению единой кадровой политики Службы, методологическое обеспечение, координация и контроль работы подразделений Службы, ее территориальных органов по вопросам государственной службы, кадровой работы, противодействия коррупции, внутреннего режима безопасности, проведения служебных проверок и служебных расследований и т.д.
В ФНС России разработаны структуры управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, доведенные письмом от 31.07.2013 NММВ-20-4/73@, в соответствии с которыми в структурах управлений с предельной численностью 100 и менее единиц предусмотрен отдел кадров и безопасности, в структурах управлений с предельной численностью101-300 единиц предусмотрен отдел кадров и безопасности, но по решению руководителя управления могут самостоятельно создаваться отдел кадров и отдел безопасности, а в управлениях с предельной численностью свыше 301 единицы создаются отдельно отдел кадров и отдельно отдел безопасности.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о несостоятельности утверждения истца о том, что проверка незаконно проведена отделом безопасности, а не отделом кадров Управления являются безосновательными.
Утверждение истца о том, что законодатель определил, что проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на отдел, который принимал указанные сведения - отдел кадров Управления, на основании действующих нормативно-правовых актов не нашло подтверждения.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим являются сведениями конфиденциального характера и содержат персональные данные гражданского служащего.
Порядок работы с персональными данными гражданского служащего (обработка (любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) регламентированы нормами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), ст.26,42 Федерального закона N 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2005 N 609 " Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" (далее - Указ Президента N 609).
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 152-ФЗ ответственным за организацию обработки персональных данных в организациях является "оператор", т.е. государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п.2 ст.3 N 152-ФЗ).
В системе налоговой службы оператором, осуществляющим обработку персональных данных гражданских служащих является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с п.1 ст.6 и ст.9 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, которое этот субъект дает свободно, своей волей и в своем интересе.
Такое согласие от Товмасяна А.Г. в установленном законом порядке в письменном виде получено 25.06.2011 года и 16.06.2015 года.
Во исполнение Федерального закона N 152-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации N 609, письма ФНС России от 02.11.2006 N ВЕ-6-15/1065@ "О проверке исполнения законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции в Федеральной налоговой службе" в Управлении издан приказ от 10.12.2014 N 01-05/423 "Об определении лиц, имеющих допуск к сведениям конфиденциального характера", на основании которого определен круг лиц, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных государственных гражданских служащих Управления, а также территориальных органов ФНС России по Ставропольскому краю". Сотрудники отдела безопасности включены в данный список в полном составе, поэтому имеют доступ к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих для исполнения, возложенных на отдел функций и задач по профилактике и пресечению коррупционных правонарушений на законных основаниях.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность непосредственно через территориальные органы, которые со Службой составляют единую централизованную систему налоговых органов, то структурное подразделение (отдел безопасности) Управления не является третьей стороной, которой без письменного согласия гражданского служащего Товмасяна А.Г. переданы справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для организации проведения анализа и проверки.
Кроме того, согласно п.п. 15 п.5 Положения об отделе безопасности Управления к основным задачам отдела относится организация и контроль порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, государственных органов, органом местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей (приказ МНС РФ от 03.03.2003 N БГ-3-28/96).
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, требований к служебному поведению" какого-либо ограничения, а также прямого запрета привлечения в проверку других служб, помимо отдела кадров, не содержится.
Таким образом, именно отдел безопасности Управления осуществляет контроль за неразглашением сведений конфиденциальной информации, в этой связи необоснован довод Товмасяна А.Г. о том, что действия начальника безопасности Управления Лесных В.А., выразившиеся в истребовании в отделе кадров сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Товмасяна А.Г.
При издании приказа вышеуказанные требования соблюдены, приказ вынесен руководителем УФНС в рамках своих должностных полномочий, в связи, с чем приказ УФНС России по Ставропольскому краю от 23.06.2015 года следует признать законным.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, определен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065.
Согласно пункту 6 настоящего Указа, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении Положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В заявлении Товмасян А.Г. подтверждает, что им представлены неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в справке за 2012 год, о наличии сберкнижки, открытой в 2006 году, Товмасян А.Г. не мог не знать.
