Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Емелина А.В.,
судей - Никоновой О.И., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 25 января 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Прокурора Куйбышевского района г. Самара удовлетворить.
Обязать Департамент образования Администрации г.о.Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку системы громкоговорящей связи и кнопки тревожной сигнализации Муниципальному бюджетному образовательному учреждению ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара принять меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, установить систему громкоговорящей связи".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Емелина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куйбышевского района г. Самара обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара, Департаменту образования Администрации г.о. Самара об обязании устранить нарушение требований законодательства в сфере противодействия терроризму.
В обоснование иска указал, что ОП N7 УМВД России по г. Самара совместно с прокуратурой Куйбышевского района г. Самара проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара, с целью установления антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения, в ходе которой установлено, что указанное общеобразовательное учреждение не соответствует требованиям ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а именно: здание не оборудовано системой громкоговорящей связи и кнопкой тревожной сигнализации. Прокуратурой Куйбышевского района г. Самара вынесено предписание об устранении указанных нарушений. МБОУ ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара не может обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья воспитанников школы и граждан, находящихся на территории учреждения ввиду отсутствия денежных средств, что может повлечь критические последствия в виде террористического акта, а также необоснованному риску жизнью и здоровьем граждан, воспитанников школы.
Основываясь на вышеизложенном, с учетом уточнений, прокурор Куйбышевского района г. Самара просил суд обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку системы громкоговорящей связи Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно установить систему громкоговорящей связи.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, указывает, что Администрация г.о.Самара в лице Департамента образования Администрации г.о. Самара исполняет расходные обязательства в отношении городского округа в полном объеме в соответствии с определенным Решением Думы г.о. Самара от 24.11.2014 года N 483 "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2015 год и на плановый 2015 и 2016 годов", решением Думы г.о. Самара от 27.08.2015 года N 609 "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" объемом бюджетных ассигнований. При этом, Администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, следовательно, Администрация г.о. Самара не обязана финансировать образовательные учреждения, как орган местного самоуправления, сверх выделенных ассигнований на основании решения Думы г.о. Самара. Бюджет городского округа Самара на 2016 год утвержден Решением Думы г.о. Самара от 27.08.2015 года "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", поэтому выделение финансовых средств на устранение указанного прокурором нарушения возможно не ранее 2017 года.
Представитель Департамента финансов и экономического развития Администрации г.о. Самара - Никифорчук И.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы Администрации г.о. Самара поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя Департамента финансов и экономического развития Администрации г.о. Самара, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 2 Федерального Закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35 - ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановлением Губернатора Самарской области от 01.04.2004г. N 85 утверждено положение об " антитеррористической " комиссии Самарской области.
В соответствии со статьей 7 указанного Положения решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения органами государственной власти Самарской области, органами самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссии муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации.
Решением антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005г. установлен перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, в том числе мест массового пребывания граждан.
Пунктом 3 вышеуказанного перечня предусмотрено, помимо прочего, наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы, а также наличие систем громкоговорящей связи.
В соответствии с пунктом 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015г. N 273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Статья 41 ФЗ РФ от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании" устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ РФ от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании" действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.п.2 п.3 статьи 28 ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу пункта 2 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании" организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ОП N7 УМВД России по г. Самара в МБОУ ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, с целью установления антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения, в ходе которой установлено, что указанное общеобразовательное учреждение не соответствует требованиям ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а именно: здание не оборудовано системой громкоговорящей связи и кнопкой тревожной сигнализации.
Прокуратурой Куйбышевского района г. Самара по данному факту внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, не устранены.
Удовлетворяя исковые требований прокурора, суд исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи15 Федерального закона от 24.07.1998 N 124- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка.
В пункте 1 статьи 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно пункту 13 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам: организация представления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа Самара, утверждение и исполнение бюджета городского округа Самара (далее также - бюджет городского округа), осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа Самара.
Согласно пункту12 статьи 7 Устава к вопросам местного значения г.о. Самара относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Самарской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии со статьей 9 Устава городского округа Самара, наделение органов местного самоуправления городского округа Самара отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Самарской области, отдельными государственными полномочиями Самарской области - законами Самарской области.
Органы местного самоуправления городского округа Самара несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных городскому округу Самара на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органы местного самоуправления городского округа Самара участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае принятия Думой городского округа Самара решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Органы местного самоуправления городского округа Самара вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета городского округа Самара (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету городского округа Самара на осуществление целевых расходов) на осуществление этих полномочий, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Однако, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления им переданных отдельный государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара направило заявку в Департамент образования Администрации г.о. Самара о выделении денежных средств на установку системы громкоговорящей связи в здании общеобразовательного учреждения, однако, бюджет городского округа Самара на 2016 год утвержден Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ "О бюджете городского округа "адрес" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", вследствие чего, в период 2016 года начала 2017 года не представляется возможным выделение финансовых средств на устранение выявленного противодействия терроризму.
Вместе с тем, муниципальное общеобразовательное учреждение ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы громкоговорящей связи в образовательном учреждении не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья.
Судебная коллегия полагает, что осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имущества.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Таким образом, принимая во внимание требования действующего законодательства, суд законно и обоснованно удовлетворил требования прокурора в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о недостаточности бюджетных средств и отсутствии финансирования для устранения выявленных нарушений, не влечет отмену правильного решения суда, поскольку само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания муниципального общеобразовательного учреждения ДОД Центр внешкольной работы Куйбышевского района г. Самара системой громкоговорящей связи и кнопки тревожной сигнализации, не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
В данном случае основания заявленных прокурором требований связаны с обязанностью образовательного учреждения и органа местного самоуправления в силу требований закона и исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности, а постановка обеспечения системы громкоговорящей связи в зависимость от длительности процедуры внесения изменений в местный бюджет на соответствующий финансовый год на неопределенный срок отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было и судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены постановленного по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 25 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.