Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Галенко В.А., Пестовой Н.В.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивашиной О.В. к Федеральному государственному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ивашина О.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование заявленных требований указала, что ее супруг Ивашин В.Я. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в войсковой части 21240 "адрес". В период прохождения военной службы был принят на учет нуждающихся в жилом помещении с датой постановки на учет 01 марта 2006 года с составом семьи 3 человека, включая супругу Ивашину О.В. и дочь Ивашину Е.В.
13 марта 2009 года приказом командира в/ч 21240 N44 Ивашин В.Я. был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила более 10 лет. 07 октября 2011 года Ивашин В.Я. умер.
20 марта 2015 года Ивашина О.В. обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" с запросом о предоставлении сведений о нахождении Ивашина В.Я. на учете нуждающихся в жилых помещениях при увольнении с военной службы. 14 апреля 2015 года ФГКУ "Востокрегионжилье" сообщило, что на момент увольнения Ивашин В.Я. действительно состоял на учете нуждающихся в жилом помещении и был снят с учета 29 июня 2009 года.
Ивашина О.В., как входящая в состав семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту и умершего после увольнения с военной службы, обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Ответом от 22 сентября 2015 года ФГКУ "Востокрегионжилье" отказало в принятии на учет нуждающихся, указав, что супруг истца на момент увольнения не заявлял о своем праве на обеспечение жильем.
Считает, что решением ФГКУ "Востокрегионжилье" нарушены права истца на обеспечение жильем, посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма, гарантированные в связи с прохождением военной службы ее супругом.
Просит суд признать право стоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 27 января 2016 года исковые требования Ивашиной О.В. удовлетворены. Постановлено признать за Ивашиной О.В. право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, как на семью гражданина, проходившего военную службу по контракту и умершего после увольнения с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по избранному после увольнения месту жительства г.Владивосток. Обязать ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить Ивашину О.В. в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства г.Владивосток, с даты подачи заявления 01 марта 2006 года.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, ФГКУ "Востокрегионжилье" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в иске Ивашиной О.В. отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Ивашин В.Я. не состоял в списках нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а был принят на учет в качестве нуждающегося в получении ГЖС. Материалы дела не содержат сведений, подтверждающих несогласие Ивашина В.Я. со снятием его с учета нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) и исключением из личного состава без обеспечения жильем, сведений об обеспечении жилыми помещениями Ивашина В.Я. в период с 2006-2011 г.г., что могло послужить причиной снятия с учета нуждающихся в получении ГЖС.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ивашин В.Я. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в должности сержанта, уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе приказом командира войсковой части 21240 N от 13 марта 2009 года и исключен из списков личного состава 06 апреля 2009 года. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 17 лет 11 месяцев 02 дня, в льготном исчислении 25 лет 10 месяцев 08 дней. Сведений о забронированной жилой площади, о получении субсидий на приобретение и строительство жилья в личном деле нет.
В 2006 году Ивашиным В.Я. на имя командира войсковой части 21240 был подан рапорт на получение ГЖС, который с необходимым пакетом документов был направлен начальнику Шкотовкой КЭЧ. Согласно пояснительной записке командира в/ч 21240 от 18 мая 2006 года младший сержант Ивашин В.Я. жилой площадью не обеспечен и ему целесообразно выделить ГЖС. 01 марта 2006 года младший сержант Ивашин В.Я. и члены его семьи, включая супругу Ивашину О.В., дочь Ивашину Е.В., включены в список кандидатов на получение ГЖС по войсковой части 21240 как военнослужащие, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, состоящие в базе данных системы "Учет", что подтверждается копией списка кандидатов на получение ГЖС по в/ч 21240.
07 октября 2011 года Ивашин В.Я. умер.
На момент постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включении в списки кандидатов на получение ГЖС Ивашин В.Я. с членами семьи проживал в жилом помещении по "адрес", общей площадью 34,1 кв.м. на основании договора безвозмездного пользования от 01 февраля 2006 года. После смерти супруга Ивашина О.В. продолжает поживать в указанном жилом помещении, где имеет регистрацию по месту жительства с 17 ноября 2011 года.
Согласно уведомлениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Ивашиной О.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в период с 01 октября 2006 года по 01 октября 2011 года, на 16 июня 2015 года.
Справкой ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" подтверждено отсутствие зарегистрированных прав за Ивашиной О.В. на недвижимое имущество, расположенное на территории Приморского края на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сообщением от 14 января 2015 года N ФГКУ "Востокрегионжилье" Ивашиной О.В. указано, что по архивным сведениям ФГУ "Шкотовская КЭЧ района" ее супруг Ивашин В.Я. состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с 01 марта 2006 года, по решению ФГУ "Шкотовская КЭЧ района" снят с учета 29 июня 2009 года.
22 сентября 2015 года ФГКУ "Востокрегионжилье" отказало Ивашиной О.В. в признании нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и постановке на учет как члена семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту и умершего после увольнения с военной службы, указав, что супруг истца на момент увольнения не заявлял о своем праве на обеспечение жильем.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 14 марта 2009 года, действовавшей на момент увольнения истца) предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.
Помимо этого предусмотрено обеспечение жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов.20 января 1998 года постановлением Правительства РФ N 71 утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты"
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г.
Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г.
Пунктом 5 указанных Правил в их первоначальной редакции предусматривалось, что право на участие в программе имеют в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
Абзацем 2 п.1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 24 указанного Федерального закона члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз.1 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Ивашин В.Я. в период прохождения военной службы был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список на получение ГЖС в установленном законом порядке, предусмотренное законом основание снятия с учета нуждающихся в жилом помещении и исключении его из списка кандидатов на получение ГЖС ответчиком не указано, судом такие основания не установлены. На момент увольнения Ивашин В.Я. не был обеспечен жилым помещением, до настоящего времени членом его семьи Ивашиной О.В. не реализовано право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат сведений, подтверждающих несогласие Ивашина В.Я. со снятием с учета нуждающихся в получении ГЖС и исключением из личного состава без обеспечения жильем не принимаются судебной коллегией во внимание, так как доказательства извещения Ивашина В.Я. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка кандидатов на получение ГЖС ответчиком не представлены. Вместе с тем, из листа беседы с военнослужащим, подлежащим увольнению, следует, что Ивашин В.Я. выразил несогласие на увольнение до получения ГЖС, и согласно приказу по строевой части N от 13 марта 2009 года подлежал оставлению в списках на получение ГЖС после увольнения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии сведений об обеспечении жилыми помещениями Ивашина В.Я. в период с 2006-2011 г.г., что могло послужить причиной снятия с учета нуждающихся в получении ГЖС, опровергаются материалами дела, в которые истцом представлено уведомление ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю об отсутствии сведений о правах Ивашина В.Я. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в период с 01 октября 2006 года по 01 октября 2011 года.
Не могут повлечь отмену постановленного решения доводы апелляционной жалобы о том, что Ивашин В.Я. не состоял в списках нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а был принят на учет в качестве нуждающегося в получении ГЖС, поскольку лицо, обладающее правом выбора формы обеспечения жильем, вправе отказаться от обеспечения ГЖС и сохранить за собой право нахождения в списках нуждающихся в получении жилого помещения и право на реализацию своих жилищных прав в иных формах, в том числе посредством получения жилого помещения по договору социального найма.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с подлежащими применению нормами материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 января 2015 года по иску Ивашиной О.В. к Федеральному государственному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи В.А. Галенко
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.