В ходе проведения проверки, в соответствии с п. "г" ст.ст.15,16,18.1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению в ФНС России, направлены запросы "О предоставлении сведений в отношении гр. Товмасяна А.Г." от 25.06.2015 N03-18/002106 дсп в Сбербанк России и от 30.06.2015 N 03-18/002185дсп в Публичное акционерное общество Банк "Возрождение".
ФНС России 22.07.2015 за исх. N 4-4-13/0017дсп в адрес Управления направлено письмо ПАО Банк "Возрождение" от 16.07.2015 N5702/2723 с информацией по счетам, открытых на имя Товмасяна Айрапета Грачиковича.
На имя Товмасяна А.Г. открыты следующие счета: N ( ... ), открыт 31.01.2010года, закрыт -; N( ... ) открыт 20.10.2011 года, закрыт 07.04.2014; N ( ... ) открыт 08.04.2014 года, закрыт -.
Остатки денежных средств на данных счетах Банка составляли: по счету N ( ... ) на 31.12.2012-48782, 35 руб.; на 31.12.2013 года 24589,15 руб.; на 31.12.2014 года 23529,86 руб.; по счету N ( ... )5 на 31.12.2012 12,62 руб.; на 31.12.2013 года 12,62 руб.; на 31.12.2014 года -0 руб.
Анализом сведений, представленных Банком и сведений, указанных Товмасяном А.Г. в Справке, выявлено несоответствие, а именно: За 2012 год на счете ( ... ) по данным Банка остаток на 31.12.2012 составил 12,62 руб., в справке о доходах указанной А.Г.Товмасяном - 150000 руб.; сведения - недостоверны; за 2012 год счет ( ... ) по данным Банка открыт 31.01.2010 в справке о доходах указанной Товмасяном А.Г. дата открытия счета 30.03.2010; сведения - недостоверны; за 2013 год по данным Банка на счете ( ... ) остаток на 31.12.2013 - 24589,21 руб., а в справке о доходах указанной Товмасяном А.Г. остаток на 31.12.2014 4159,21 руб., сведения недостоверны; за 2013 год по данным Банка ( ... ) счет закрыт 07.04.2014, а в справке о доходах указанной Товмасяном А.Г.- счет не указан; сведения не полные. За 2014 год по данным Банка открыт 08.04.2014 счет 40817810505207792317, а в справке о доходах указанной Товмасяном А.Г.- счет не указан, сведения не полные.
ФНС России 29.07.2015 за исх. N 4-4-13/0020дсп в адрес Управления направлено письмо ОАО "Сбербанк России" от 23.07.2015 N107/122759дсп с информацией по счетам, открытым на имя Товмасяна Айрапета Грачиковича.
N счета
открыт
закрыт
...
10.05.1995
25.03.2014
...
31.12.1996
25.03.2014
...
10.08.2006
04.04.2014
...
28.02.2012
05.04.2014
Остатки денежных средств и начисленные проценты на данных счетах Банка составляли:
N счета
Остаток на 31.12.2012
руб.
Остаток на 31.12.2013
руб.
Начислены проценты банка
руб.
2012
2013
2014
...
2520,83
2521,07
0,19
0,24
0,06
...
0,76
0,76
0
0
0
...
19,66
19,66
0
0
0
...
0
0
0
0
0
В Справке, предоставленной Товмасяном А.Г. 02.04.2013 года в отдел кадров Управления, за 2012 год, в разделе N3 "Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях" указано 3 счета Сбербанка России и остатки по ним: - счет (дебетовый) открытый 11.06.2005 N( ... ), остаток на 31.12.2012 составил 1000,0 руб.; - счет открытый 26.07.1990 NД-01848-3, остаток на 31.12.2012 составил 1000,0 руб.; - счет открытый 20.04.1991 N М-44, остаток на 31.12.2012 составил 340,0 руб.
В ходе служебной проверки УФНС при сверке данных, указанных Товмасяном А.Г. в Справке в разделе N3 "Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях" за 2012 год и данных, полученных из Сбербанка России, установлено, что Товмасян А.Г. в Справке не указал 4 счета (от 10.05.1995 N( ... ); от 31.12.1996 N( ... ); от 10.08.2006 N( ... ); от 28.02.2012 N( ... ), что свидетельствует о представление неполных сведений.
