Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Дугужевой Б.Х.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ставрополя по доверенности Якимова А.А. и апелляционной жалобе руководителя КУМИ г.Ставрополя - Н.В. Перепелициной на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 марта 2016 года по исковому заявлению Кузнецовой М.С. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении многодетной семье земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности согласовать выбор земельного участка и предоставить его многодетной семье для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 20 лет,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова М.С. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации г.Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении многодетной семье земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности согласовать выбор земельного участка и предоставить его многодетной семье для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 20 лет.
В обоснование заявленных требований указала, что Кузнецова М.С. имеет на иждивении пятерых несовершеннолетних детей, и состоит на учете граждан для получения земельного участка имеющих 3-х и более детей с 19 июня 2013 года.
После обращении с заявлением в Комитет по управлению муниципальным г. Ставрополя о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так как её семья нуждается в улучшении жилищных условий, ею был получен письменный ответ, из которого следовало, что свободного земельного участка на территории муниципального образования города Ставрополя не имеется. Однако, данное обстоятельство, не соответствует действительности.
Имеется свободный земельный участок, расположенный в городе Ставрополе, по ул. ***, позиция N ***.
Таким образом, административные органы г. Ставрополя, уклоняются от предоставления свободного земельного участка для строительства ИЖС, многодетной семье, что является незаконным.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно требованиям ст.4 Конституции РФ, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. То есть закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить федеральному закону и ограничивать права граждан посредством введения дополнительных условий, которые лишают гражданина права на получение социальных гарантий, установленных федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7); материнство и детство, семья находится под защитой государства (ч.1 ст.38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч.1 ст.39). Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция Российской Федерации, тем самым, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
Подпунктом б п.1. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.
Абзацем 2 п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания данной нормы усматривается, что законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального строительства.
Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Семейное законодательство РФ, не определяет понятие многодетной семьи. В связи с этим, основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус такой семьи, является Указ Президента РФ от 05 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". В соответствии с ним, субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи. При этом "многодетная семья" определяется с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.
Согласно ст. 1 закона Ставропольского края N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей", многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Статьёй 3 указанного закона предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей, одной из которых является бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
Статьёй 4 данного закона определен порядок предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, согласно которой порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется законом Ставропольского края от 09.04.2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", ст. 19 "Случаи и порядок предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей".
В соответствии с п.3ст. 19 закона ставропольского края N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", гражданам имеющих трёх и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трёх лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях,. земельный участок предоставляется сроком на 20 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьёй. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в. многодетной семье.
В соответствии с п. 10 ст. 19. вышеуказанного закона N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", при наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, право предоставления, которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления, в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трёх и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их.
Однако, как видно из сложившейся ситуации, при наличии свободных участков, на территории муниципального образования г.Ставрополя, административные органы г. Ставрополя нарушают вышеуказанную норму права, проявляют бездействие, тем самым создают препятствие в реализации положений федерального и краевого законодательства, для предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Просила суд признать незаконным бездействие администрации г.Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выразившиеся в не предоставлении многодетной семье Кузнецовой М.С. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Обязать администрацию г. Ставрополя согласовать с Кузнецовой М.С. выбор земельного участка по ул. ***, позиция N ***, и в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка предоставить ее многодетной семье Кузнецовой М.С., для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 20 (двадцать) лет.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 марта 2016 года исковые требования Кузнецовой М.С. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выразившееся в не предоставлении многодетной семье Кузнецовой М.С. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Обязал администрацию г. Ставрополя согласовать с Кузнецовой М.С. выбор земельного участка по ул. ***, позиция N ***, и в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка предоставить его многодетной семье Кузнецовой М.С. для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 20 (двадцать) лет.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя - Якимов А.А ... просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов указывает, что выводы суда, о том, что законом Ставропольского края от 12.04.2010 N21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" установлен срок предоставления земельного участка один месяц, считает несостоятельными ввиду того, что данные нормы права утратили силу в связи с принятием закона Ставропольского края от 09.04.2015 N36-кз, статьей 19 закона Ставропольского края от 12.04.2010 N21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" не была установлена обязанность администрации города Ставрополя заключить договор аренды земельного участка на 49 лет с гражданами, имеющими трех и более детей, в месячный срок с момента подачи ими заявления. Необходимо отметить, что в законе Ставропольского края от 09.04.2015 N36-кз также не закреплена обязанность администрации города Ставрополя предоставить земельный участок в аренду на 49 лет с гражданам, имеющими трех и более детей, в месячный срок с момента подачи ими заявления. Из материалов дела следует, что 19.06.2013 Кузнецова М.С. обратилась в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о постановке на учет как гражданина, имеющего трех и более детей, в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с законодательством Ставропольского края. По итогам заседания комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края 20.06.2013 принято решение о постановке Кузнецовой М.С. на учет граждан, имеющих трех и более детей, о чем Кузнецова М.С. была уведомлена письменно. Согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по состоянию на 28.07.2015 перед истцом в очереди состояло 73 многодетных семьи. Таким образом, администрация города Ставрополя в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя поставила Кузнецова М.С. на учет как гражданина, имеющего трех и более детей, для предоставления ей в порядке очередности земельного участка. Истцом, на его обращение от 24.07.2015 был получен ответ комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 29.07.2015 N08/15- 5593, подготовленный в рамках норм действующего законодательства, в пределах полномочий органа местного самоуправления. В данном ответе Кузнецовой М.С. не отказано в предоставлении земельного участка, а указано на тот факт, что в соответствии с действующим законодательством, земельный участок может быть предоставлен исключительно в порядке очередности. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности внеочередного предоставления земельных участков лицам, имеющим право на его получение в установленном порядке. Указывает, что принятым судом решением об обязании администрации города Ставрополя предоставить Кузнецовой М.С. земельный участок: нарушены права и законные интересы граждан, которые также имеют право на предоставление в аренду земельного участка и поставлены на учет ранее, чем Кузнецова М.С.; нарушены нормы нормативных правовых актов о порядке предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков, так например законодательством действующим на момент предоставления земельного участка предоставление в аренду земельного участка на 49 лет не предусмотренно; решение будет неисполнимым ввиду того, что согласно пункту 3 части 1 Порядка выбора земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласования данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставления им информации о наличии свободных земельных участков предоставление земельных участков на выбор гражданину, имеющему трех и более детей, осуществляется Комиссией по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, а не администрацией города Ставрополя.
В апелляционной жалобе руководитель КУМИ г.Ставрополя - Н.В.Перепелицина просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несогласие с вынесенным решением, ввиду его незаконности. В обоснование доводов указывает, что в соответствии с Законом Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", земельный участок гражданам, поставленным на учет, предоставляется на основании решения органа исполнительной власти Ставропольского края или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение таким земельным участком, без проведения торгов в соответствии со статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи. Указанные мероприятия истцом не проводились, в материалы дела доказательства обратного не представлены. Так же ссылается на то, что формирование земельного участка осуществляется путем проведения мероприятий по описанию и удостоверению границ, для определения которых используются данные земельного кадастра, сведения о земельном участке вносятся в государственный земельный кадастр. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду возможно только после установления его границ, площади и других координат на местности.Истец Кузнецова М.