Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Стус С.Н.,
при секретаре Маймаковой А.И. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 30 марта 2016 года по делу по иску Кенжегараевой Б.С. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части, возложении обязанности включить период работы в специальный страховой стаж,
УСТАНОВИЛА:
Кенжегараева Б.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, указав в обоснование исковых требований, что решением ответчика ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в подсчет специального стажа не включены периоды работы в должности диспетчера скорой медицинской помощи "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает действия пенсионного органа неправомерными, нарушающими ее законное право на досрочное назначение пенсии по старости, просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Наримановскому району Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ года в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, просит суд обязать пенсионный орган включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера скорой медицинской помощи "данные изъяты", периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца и назначить ему досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кенжегараева Б.С., ее представитель Панькова Л.И. исковые требования поддержали. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Наримановском районе Астраханской области Подобедов А.А. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 30 марта 2016 года исковые требования Кенжегараевой Б.С. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Наримановском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж в силу п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а должность диспетчера медицинской скорой помощи не поименована списками должностей.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области Подобедова А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, истца Кенжегараеву Б.С., ее представителя Панькову Л.И., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Кенжегараева Б.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность, связанную с лечебной и иной работой по охране здоровья в лечебных учреждениях "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Кенжегараева Б.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с наличием необходимого специального стажа.
Рассмотрев заявление истца, ответчик установил, что специальный стаж Кенжегараевой Б.С. на дату обращения составляет "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N Кенжегараевой Б.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Удовлетворяя исковые требования в части включения с подсчет специального период работы истца в должности диспетчера скорой медицинской помощи "данные изъяты" суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) работа в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данный список введен в действие с 1 ноября 1999 г. и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи), а также в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи.
Поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в должности диспетчера скорой медицинской помощи, что относится к среднему медицинскому персоналу, до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Удовлетворяя исковые требования в части включения с подсчет специального стажа курсов повышения квалификации суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу требований действовавших в спорный период статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается архивной справкой "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ, приказами "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, приказом "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из приказа "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ.
В течение этих периодов за Кенжегараевой Б.С. сохранялось место работы и заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что периоды работы в сельской местности в "данные изъяты" соответственно и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисляются в льготном порядке - 1 год работы за 1 год 3 месяца. Согласно п.п. "б" п.5 Правил период работы в должности медицинской сестры-анестезиста подлежат исчислению в льготном периоде - 1 год за 1 год и 6 месяцев, следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также исчисляется в льготном исчислении, поскольку трудовая деятельность на этот период не прекращалась.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы истца, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов в страховой стаж истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, превышает необходимые "данные изъяты" лет, суд первой инстанции верно назначил Кенжегараевой Б.С. страховую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Районный суд правильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал полную и мотивированную оценку всем доказательствам по делу.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 30 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.