Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года апелляционную жалобу МУП "Истринское ЖЭУ" на решение Истринского городского суда Московской области от 10 марта 2016 года по делу по административному исковому заявлению МУП "Истринское ЖЭУ" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о признании незаконным предписания от 05.08.2015 N 11-36/1163.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
МУП "Истринское ЖЭУ" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департаменту Росприроднадзора по ЦФО) о признании незаконным предписания от 05.08.2015 N "данные изъяты".
В обоснование административного иска указало, что оспариваемым актом предприятию предписано в срок до 05.11.2015 представить разработанный и утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. По мнению административного истца, указанное предписание является незаконным, так как носит неисполнимый характер: его выполнение зависит от действий иного лица - самого административного ответчика, который в силу возложенных на него полномочий утверждает проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. Предприятие неоднократно направляло на утверждение разработанный проект, однако ответчик каждый раз отказывает в его утверждении.
В судебном заседании представитель МУП "Истринское ЖЭУ"
поддержал заявленные требования.
Представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание не явился.
Решением Истринского городского суда Московской области от 10 марта 2016 года в удовлетворении административного иска МУП "Истринское ЖЭУ" отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Истринское ЖЭУ" просит об
отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлялись в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно статье 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган государственного контроля (надзора) обязан выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Одновременно частью 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что МУП "Истринское ЖЭУ" является управляющей организацией по обслуживанию жилых домов и предоставлению коммунальных услуг, к числу которых относится вывоз бытового мусора.
По результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Департамент Росприроднадзора по ЦФО в адрес МУП "Истринское ЖЭУ" вынес предписание от 05.08.2015 N 11-36/1163, которым потребовал в срок до 05.11.2015 представить разработанный и утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, законом прямо предусмотрено, что деятельность по обращению с отходами производства и потребления должна осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии проекта нормативов образования отходов и лимита на размещения отходов.
Административный истец не оспаривает, что в процессе его деятельности образуются отходы, не отрицает наличие у него обязанности по получению в установленном порядке нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
Срок, установленный для исполнения предписания, достаточен не только для того, чтобы разработать проект нормативов, но и представить его на утверждение в уполномоченный орган.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных МУП "Истринское ЖЭУ" требований: оспариваемым предписанием на предприятие возложена обязанность по устранению выявленных нарушений обязательных требований Федерального закона N 89-ФЗ в части разработки в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы: в случае необоснованного отказа уполномоченного органа Росприроднадзора в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУП "Истринское ЖЭУ" вправе обжаловать данный отказ в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда Московской области от 10 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.