С. с заявлением в органы местного самоуправления и кадастрового учета о подготовке схемы расположения земельного участка не обращалась, земельный участок является не сформированным и не прошел государственный кадастровый учет, ему не присвоен кадастровый номер, его границы не описаны и не удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, он не может являться объектом гражданских правоотношений. В аренду может быть передан только сформированный как объект гражданских прав земельный участок. Таким образом, истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права. В соответствии с частью 9 статьи 12.1 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений. В целях реализации статьи 12.1 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 года N 21-кз постановлением администрации города Ставрополя от 15.08.2013 года N 2726 "О мерах по реализации статьи 12.1 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" утвержден Порядок выбора и согласования выбора земельных участков в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок). Выбор земельных участков для предоставления в аренду гражданину, имеющему трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства осуществляется при наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, предусмотренных корректировкой генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 03 сентября 2009 года N 98 "Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы", и Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя" (пункт 1.2 Порядка). В силу пункта 1.3 Порядка, предоставление земельных участков на выбор гражданину, имеющему трех и более детей, и согласование данного выбора с гражданином, имеющим трех и более детей, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства осуществляется комиссией по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. При наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края после постановки на учет указанных граждан, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления заявлений комиссия предлагает гражданину, имеющему трех и более детей, выбрать земельный участок из имеющихся в наличии (с приложением ситуационных схем размещения земельных участков), для дальнейшего предоставления в аренду бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства (пункт 2.1 Порядка). Результат выбора земельного участка либо отказ гражданина, имеющего трех и более детей, от предоставленных ему на выбор земельных участков оформляется актом по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 2.2 Порядка). Заявление о постановке Кузнецовой М.С. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства поступило в комитет градостроительства администрации города Ставрополя 19.06.2013 г. По итогам заседания комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края (далее - Комиссия), от 20.06.2013 принято решение о постановке Кузнецовой М.С. на учет граждан, имеющих трех и более детей. В список граждан, имеющих трех и более детей, Кузнецова М.С. внесена исходя из даты подачи заявления 19.06.2013 под номером 560. Таким образом, решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14.03.2016 нарушены права и законные интересы граждан, которые также имеют право на бесплатное предоставление земельного участка и поставлены на учет ранее, чем Кузнецова М.С., а также нарушены нормы нормативных актов о порядке предоставления земельных участков (очередность такого предоставления).
Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав пояснения, представителя КУМИ г. Ставрополя - Дириной А.И., поддержавшей доводы своей жалобы, представителя Кузнецовой М.С. - Лапчинского С.Н., возражавшего в удовлетворении жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Кузнецова М.С. является матерью пятерых несовершеннолетних детей: Кузнецова Ф.П., *** года рождения, Кузнецова А.П., *** года рождения, Кузнецовой А.П., *** года рождения, Кузнецовой Д.П. *** года рождения, Кузнецовой Е.П., *** года рождения, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о рождении.
19 июня 2013 года Кузнецова М.С. обратилась в Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с законодательством Ставропольского края.
Согласно сообщения от 10.07.2013 года N2299-09/7-17/1-4512, за подписью заместителя главы администрации г. Ставрополя руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя Савченко В.А., 20.06.2013 года на заседании комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края, рассмотрено письменное заявление о постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, принято решение о постановке Кузнецовой М.С. на учет граждан, имеющим трех и более детей.
С целью реализации своего права на приобретение земельного участка, 24.07.2015 года истица обратилась к и.о. руководителя комитета первому заместителю руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Н.В. Перепелициной с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 29.07.2015 года N08/15-5593, за подписью и.о.руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Кравченко Д.С. было сообщено, что согласно книге учета граждан, имеющих трех и более детей, Кузнецова М.С., внесена в список граждан, согласно даты подачи заявления 19.06.2013 года под номером 560 и по состоянию на 28.07.2015 года, перед данным номером очередь на получение земельного участка состоит из 73 многодетных семей. Разъяснено, что при наличии на территории муниципального образования г.Ставрополя свободного земельного участка, она в порядке очередности будет приглашена на заседание комиссии для рассмотрения вопроса о распределении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Разрешая настоящий спор, и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что из норм Закона Ставропольского края от 09.04.2015г. N 36 - кз в их совокупности следует, что в течении 1 (одного) месяца с момента обращения лица, имеющего 3-х и более детей, и состоящего на соответствующем учете, с заявлением о предоставлении земельного участка, орган муниципальной власти обязан собрать и проанализировать информацию о наличии свободного земельного участка, который возможно предоставить для ИЖС и при наличии такового предоставить его заявителю.
Однако вышеперечисленные, установленные законом действия не были совершены органом местного самоуправления и в установленный законом месячный срок испрашиваемый земельный участок не был предоставлен заявителю, что противоречит закону.
При этом, судом было установлено, что земельный участок по ул.***, позиция ***, комиссией не распределялся, капитальные либо временные объекты на нем отсутствуют, территория не огорожена. В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, объекты недвижимости по ул. ***, позиция *** отсутствуют, то есть испрашиваемый заявителем земельный участок свободен от прав третьих лиц и возможно его формирование и распределение истцу.
