Судья Московского областного суда Суханова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО " "данные изъяты"" по доверенности Пармака А.В. на решение Клинского городского суда Московской области от 07 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО " "данные изъяты""
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Истринского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "данные изъяты", Московской и Тульской областям N 10-181(з)/2015 Петровой Е.П. от "данные изъяты" Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее ООО "Интерия "данные изъяты", Общество), юридический адрес: 123022, "данные изъяты", ИНН: "данные изъяты", ОГРН: "данные изъяты", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Клинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" указанное постановление оставлено без изменений.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, защитник ООО " "данные изъяты"" по доверенности Пармак А.В. их обжаловал, просил отменить, указывая на неверное установление судом фактических обстоятельств дела, отсутствие состава административного правонарушения.
Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, защитник или законный представитель ООО " "данные изъяты"" в судебное заседание Московского областного суда не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд второй инстанции считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля представителя органа административной юрисдикции Шатилова В.М., суд второй инстанции оснований для отмены или изменения решения городского суда по делу об административном правонарушении решений не усматривает.
Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно ч.1 ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Частью 1 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Как следует из ст.1 указанного Федерального закона под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных растений.
Аналогичные нормы права закреплены и законом Московской области N212/2006-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области" от 02 декабря 2006 года N212/2006-ОЗ, согласно которому уполномоченный орган по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения формирует базу данных о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области на основе результатов их почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования; осуществляет контроль за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения; в соответствии с законодательством Российской Федерации вносит предложения о принудительном прекращении права на земельный участок в случае, если его использование осуществляется с нарушением норм земельного законодательства, в том числе повлекшим за собой существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, деградацию, уничтожение плодородного слоя; разрабатывает и утверждает типовую форму Паспорта плодородия земельного участка и порядок его ведения; осуществляет контроль за выполнением мероприятий по восстановлению и повышению почвенного плодородия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 4).Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право: получать информацию от уполномоченного органа о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния и проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и обязаны: проводить внутрихозяйственное землеустройство, в том числе сохранять, рационально использовать и повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; незамедлительно информировать уполномоченный орган о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их собственности, владении, пользовании и аренде; получить паспорт плодородия земельного участка; выполнять мероприятия по восстановлению и повышению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения; а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (ст. 6, 7 Закона).
Постановлением Правительства Московской области от 01 июня 2009 года N413/22 утвержден Порядок проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области разработан с целью наблюдения за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения и выработки рекомендаций по восстановлению и повышению их плодородия. Согласно установленному порядку контроль за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения ведется раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями) путем почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического обследования, которое осуществляется один раз в 5 лет. Показатели почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического исследования почв земельных участков и рекомендации по восстановлению и повышению их плодородия включаются Министерством в Паспорт плодородия земельного участка, который выдается собственникам, землевладельцам, землепользователям и (или) арендаторам.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты" в 10 часов 00 минут заместителем начальника Истринского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям на основании письма Министерства экологии и природопользования Московской области от 06 июля 2015 года N23ТГ-3423 проведено обследование и установлено, что юридическое лицо ООО " "данные изъяты"" имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общая площадь "данные изъяты" га по адресу: "данные изъяты", ЗАО " "данные изъяты"", который относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - сельскохозяйственное производство.
При проведении административного расследования, после проведения экспертизы, установлено, что площадь нарушенных земель вследствие размещения свиного помета (навоза) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты" га, также выявлено превышение тяжелых металлов цинка - I класса опасности, вследствие чего произошла порча плодородного слоя почвы на нарушенной вследствие размещения свиного помета (навоза) части земельного участка; выявлено превышение по показателям индекса БГКП (бактерии группы кишечной палочки) (Протоколы испытаний N "данные изъяты", 7146), в связи с чем, степень эпидемической опасности на части земельного участка характеризуется как опасная, основные агрохимические показатели плодородия почвы, характеризующие почвы нарушенной части земельного участка по сравнению с ненарушенной части земельного участка, изменились следующим образом: для почв, на нарушенной территории исследуемого земельного участка содержание органического вещества (гумуса) в пахотном горизонте существенно снизилось на 6,3 процента, что характеризуется уменьшением запасов гумуса.
Кроме того, земельный участок зарос древесно-кустарниковой растительностью на площади 9,4 га.
Таким образом, собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", которым является ООО " "данные изъяты"", не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по сохранению плодородия почв, по защите сельскохозяйственных земель от загрязнения и вовлечению земельного участка в сельскохозяйственный оборот.
По данному факту в отношении ООО " "данные изъяты"" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Факт совершения ООО " "данные изъяты"" правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, как обоснованно указал городской суд, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: обращением Борисовой М.Л., определением о назначении экспертизы от "данные изъяты", экспертным заключением; протоколами испытаний; протоколом осмотра и фототаблицей к нему; протоколом об административном правонарушении, свидетельством о праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", а также другими доказательствами, оцененными городским судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган административной юрисдикции и городской суд, обоснованно пришли к выводу о том, что Общество не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Как установлено судом, на спорном земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от деградации и по сохранению плодородия почв.
Таким образом, вывод суда о том, что бездействие ООО " "данные изъяты"" образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, является правомерным.
Наказание обществу назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, находится в рамках санкции статьи.
Сроки давности привлечении к административной ответственности соблюдены.
Доводы защиты, приведенные в жалобе о том, что городским судом неверно установлены фактические обстоятельства дела, носят декларативный характер. Данные доводы не конкретизированы, объективно не подтверждены и опровергаются имеющимися доказательствами, а также фактом того, что на момент проверки какие-либо документы, подтверждающие проведение мероприятий, направленных на сохранение почв и их плодородия посредством системного проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных, предусмотренных законом мероприятий, а также факт передачи данного участка в пользование иному лицу по договору аренды, у юридического лица отсутствовали.
Остальные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку имеющихся в деле доказательств, не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
Процессуальных нарушений при привлечении ООО " "данные изъяты"" к административной ответственности, судом не установлено.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленных по делу актов, не установлено, оснований для их пересмотра по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Клинского городского суда Московской области от 07 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.Н.Суханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.