Кроме того, в Справке за 2012 в разделе N1 "Сведения о доходах" не указаны проценты, начисленные банком по счету от 10.05.1995 N( ... ) в сумме 0,19 руб., что также относится к представлению неполных сведений. Сведения о доходах за 2012 год недостоверные.
При сверке данных, указанных Товмасяном А.Г. в Справке за 2013 год и данных, полученных из Сбербанка России, установлено, что Товмасян А.Г. в Справке не указал 3 счета (от 10.05.1995 N( ... ); от 31.12.1996 N( ... ); от 28.02.2012 N( ... ), что квалифицируется как представление неполных сведений.
Кроме того, в Справке за 2013 в разделе N1 "Сведения о доходах" не указаны проценты, начисленные банком по счету от 10.05.1995 N( ... ) в сумме 0,24 руб., что также относится к представлению неполных сведений. Сведения о доходах за 2013 год недостоверные.
При сверке данных, указанных Товмасяном А.Г. в Справке за 2014 год и данных, полученных из Сбербанка России, установлено, что А.Г. Товмасян в Справке не указал 3 счета (от 10.05.1995 N( ... ); от 31.12.1996N( ... ) от 28.02.2012 N( ... ), что квалифицируется как представление неполных сведений.
Кроме того, в Справке за 2014 год в разделе N1 "Сведения о доходах" им не указаны проценты, начисленные банком по счету от 10.05.1995 N( ... ) в сумме 0,06 руб., что также относится к представлению неполных сведений. Сведения о доходах за 2014 год недостоверные.
При таких обстоятельствах вывод суда
о том, что представленные Товмасян А.Г. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, не являются
достоверными и полными, соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Оценивая довод истца
об обязательном предоставлении в отдел кадров проекта справки о доходах и осуществлении корректировки главным специалистом-экспертом отдела Похилько С.В. сведений, отраженных в ней, суд правильно указал на то, что предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является обязанностью государственного гражданского служащего, и вся полнота ответственности за допущенные нарушения лежит на нем.
Судебная коллегия, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о необоснованности довода истца о том, что только по результатам проверки, проведенной кадровой службой территориального органа ФНС России и рассмотрения дела комиссией об урегулировании конфликта интересов, при установлении факта несоблюдения гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов, руководитель территориального органа вправе принять решение об увольнении гражданского служащего, ввиду несоблюдения ограничений и невыполнения обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ в отношении предотвращения или урегулирования конфликта интересов и, как следствие, утраты доверия к нему.
Пункт.31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденном Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению": определены права должностного лица, уполномоченного назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившего государственного служащего на должность федеральной государственной службы, согласно которому руководитель Управления вправе принять к государственному служащему меры юридической ответственности самостоятельно, без рассмотрения материалов проверки в соответствующей комиссии.
Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ применение взысканий за совершение коррупционных проступков осуществляется работодателем на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Из материалов проверки УФНСМ в отношении Товмасян А.Г. усматривается, что он на протяжении трех лет предоставлял недостоверные сведения о своих доходах, что является бесспорным основанием для утраты к нему доверия, поскольку к государственным гражданским служащим предъявляются особые требования к личным, деловым качествам, на них возлагаются особые обязанности, обусловленные задачами и принципами организации и функционирования налоговых органов. Поступая на службу в налоговые органы граждане добровольно принимают на себя обязанность соответствовать указанным требованиям.
Таким образом, возможность увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия обусловлена их особым правовым статусом.
На основании приказа Управления от 23.06.2015 N 02-10/08 "О проведении проверки в отношении А.Г. Товмасяна" организована проверка в отношении старшего государственного налогового инспектора Управления Товмасяна А.Г. и утвержден состав участников проверяющей группы.
Согласно ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Действующим законодательством не предусмотрена форма доклада о результатах проверки.
В исковом заявлении истец не разграничивает порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка и за совершение коррупционного правонарушения, в то время как законодательство о государственной гражданской службе содержит различающиеся процедуры.
Так, за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении по вине гражданского служащего возложенных на него служебных обязанностей, представителем нанимателя применяются установленные ст. 57 Федерального закона N 79-ФЗ дисциплинарные взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания в соответствии со ст.ст.58, 59 вышеназванного закона проводится служебная проверка. Порядок проведения служебной проверки определен Инструкцией об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе, утвержденной приказом ФНС России от 22.08.2011 N ММВ-7-4/507@.
