Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,
судей Смирновой Е.И., Мартемьяновой С.В.
при секретаре Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самара от 21 марта 2016 года, которым постановлено: "Исковые требования Морочко Е.А. удовлетворить. Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара изменить дату постановки Морочко Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в списках на получение жилищного сертификата с 28.01.2004 года на 26.08.2002 года (с первоначальной даты принятия на жилищный учет), с соответствующим изменением номера ее очередности".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., объяснения представителя истца Морочко Е.А. - Каргова Д.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морочко Е.А. (с учетом уточненного искового заявления) обратилась в Советский районный суд г. Самара с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об изменении даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сводном списке вынужденных переселенцев и об изменении номера ее очередности. Указала, что она является вынужденным переселенцем. Статус вынужденного переселенца в отношении нее установлен Территориальным органом Минфедерации в Самарской области, что подтверждается протоколом N от 19 октября 2001 года, удостоверением вынужденного переселенца от 04 июня 2002 года. 26 августа 2002 года Администрацией города Кинель Самарской области истец принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и решением комиссии миграционной службы была включена в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В последствие истец переехала жить в г. Самара. Однако Администрация Советского района г. Самары поставила истца на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года, на основании распоряжения администрации Советского района города Самара от 28 января 2004 года N.
В соответствии с протоколом N заседания комиссии Управления по делам миграции ГУВД Самарской области по распределению жилья и предоставлению безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья вынужденным переселенцам от 31 марта 2004 года в связи с переездом Морочко Е.А. из города Кинель в город Самара, комиссия решилаоставить первоначальную дату постановки на учет 26 августа 2002 года.
Истец неоднократно обращалась в Администрацию города Самара и Правительство Самарской области с просьбой поставить ее в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 26 августа 2002 года, однако получала отказ.
На протяжении более десяти лет истец не может получить жилье, так как до нее не доходит очередь. Истец считает, что отказ в постановке ее на учет в списки в качестве нуждающихся с 26 августа 2002 года (с даты первоначальной постановки на учет) нарушает ее права на жилище.
Действия (бездействия) органов местного управления в постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 28 января 2004 года, а не с 26 августа 2002 года, с даты первоначальной постановки, является необоснованным и незаконным.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, истец просила обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара изменить дату ее постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сводных списках вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата с 26 августа 2002 года, т.е. с первоначальной даты принятия на жилищный учет, с соответствующим изменением номера ее очередности.
Судом постановлено указанное выше решение, которое оспаривается ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушение норм материального права, в связи с чем считает решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
? Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
В пп. "б" п. 3 указанного Положения закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
Согласно п. 37 Положения органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.
Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
В соответствии с п.п. 38 и 39 Положения для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
В п. 42 указанного Положения установлено, что предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" считаются действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением.
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в августе 2001 года истец прибыла из Республики Казахстан в Самарскую область и решением Территориального органа Минфедерации Самарской области от 19 октября 2001 года признана вынужденным переселенцем.
26 августа 2002 года Администрацией г. Кинель Самарской области истец принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и решением комиссии миграционной службы была включена в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с 26 августа 2002 года на основании справки Администрации г. Кинель N от 27 августа 2002 года.
В последствии истец уехала жить в г. Самара.
Из справки УФМС России по Самарской области от 05 августа 2015 года N следует, что в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 и п. 3.4 Приказа Минфедерации РФ от 10 апреля 2001 года N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев" - вынужденных переселенцев, состоящих на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. В соответствии с протоколом N заседания комиссии Управления по делам миграции ГУВД Самарской области по распределению жилья и предоставлению безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья вынужденным переселенцам от 31 марта 2004 года в связи с переездом Морочко Е.А. из г. Кинель в г. Самара комиссия решилаоставить первоначальную дату постановки на учет 26 августа 2002 года.
Распоряжением Администрации Советского района г. Самары от 28 января 2004 года N истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ответу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08 сентября 2015 года N истец состоит в сводном списке вынужденных переселенцев с 28 января 2004 года, т.е. с даты постановки ее на учет нуждающихся в городском округе Самара.
В сводном списке граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2016 году, истец состоит под N.
Согласно ответу Департамента управления имуществом г.о. Самара по состоянию на 2015 год в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по г.о. Самара, истец состоит под N.
До настоящего времени истец жильем не обеспечена.
В соответствии с пунктами 3.2-3.4. приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации от 10 апреля 2001 года N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев" руководителям структурных органов Минфедерации России приказано: обеспечить формирование и ведение сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье); включить в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, с сохранением даты принятия на учет; вынужденных переселенцев, состоявших на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.
Согласно "Порядку ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) и предоставления им указанного жилья", утвержденного вышеуказанным приказом N 31 от 10 апреля 2001 года, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляет принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности.
В состав семьи вынужденного переселенца, включаемой в сводные списки, учитываются лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Из справки УФМС России по Самарской области от 09 декабря 2015 года N следует, что Морочко Е.А. с составом семьи 1 человек по состоянию на 2015 год числится в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с 26 августа 2002 года по Самарской области. Субсидию, ссуду на строительство (приобретение) жилья для постоянного проживания, компенсацию за утраченное жилье не получала.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований Морочко Е.А., поскольку изменение места жительства в границах субъекта Российской Федерации не свидетельствует об утрате истцом права состоять в сводных списках вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции в виду того, что действующим законодательством не предусмотрен перенос очередности из списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, одного муниципального образования в вышеуказанный список другого муниципального образования.
Однако данные доводы заявителя судебная коллегия признает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Действующее жилищное законодательство в данном случае предполагает существование двух списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. граждане признанные малоимущими и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, и граждане, признанные таковыми и имеющие статус вынужденного переселенца.
Морочко Е.А. первоначально в качестве нуждающейся в улучшении в жилищных условиях была поставлена на учет в г. Кинель Самарской области.
Одновременно с этим истец была включена в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении условий (постоянном жилье).
После переезда в г. Самара, истец была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Кинель Самарской области в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, и поставлена на учет в г. Самара с даты ее обращения в соответствующий орган местного самоуправления.
При этом нормами действующего законодательства не предусмотрено исключение вынужденного переселенца из вышеуказанного сводного списка ввиду изменения его места жительства в границах одного субъекта Российской Федерации.
В остальной части и по иным основаниям решение сторонами не оспаривается. Оснований к выходу за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самара от 21 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.