Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Стефанкова Д.В., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой В.В. к Управлению Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области
на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 19 февраля 2016 года,
установила:
в обоснование заявленных требований указано, что 24.12.2015 Пономарева В.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее УПФР) с заявлением о назначении трудовой досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением в течение 25 лет педагогической деятельности. В назначении пенсии ей было отказано, так как в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, не были включены периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 по причине уплаты страховых взносов ненадлежащим плательщиком - отделом образования АМО "Боханский район". С решением пенсионного органа не согласна.
На основании изложенного, Пономарева В.В. просила суд признать решение Управления Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) незаконным, обязать ответчика включить период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 24.12.2015 в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, выплату пенсии начать с 24.12.2015.
Решением суда от 19.02.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области Тигунова С.В. просит решение суда по данному делу отменить по мотивам неправильного применения судом норм пенсионного законодательства, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что оснований для включения спорного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не имеется, поскольку в указанный период уплата страховых взносов на индивидуальный лицевой счет истца была произведена Каменской сельской администрацией, являющейся ненадлежащим плательщиком. Данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще (л.д.47,48), в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявляли, об уважительности причин неявки не уведомили.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад по делу судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., изучив дело, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в апелляционном порядке.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (часть 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 3 ч. 1 ст. 30 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. п. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Судом установлено, что Пономарева В.В. осуществляла трудовую деятельность с 01.09.1999 по 31.12.2002 в должности воспитателя МБДОУ " (данные изъяты) детский сад".
Факт осуществления истцом в спорный период педагогической деятельности ответчиком не оспорен.
24.11.2015 Пономарева В.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области от 26.11.2015 N 301 Пономаревой В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием установленного законом стажа на соответствующих видах работ. Стаж истца на соответствующих видах работ составил 23 года 11 месяцев 18 дней при требуемом стаже 25 лет. В стаж по п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ не включен период работы истца с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности воспитателя МБДОУ " (данные изъяты) детский сад", поскольку работодателем не были представлены индивидуальные сведения с учетом льготных кодировок.
Удовлетворяя требования Пономаревой В.В. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода ее работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности воспитателя МБДОУ " (данные изъяты) детский сад" в специальный стаж, суд исходил из того, что в спорный период истец осуществляла трудовую деятельность в должности и учреждении, прямо предусмотренных Списками, что не оспорено ответчиком.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета возложена на страхователей (работодателей).
Реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета.
Между тем, достойное пенсионное обеспечение относится к одной из социальных гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и неисполнение страхователем (работодателем) обязанности не должно ущемлять пенсионных прав истца.
Таким образом, на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) своих обязательств по предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, требованиям закона и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца, так как взносы на индивидуальный лицевой счет заявителя были оплачены ненадлежащим лицом несостоятельны, поскольку несоблюдение работодателем федерального законодательства об уплате страховых взносов, в том числе уплата взносов ненадлежащим плательщиком, не может препятствовать гражданину в реализации его права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Поскольку с учетом включенного судом периода работы истца стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 24 года 11 месяцев 18 дней, Пономарева В.В. продолжает осуществлять педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ " (данные изъяты) детский сад" суд признал решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости N301 от 26.11.2015 незаконным и возложил на ответчика обязанность зачесть период работы истца с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности воспитателя МБДОУ " (данные изъяты) детский сад" в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, признав за Пономаревой В.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 24.12.2015.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, указывающих на основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
определила:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи Д.В. Стефанков
Н.А. Сальникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.