Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.
судей: Тарасовой А.А., Железовского С.И.
при секретаре: Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 02 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя ответчика Матийцева Д.В., представителя третьего лица Васильева А.И., судебная коллегия
установила:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В обоснование заявленных требований указал, что в апреле 2015 года в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов предприятиями и организациями железнодорожного транспорта установлено, что среднесписочная численность Дальневосточной дирекции по энергообеспечению Трансэнерго- филиала ОАО "РЖД" 171 человек. В соответствии с письмом начальника Дирекции от 27.03.2015 г. квоты для приема на работу инвалидов не установлены, информация о наличии вакантных мест в органы занятости не направлялась, что является нарушением п.2 ч.1 ст. 20, ст. 21, ст.24 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 1.1, ч.1 ст.4 Закона Хабаровского края от 28.04.1999 г. N 119 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае", не приняты меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником с ограниченными возможностями. Также в нарушение п.3 ст.25 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения в РФ" не выполняются обязательства по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Не установление квоты для приема инвалидов и не принятие мер по устройству рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником с ограниченными возможностями нарушают их равные возможности с другими гражданами.
23.04.2015 г. начальнику Дальневосточной дирекции по энергообеспечению Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД" направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. 11.06.2015 г. в прокуратуру поступил ответ о рассмотрении представления, согласно которому представление прокурора оставлено без исполнения по причине отсутствия у начальника Дальневосточной дирекции энергообеспечения Трансэнерго-филиал ОАО "РЖД" полномочий по рассмотрению вопросов о квотировании рабочих мест инвалидов.
Просил суд обязать ОАО "РЖД" выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной на территории Хабаровского края квотой в размере 3 % от среднесписочной численности работников (исключая работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда) в Дальневосточную дирекцию по энергообеспечению Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 02 февраля 2016 года исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены.
Судом постановлено:
Возложить на ОАО "Российские железные дороги" обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной на территории Хабаровского края квотой в размере 3 % от среднесписочной численности работников (исключая работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда) в Дальневосточной дирекции по энергообеспечению Трансэнерго - филиала ОАО "Российские железные дороги".
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Российские железные дороги" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неверное применение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что требование прокурора о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в одном из структурных подразделений ОАО "РЖД" является не соответствующим действующему законодательству. Кроме того, руководитель структурного подразделения не имеет полномочий по принятию решений, связанных с выделением рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Матийцева Д.В., поддержавшего доводы жалобы, Лазареву Н.А., Васильева А.И., возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Содействие в трудоустройстве инвалидов является одной из мер социальной поддержки и реабилитации инвалидов, предусмотренной ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых, в частности, относится установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Порядок определения квоты предусмотрен статьей 21 указанного Федерального закона, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст.1.1 Закона Хабаровского края от 28 апреля 1999г. N119 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае" квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников организации в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего закона.
Статьей 4 Закона Хабаровского края от 28 апреля 1999г. N119 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).
Во исполнение осуществления государственной политики в области содействия занятости населения ч. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" обязывает работодателей содействовать проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, трудоустройства, определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ч. 3 ст. 25 Закона).
Согласно ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с ответом на запрос Хабаровского транспортного прокурора от 27.03.2015 года среднесписочная численность Дальневосточной дирекции по энергообеспечению на 27.03.2015 года составляет 171 человек; рабочих мест, созданных для трудоустройства инвалидов в дирекции не имеется; трудоустроенных инвалидов также не имеется, в связи с прохождением при трудоустройстве в дирекцию обязательных, предварительных, и периодических медицинских осмотров в связи с производством работ, имеющихся в перечне вредных и (или) опасных производственных факторов. По состоянию на 27.03.2015 года в дирекции имеется 8 вакансий. В связи с оптимизацией численности штата, проводимой в ОАО "РЖД" в 2015 году, прием в дирекцию ограничен.
Руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основания для возложения обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в одном из структурных подразделений ОАО "РЖД", отсутствуют, повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, данным доводам дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем судебное постановление является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 02 февраля 2016 года по делу по иску Хабаровского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов - оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Кустова
Судьи: А.А. Тарасова
С.И. Железовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.