Порядок применения взысканий, предусмотренных ст.ст.59.1 и 59.2, за коррупционные правонарушения, к которым отнесено невыполнение должным образом обязанности по представлению сведений о доходах, регламентирован ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ.
Особенностью привлечения к ответственности за совершение гражданскими служащими дисциплинарных проступков коррупционного характера является то, что при его осуществлении отсутствует необходимость проведения служебной проверки.
Особенностью привлечения к ответственности гражданских служащих, совершивших коррупционные правонарушения, является возможность ее наступления без учета вины гражданского служащего (ч.2 ст.59.3 Федерального закона N 79-ФЗ, требующая при применении взысканий, предусмотренных ст.59.1 и 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ).
Взыскания, предусмотренные ст.ст.59.1 и 59.2 применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендаций указанной комиссии.
Установив фактические обстоятельства дела, суд правильно указал на то, что у Управления имелись основания для увольнения Товмасяна А.Г. по п. 2 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия за предоставление неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и соблюден, установленный законом, порядок увольнения по указанному основанию. Факт совершения истцом дисциплинарного проступка подтверждается материалами дела, до издания приказа об увольнения у истца дважды затребованы объяснения в письменной форме по обстоятельствам предоставления недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и такие объяснения им были даны, срок применения дисциплинарного взыскания соблюден.
По результатам проверки по фактам, изложенным в служебной записке, утверждено заключение о результатах проверки.
Основанием для увольнения старшего государственного налогового инспектора Товмасян А.Г. стал доклад начальника отдела безопасности Управления от 04.08.2015 года о результатах проверки, проводимой в отношении Товмасяна А.Г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065.
Поскольку ст.59.3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрено в обязательном порядке представление материалов проверки сведений о доходах в комиссию по урегулированию конфликта интересов, довод о нарушении порядка рассмотрения доклада начальника отдела безопасности Лесных В.А. является безосновательным.
Поскольку Товмасян А.Г. заявлением от 30.03.2015года уведомил первичную профсоюзную организацию Управления о выходе из членов первичной профсоюзной организации с 01.04.2015 года, довод о нарушении процедуры проверки отсутствием в составе проверяющей группы представителя выборного профсоюзного органа Управления, не заслуживает внимания.
Состав комиссии по проведению служебной проверки в отношении Товмасян А.Г. утвержден приказом руководителя, в него включены квалифицированные специалисты, что соответствует положениям ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не оставляет сомнений в компетентности комиссии.
23.06.2015 года Товмасян А.Г. письменно уведомлен о проведении в отношении него проверки, разъяснено право давать пояснения и представлять дополнительные материалы.
Товмасян А.Г. обратился к руководителю проверки с письменным заявлением от 23.06.2015 года с просьбой о предоставлении информации и ознакомлении с материалами проверки. В ходе проверки с Товмасян А.Г. проведена беседа, о чем составлен Акт проведения беседы от 25.06.2015 года, с материалами проверки ознакомлен. 26.06.2015 года Товмасян А.Г. дал письменные пояснения по обстоятельствам назначения проверки.
Заместитель начальника отдела безопасности Управления Булгаков Г.В. до вынесения приказа об увольнении получил 04.08.2015 года объяснения у Товмасяна А.Г. по материалам проверки и информации, полученной из кредитных учреждений.
Довод Товмасян А.Г. о том, что его письмо от 04.08.2015 года "О приобщении материалов и предоставлении информации" не принято во внимание при принятии решения руководителем, не влияет на существо решения, поскольку письмо Товмасяна А.Г. поступило в канцелярию Управления в 15 часов 27 минут 04.08.2015 года. С приказом об увольнении Товмасян А.Г. ознакомлен 04.08.2015 до 13 часов.
Не заслуживает внимания и ссылка Товмасян А.Г. на письмо Минтруда от 01.12.2015 N 18-2/00Г-1977, представленное в судебное заседание в части указания - отдел собственной безопасности территориального органа федерального государственного органа или территориального органа федерального органа исполнительной власти может осуществлять проверки в случае, если указанные полномочия возложены на соответствующий отдел, поскольку в соответствии с пп.8 п.5 Положения об отделе безопасности Управления (в ред. Приказа Управления от 23.05.2014 N 01-05/185) к основным задачам отдела безопасности Управления относится организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещении должностей федеральной государственной службы, и государственными гражданскими служащими. В связи с чем, отдел безопасности Управления вправе проводить проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданскими служащими.
