Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Емелина А.В.,
судей Никоновой О.И. и Хаировой А.Х.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
при секретаре Головачевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Куйбышевского районного суда г.о. Самары от 25.01.2016 г., которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Куйбышевского района г.Самары удовлетворить.
Обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку искусственного освещения по периметру территории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы N 51 г.о. Самара.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднюю образовательную школу N 51 г.о. Самара устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно установить освещение по периметру общеобразовательного учреждения."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Куйбышевского района г.Самары, действуя в защиту государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия, выделив денежные средства на установку искусственного освещения по периметру территории МБОУ СОШ N 51 г.о. Самара; обязать МБОУ СОШ N 51 г.о. Самара установить освещение по периметру образовательного учреждения, т.е. принять меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму. В обоснование требований прокурор Куйбышевского района г.Самары указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ СОШ N 51 г.о. Самара, в ходе которой выявлены нарушения данного законодательства со стороны должностных лиц учреждения. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.03.06г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. Постановлением от 29.12.10г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10" установлены требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с п. 3.9 вышеуказанного постановления образовательным учреждениям установлена обязанность иметь наружное искусственное освещение на территории образовательного учреждения. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее10лк. В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 29.12.12г. N 273-ФЗ "Об образовании" устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных законов в МБОУ СОШ N 51 отсутствует освещение по периметру образовательного учреждения. По результатам проверки прокуратурой района в адрес МБОУ СОШ N 51 г.о. Самара внесено представление об устранении нарушений закона об образовании, о противодействии терроризму. Представление рассмотрено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Устранить имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства самостоятельно МБОУ СОШ N 51 г.о. Самара не может ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает. В соответствии с Уставом учредителем учреждения является муниципальное образование г.о. Самара, функции и полномочия которого осуществляет Администрация г.о. Самара. Выявленное нарушение норм антитеррористического законодательства в МБОУ СОШ N 51 объективно указывает на то, что Департамент образования Администрации г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовало выделение средств на выполнение мероприятий антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях. Не устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму и не принятие мер по технической укрепленности и антитеррористической защищенности МБОУ СОШ N 51 могут повлечь критические последствия в виде террористического акта, в результате которого возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение материального ущерба гражданам и организациям.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что у администрации в лице Департамента образования, в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли "образования" отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год. Представитель заявителя апелляционной жалобы просит в удовлетворении иска прокурора отказать.
В судебное заседание представители ответчиков и третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Хлебникову Е.В., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решениями Антитеррористической комиссии Самарской области прокуратурой Куйбышевского района г. Самары совместно с Администрацией Куйбышевского района г. Самары была проведена проверка исполнения требований законодательства и проведено обследование антитеррористической защищенности МБОУ СОШ N 51 г.о. Самара, в ходе которого установлено отсутствие освещения периметра социально значимого объекта с массовым пребыванием людей (л.д.9-11).
Заместителем прокурора Куйбышевского района г. Самары директору школы МБОУ СОШ N 51 внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.12-15).
Согласно ответу директора школы МБОУ СОШ N 51 ФИО1 N от ДД.ММ.ГГГГ им направлена заявка в Департамент образования Администрации г.о. Самара на выделение денежных средств на ремонт и замену ограждения территории МБОУ СОШ N 51 г.о. Самара и восстановление наружного искусственного освещения территории школы (л.д. 16).
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-Ф3 от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 35-Ф3 от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановлением Губернатора Самарской области от 01.04.2004г. N 85 утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области.
В силу ст. 7 Положения об антитеррористической комиссии Самарской области решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, для чего должно быть предусмотрено достаточное освещение путей перемещения людей и транспортных средств.
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЭ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 ФЗ - 273).
Согласно п. 3.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ СОШ N 51 учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование городской округ Самара, функции и полномочия которого осуществляет Администрация городского округа Самара (л.д. 19-41).
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2 Положения "О Департаменте образования Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 26 марта 2009 г. N 707, Департамент образования Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования. Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в финансовом органе городского округа Самара, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, а также иные реквизиты, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие искусственного освещения по периметру территории МБОУ СОШ N 51 не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд пришел к правильному выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, с возложением обязанности на Департамент образования Администрации городского округа Самара, как орган, обеспечивающий финансирование учреждения, провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку искусственного освещения по периметру образовательного учреждения, а на МБОУ СОШ N 51 - после перечисления денежных средств устранить выявленные недостатки.
Отсутствие в бюджете городского округа Самара денежных средств не освобождает администрацию г.о. Самара, в лице Департамента образования от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Также данное обстоятельство не освобождает муниципальное образование как собственника и учредителя МБОУ СОШ N 51 от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Бездействие органа местного самоуправления в отношении своевременного финансирования МБОУ СОШ N51 г.о. Самара может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Администрации в лице Департамента образования отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, не заслуживают внимания, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанностей устранить имеющиеся нарушения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности, антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, их необоснованность отражена в решении суда с изложением соответствующих мотивов. Ответчиком не приведено обстоятельств, которые нуждаются в дополнительной проверке.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда г.о. Самары от 25.01.2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятии и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.