Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Каракич Л.Л.,
судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.,
при секретаре Мархееве А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акопяна А.Л. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительству Иркутской области, Администрации Нижнеилимского муниципального района, Администрации муниципального образования "Железногорск - Илимское городское поселение" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования "Железногорск - Илимское городское поселение" Березовской О.В. на решение Иркутского областного суда от 27 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Акопян А.Л. обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью 1 092 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для размещения объекта торговли ( (данные изъяты)).
По состоянию на 01 января 2012 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по Иркутской области Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (вступившем в силу с 03 декабря 2013 г.), уточнены Постановлением Правительства Иркутской области N 239-пп от 05 мая 2014 года "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп".
Согласно указанным актам кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка составила 3356 676 рублей 96 копеек,
что значительно увеличивает сумму земельного налога, в результате чего истец несет дополнительные расходы.
Акопян А.Л. полагает, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога. Рыночная стоимость принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 03 декабря 2013 года составляет 1661 488 рублей 92 копейки, что подтверждается отчетом об оценке N02/03-2015 от 19 марта 2015 года, выполненным ООО Научно-производственной фирмой "Недра".
Просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью 1 092 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для размещения объекта торговли ( (данные изъяты)) равной его рыночной стоимости в размере 1661 488 рублей 92 копейки, определенной по состоянию на 03 декабря 2013 года;
Акопян А.Л. в судебное заседание не явился, о дне, времени, и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Акопяна А.Л. - Арсентьева Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель органа кадастрового учета просил рассмотреть дело по существу без его участия, в удовлетворении требований Акопяна А.Л. отказать.
Представитель Правительства Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, в письменном отзыве на заявление Акопяна А.Л. просило в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Правительства Иркутской области.
Представитель Управления Росреестра по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, Карнаухова Т.В. в письменном отзыве на иск просила рассмотреть дело без участия Управления.
Представитель Администрации муниципального образования "Железногорск - Илимское городское поселение", надлежащим образом извещенная о судебном заседании, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований Акопяна А.Л. отказать.
Решением суда заявленные исковые требования Акопяна А.Л. удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью 1 092 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для размещения объекта торговли ( (данные изъяты)), в размере равном его рыночной стоимости 452 000 рублей по состоянию на 12 июля 2012 года.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования "Железногорск - Илимское городское поселение" Березовская О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, указанной в экспертном заключении, напрямую затрагивает бюджетные правоотношения, нарушает права и законные интересы муниципального образования, существенно снижая поступления в местный бюджет.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Судом установлено, что истцу Акопяну А.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 1 092 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для размещения объекта торговли ( (данные изъяты)), расположенный по адресу: "адрес изъят", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 сентября 2012 года серии "номер изъят".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", с учетом вида его использования, размера участка, удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года N 239-пп), внесена в государственный кадастр недвижимости и составила 3356 676 руб. 96 коп., что подтверждается кадастровой справкой и кадастровым паспортом на земельный участок.
Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, Акопян А.Л. обратился в ООО НПФ "Недра" в целях определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету N 02/03-2015 от 19 марта 2015 года рыночная стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2012 года в размере 1521 000 руб. 51 коп.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета Определением Иркутского областного суда была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО "Консалт - Оценка".
Согласно заключению эксперта ООО "Консалт - Оценка" от 31 августа 2015 года N 23лСЭ-08/15, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 21 июня 2012 года составила 447 000 рублей.
Поскольку в судебное заседание в суд филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области представлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка, из которого следует, что датой внесения сведений об изменении вида разрешенного использования является 12 июля 2012 года.
Определением суда от 15 октября 2015 года по делу назначена дополнительная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено ООО "Консалт-Оценка" Ли А.Е.
Согласно заключению дополнительной экспертизы ООО "Консалт - Оценка" от 31 августа 2015 года N 23лСЭ-08/15, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 12 июля 2012 года составила 452 000 рублей.
При таких данных суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Акопяна А.Л., установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" в размере, равном его рыночной стоимости - 452 000 рублей, по состоянию на 12 июля 2012 года, исходя из того, что данное заключение эксперта сомнений не вызывает, Доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы представителя Администрации муниципального образования "Железногорск - Илимское городское поселение" о том, что снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению суммы налогов, поступающих в местный бюджет, в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения. Акопян А.Л., реализуя свои права, гарантированные земельным законодательством и законодательством об оценочной деятельности, правомерно обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иркутского областного суда от 27 ноября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования "Железногорск - Илимское городское поселение" Березовской О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Р.И. Харин
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.