Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Жупанского А.А., Жупанской Г.Л., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Жупанского М.А., на решение Абаканского городского суда от 03 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении их искового заявления к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Администрации города Абакана о признании права на получение мер социальной поддержки как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., объяснения истцов, настаивавших на доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жупанский А.А., Жупанская Г.Л., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Жупанского М.А., обратились в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой РХ), Администрации города Абакана (далее - Администрация г. Абакана) о признании права на получение мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Требования мотивировали тем, что с ДД.ММ.ГГГГ проживали в принадлежащем на праве собственности Жупанскому А.А. жилом доме по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на всей территории Республики Хакасия в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром и возгоранием жилых домов, данное жилое помещение уничтожено. Администрация г. Абакана отказала им во включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, по причине пропуска срока обращения с заявлением, кроме того, отказала в выплате компенсации. Считали отказ незаконным, поскольку сгоревший дом принадлежал истцам на праве собственности, несмотря на отсутствие надлежащей регистрации права. В настоящий момент поданы документы на межевание земельного участка. Срок пропущен по уважительной причине, поскольку Жупанский А.А. через две недели после пожара уехал на работу вахтовым методом в "адрес", где находился до ДД.ММ.ГГГГ. Просили суд (с учётом уточнения иска) признать факт их постоянного проживания по адресу: "адрес"; признать за ними право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома; признать отказ Администрации "адрес" незаконным, включить их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены; обязать Министрой РХ предоставить им меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года N 429, обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании истцы настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Абакана Шестопалова И.А. исковые требования не признала, указав, что в нарушение п. 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года N 241 "Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия" истцами не представлено доказательств того, что сгоревший дом принадлежал им на праве собственности. Кроме того, истцы не доказали, что строение существовало в действительности, было пригодным для круглогодичного проживания. Семья Жупанских не была зарегистрирована по спорному адресу. Также истцы пропустили срок для обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения или строительстве жилого дома, предусмотренный п. 8 вышеназванного Постановления Правительства РХ. Просила в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Минстроя РХ.
Суд постановилвышеприведённое решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
С решением не согласны истцы.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, они просят решение отменить. Приводя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, настаивают на том, что сгоревшее помещение, в котором Жупанский А.А. постоянно проживал с ДД.ММ.ГГГГ, было пригодным для проживания. Указывают, что дом сгорел 12 апреля 2015 года в результате чрезвычайной ситуации, поскольку спорное помещение попало в границы зоны чрезвычайной ситуации, указанные в Постановлении Администрации г. Абакана от 16 апреля 2015 года N 822. Полагают, что принадлежность дома истцам на праве собственности подтверждает заявление о приватизации земельного участка, членская книжка дачного объединения. Настаивают на том, что заявление было подано за пределами срока по уважительной причине, которой является нахождение истца Жупанского А.А. в командировке в "адрес". Указывают, что суд не разрешилих неоднократные ходатайства, заявленные в устной и письменной форме, о допросе свидетелей. Считают, что суд не дал надлежащей оценки фотографиям дома до пожара и после, представленным в материалы дела в качестве доказательств.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года N 429 утвержден объём трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены Правила предоставления указанных трансфертов (далее - Правила N 429).
Согласно подп. "а" п. 4 Правил N 429, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населённых пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241 утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее - Порядок), в соответствии с п.4 которого меры социальной поддержки пострадавшим в виде предоставления жилого помещения также предусмотрены гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года N 24-ПП "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия" с 13.00 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования.
Постановлением администрации г.Абакана от 16 апреля 2015 года N 822 определены зоны чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров, в границу зоны чрезвычайной ситуации включен в том числе "адрес" (л.д. 53-55).
Учитывая отсутствие у истцов права собственности на утраченный в результате пожара дом и земельный участок по вышеуказанному адресу; отсутствие доказательств, свидетельствующих, что спорный дом утрачен в связи с чрезвычайной ситуацией; а также учитывая, что истцами нарушен срок для обращения в Администрацию г.Абакана с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда относительно принадлежности истцам сгоревшего дома и нарушения срока для обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, а также к несогласию с выводом суда об отсутствии доказательств утраты жилья в результате чрезвычайной ситуации.
Доводы жалобы о том, что принадлежность дома на праве собственности истцам подтверждает заявление о приватизации земельного участка, членская книжка дачного объединения, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и отвергнуты им по основаниям, подробно изложенным в решении, поскольку доказательств того, что истцы являлись собственниками утраченного дома, не представлено, а членство Жупанского А.А. с ДД.ММ.ГГГГ в Садовом некоммерческом объединении " "данные изъяты"", как правильно указал суд, не является основанием возникновения права собственности на жилое помещение. Доказательств принадлежности истцам земельного участка также не представлено.
Поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются собственникам утраченного жилья, проживающим в нем, а истцы собственниками утраченного жилья не являются, то вывод суда об отказе в иске следует признать правильным.
Включение утраченного дома в границы чрезвычайной ситуации, на что ссылаются истцы в жалобе, при отсутствии права собственности на него не может являться основанием для предоставления мер социальной поддержки.
С учетом изложенного приобщенные к материалам дела фотографии дома до и после пожара не имеют правового значения для разрешения спора.
Ссылка в жалобе на несогласие с выводами суда относительно нарушения истцами срока для обращения в Администрацию г.Абакана с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки также не заслуживает внимания.
Так, при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен утраченного истец Жупанский А.А. обратился в Администрацию г.Абакана только ДД.ММ.ГГГГ., тогда как в соответствии с п.8, 9 вышеприведенного Порядка для получения мер поддержки гражданин должен был подать в орган местного самоуправления по месту нахождения утраченного или поврежденного жилого помещения письменное заявление в срок до 30 мая 2015 года, за пределами этого срока принятие заявлений предусмотрено в случае наличия уважительных причин, которых судом первой инстанции не установлено. При этом указание в жалобе на нахождение истца Жупанского А.А. в командировке в "адрес" необоснованно, так как доказательств этого истцом суду не представлено. Кроме того, истец Жупанская Г.Л. на отсутствие возможности в установленный законом срок обратиться с заявлением о предоставлении мер поддержки в Администрацию г.Абакана не ссылалась.
Ссылка в жалобе на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей не заслуживает внимания, так как в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей, заявленного стороной истцов для подтверждения их проживания в доме, судом правильно отказано ввиду того, что факт проживания истцов в утраченном доме на момент чрезвычайной ситуации ответчиками не оспаривался.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 03 февраля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Жупанского А.А., Жупанской Г.Л., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Жупанского М.А., - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Г.П. Пархомович
А.В. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.