Оценивая представленное истцом письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", суд правильно пришел к выводу о невозможности руководствоваться им, так как письмо размещено на сайте Минтруда по состоянию на 30.11.2015 года, то есть позже оспариваемого приказа об увольнении от 04.08.2015 года, и данный акт официально не опубликован, что в силу п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" свидетельствует о его недействительности.
Показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании, судом дана оценка в соответствии ст. ст. 55, 67, 68 ГПК РФ, оснований ставить под сомнение выводы суда у судебной коллегии не имеется.
В таком же порядке судом дана оценка заключению от 14.12.2015 года, проведенному ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет" Центр лингвистических экспертиз и тестирования по русскому языку, и обоснованно указано на то, что в заключении отсутствуют сведения об уровне квалификации специалиста, проводившего исследовании, о его компетенции в соответствующей области, не подтверждено имеющееся образование и стаж работы в указанной области, а также о возможности (допуске) проводить соответствующие исследования; специалист, подготовивший заключение, не предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, а потому данное заключение специалиста не признано как допустимое доказательство по делу. Кроме того, толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации относится к полномочиям судов, а не экспертов-лингвистов.
Федеральным законом "О противодействии коррупции" N 273-ФЗ от 25.12.2008 года введена система мер противодействия коррупции, определено само понятие коррупции как социально-юридического явления и понятие противодействия коррупции как особого вида государственной деятельности. Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Таким образом, указанные обстоятельства, затрагивают интересы государства, в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции.
В соответствии со ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу п.7.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Таким образом, законодательно определено, что наличие самого факта непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения.
Учитывая вышеприведенные нормы права и установленные в судебном заседании обстоятельства с учетом предоставленных сторонами доказательств в обоснование своих позиций, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком предоставлено достаточно доказательств совершения истцом нарушения, являющегося основанием к увольнению, предусмотренного ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Процедура и порядок увольнения с должности Товмасяна А.Г. соблюден, дисциплинарное взыскание в виде увольнения произведено в срок со дня поступления информации о совершении правонарушения, подтвержденной в ходе проверки, объяснения от истца были истребованы.
В силу части 2 статьи 59.3 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей являются лишь одним из обстоятельств, подлежащих учету при применении взысканий к государственным гражданским служащим.
При увольнении старшего государственного налогового инспектора правового отдела Товмасяна А.Г. представителем нанимателя учтены результаты предшествующего исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, а, именно, приказ Управления от 22.12.2014 N 02-13/13 о наложении на Товмасяна А.Г. дисциплинарного взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, суд правильно отказал в удовлетворении требования о признании незаконным приказа УФНС России по Ставропольскому краю от 23.06.2015 года, признании незаконным приказа УФНС России по Ставропольскому краю от 04.08.2015 года N02-08/221 "Об увольнении А.Г. Товмасяна".
Поскольку требования о восстановлении Товмасяна А.Г. в должности старшего государственного налогового инспектора правового отдела УФНС России по Ставропольскому краю, взыскании с УФНС России по Ставропольскому краю в пользу Товмасяна А.Г. среднего заработка за время вынужденного прогула с момента увольнения по день восстановления на государственной гражданской службе, взыскании с УФНС России по Ставропольскому краю в пользу Товмасяна А.Г. компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, являются производными (неразрывно связанными с основными требованиями) от требований о признании незаконным приказа УФНС России по Ставропольскому краю, признании незаконным приказа УФНС России по Ставропольскому краю от 04.08.2015 года N02-08/221 "Об увольнении А.Г. Товмасяна", данные требования также не подлежат удовлетворению.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы. С учетом этого, эти доводы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального закона и норм процессуального закона, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Суд первой инстанции тщательно проверил обстоятельства по делу, исследовал в судебном заседании, дал надлежащую правовую оценку в порядке статьи 67 ГПК РФ собранным по делу доказательствам и со ссылкой на соответствующие нормы материального закона и нормы процессуального закона пришел к законному и обоснованному вводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 14 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товмасяна А.Г. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.