Доказательств невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по причине обременения его правами третьих лиц, либо нахождения участка в зоне, не предназначенной для строительства индивидуальных жилых домов или по иным причинам, суду не предоставлено и в оспариваемом отказе такие обстоятельства не указаны.
Следовательно, оспариваемый ответ органа местного самоуправления является необоснованным и противоречит требованиям закона.
Довод возражений ответчиков о том, что земельный участок истице полагается в порядке очередности, суд нашел несостоятельным, поскольку из указанной нормы закона не следует, что предоставление участков в порядке очередности может выходить за пределы месячного срока, установленного ч. 10 ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015г. N36 - кз, в течение которого органы муниципальной власти должны принять решение о предоставлении земельного участка.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также юридически значимым обстоятельствам дела.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон СК) выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Однако, согласно п. 8 ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, только в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.
Анализ норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления земельных участков, позволяет сделать вывод о том, что под порядком предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов следует понимать последовательность действий, совершаемых сторонами земельных правоотношений при наличии конкретных обстоятельств, установленных законом субъекта Российской Федерации, то есть определение совокупности условий, необходимых для реализации многодетными семьями права, предоставленного федеральным законодателем в ст. 11 ЗК РФ, что является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации.
Вышеуказанным Законом Ставропольского края N 36-кз в статье 19 предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно п. 3 ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье.
Пунктом 4 ст. 19 указанного Закона СК предусмотрено, что в целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительства.
Пунктом 8 ст. 19 Закона СК установлено, что земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.
В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона СК выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими грех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Пунктом 10 ст. 19 Закона СК предусмотрено, что при наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трех и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их об этом.
Из анализа положений п. 9, п. 10 ст. 19 Закона СК следует, что выбор земельного участка, согласование данного выбора с гражданами, предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляется в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Подготовка документов по освоению земельных участков и обеспечению их инженерной инфраструктурой осуществляется на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 03.04.2013 года N 88-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей в Ставропольском крае". Данная дорожная карта рассчитана на период с 2013 по 2015 год. В соответствии с дорожной картой непосредственное предоставление земельных участков многодетным семьям может проводиться при наличии документации и обеспечении жилых микрорайонов инженерными сетями и транспортной инфраструктурой. По завершению работ по разработке и утверждению проектов планировки территории указанных микрорайонов индивидуальной жилой застройки администрация г. Пятигорска сможет приступить к реализации своих полномочий по формированию земельных участков для предоставления их в аренду многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 8 ст. 19 Закона СК земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, только в порядке очередности и времени поступления их заявлений. Законом СК не предусмотрен внеочередной порядок предоставления земельных участков данной категории граждан. Само по себе наличие у заявителя права на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, не означает обязанность соответствующего органа предоставлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, закрепленной законодательно.
Поскольку истец Кузнецова М.С. поставлена на очередь на предоставление земельного участка, то предоставление ей конкретного земельного участка вне очереди нарушает права других лиц, поставленных в данную очередь ранее.
Кроме того, у заявителя отсутствует право на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствии с законодательством.
В результате рассмотрения дела было установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие наличие у заявителя прав на образуемый земельный участок (правоустанавливающий документ на земельный участок или документ, подтверждающий право на дальнейшее приобретение земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, или документ, подтверждающий наличие строений, права на которые у заявителя зарегистрированы).
При изложенных обстоятельствах возложение решением суда обязанности по предоставлению многодетной семье Кузнецовой М.С. земельного участка для индивидуального строительства в аренду на срок 20 лет, суд первой инстанции существенно нарушил нормы материального права, а так же нарушил охраняемые законом публичные интересы.
Поэтому доводы жалоб подлежат удовлетворению, а решение суда отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 марта 2016 года отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении требований Кузнецовой М.С. к администрации г.Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении многодетной семье земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности согласовать выбор земельного участка и предоставить его многодетной семье для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 20 лет, отказать.
Апелляционную жалобу представителя администрации г.Ставрополя по доверенности Якимова А.А. и апелляционную жалобу руководителя КУМИ г.Ставрополя - Н.В. Перепелициной - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.