Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А., Плешачковой О.В.
при секретаре - Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Пряникова А.О. на решение Сызранского районного суда Самарской области от 29 марта 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Пряникова А.О. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Сызранского района Самарской области в части рассмотрения заявления Пряникова А.О. о предоставлении земельного участка от 04 февраля 2015 года.
Признать отказ администрации Сызранского района Самарской области в предоставлении Пряникову А.О. земельного участка, выраженный в письме руководителя Муниципального казенного учреждения управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству, администрации Сызранского района от 11 декабря 2015 года, незаконным.
Обязать администрацию Сызранского района Самарской области возобновить рассмотрение заявления Пряникова А.О. о предоставлении в собственность земельного участка от 04 февраля 2015 года, о чем сообщить в Сызранский районный суд Самарской области и Пряникову А.О. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пряников А.О. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района Сызранский Самарской области об оспаривании бездействия.
В обоснование административного искового заявления указал, что 04.02.2015 он обратился в администрацию Сызранского района Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с местоположением: "адрес" ориентировочной площадью 2 200 кв.м для индивидуальная жилой застройки, расположенного в кадастровом квартале N в территориальной зоне Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Сообщением от 05.03.2015 N459 администрация отказала в предоставлении земельного участка, сославшись на отклонение от предельных параметров земельного участка в территориальной зоне Ж-1. Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09.10.2015 отказ администрации Сызранского района Самарской области в предоставлении земельного участка, признан незаконным, на администрацию возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Пряникова О.А. о предоставлении в собственность земельного участка от 04.02.2015 и сообщить об этом в суд первой инстанции и Пряникову О.А. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу. Впоследствии, в конце ноября 2015 года, судом первой инстанции в адрес Пряникова О.А. представлена копия письма администрации Сызранского района от 27.11.2015 N2720, в котором сообщено о возобновлении рассмотрения заявления. Указанное бездействие нарушает его права, гарантированные системой национального права, земельным законодательством, прав и законных интересов в части получения прав на земельные участки из состава не разграниченной государственной собственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пряников О.А. просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района Сызранский в части рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка от 04.02.2015; обязать администрацию Сызранского района устранить допущенные нарушения его прав, свобод и законных интересов путем принятия решения о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Пряников О.А. просит изменить мотивировочную часть решения суда, исключив положения о том, что администрация Сызранского района Самарской области должна руководствоваться Земельным кодексом РФ в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015 - абзац седьмой страницы пятой решения, а также положения о том, что Муниципальное казенное учреждение "УСАЖКДХ Сызранского района Самарской области" имело полномочия дать ответ по заявлению Пряникова А.О. о предоставлении земельного участка - абзац второй, третий снизу страницы пятой решения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например, при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица.
Из материалов дела следует, что 04.02.2015 Пряников А.О. обратился в администрацию муниципального района Сызранский Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с местоположением: "адрес", ориентировочной площадью 2200 кв.м для индивидуальная жилой застройки, расположенного в кадастровом квартале N в территориальной зоне Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Сообщением от 05.03.2015 N459 Администрация отказала в предоставлении земельного участка, сославшись на информацию отдела архитектуры и градостроительства УСАЖКДХ об отклонении размера земельного участка от предельных параметров земельного участка в территориальной зоне Ж-1, установленного Правилами землепользования и застройки сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский Самарской области, максимальный размер которого составляет 1000 кв.м.
Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09.10.2015 отказ администрации Сызранского района Самарской области в предоставлении земельного участка, признан незаконным, на администрацию возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Пряникова О.А. о предоставлении в собственность земельного участка от 04.02.2015 и сообщить об этом в суд первой инстанции и Пряникову О.А. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в установленный срок решение по заявлению Пряникова О.А. о предоставлении в собственность земельного участка от 04.02.2015 либо об отказе в выдаче разрешения администрацией не принято.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что администрация Сызранского района Самарской области допустила бездействие при рассмотрении заявления Пряникова А.А., повлекшее нарушение его прав, и обоснованно удовлетворил требования истца, в силу чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судом обоснованно не приняты во внимание ссылки представителя администрация Сызранского района Самарской области на направленное в адрес истца письмо МКУ УСАЖКДХ от 11.12.2015, в котором Пряникову А.О. сообщено о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с отклонением размера земельного участка от предельных параметров земельного участка в территориальной зоне Ж-1, установленного Законом Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД "О Земле".
В соответствии с ч.1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Признавая отказ администрации Сызранского района Самарской области в предоставлении Пряникову О.А. земельного участка, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда исходила из того, что Правила землепользования и застройки сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский Самарской области, устанавливающие предельный размер земельного участка для индивидуальной жилой застройки равным 1000 кв.м, в установленном порядке не опубликованы, в официальном издании поселения - газете "Вестник сельского поселения Рамено" N17 (65) от 20.12.2013 опубликован проект Правил землепользования и застройки сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский Самарской области, которым максимальный размер земельного участка для индивидуальной жилой застройки предусматривался в размере 3000 кв.м.
Из текста апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09.10.2015 также следует, что при повторном рассмотрении заявления Пряникова А.О. уполномоченному органу надлежит руководствоваться действующими и официально опубликованными на момент рассмотрения заявления нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, решение администрации Сызранского района в лице руководителя МКУ УСАЖКДХ Маршалова М.И., выраженное в письме от 11.12.2015 N1530/1, по заявлению Пряникова А.О. о предоставлении земельного участка от 04.02.2015 фактически повторно принято на основании Правил землепользования и застройки сельского поселения Рамено, которые официально не опубликованы, тем самым принятое решение не соответствует требованиям градостроительного законодательства и свидетельствует о невыполнении определения суда апелляционной инстанции от 09.10.2015.
Кроме того, суждения, изложенные в письме от 11.12.2015 о том, что предельные размеры земельных участков участка в территориальной зоне Ж-1, установлены Законом Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД "О земле" и составляют 0,01 га, основаны на неправильном толковании норм материального права. В силу ч.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные размеры устанавливаются градостроительными регламентами, а указанный Закон градостроительных регламентов не содержит.
Отказывая в удовлетворении требования истца о возложении на администрацию обязанности принять решение о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для их удовлетворения, поскольку разрешение указанного вопроса отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления.
Принятая судом первой инстанции восстановительная мера в виде возложения на администрацию обязанность возобновить рассмотрение заявления Пряникова А.О. о предоставлении в собственность земельного участка, о чем сообщить в Сызранский районный суд Самарской области и Пряникову А.О. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения, является исполнимой в рамках предоставленных администрации полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлена на восстановлении нарушенных прав истца и соответствует вышеизложенным нормам права.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы Пряникова О.А. о необходимости исключения из мотивировочной части решения суда, положений о том, что администрация Сызранского района Самарской области должна руководствоваться Земельным кодексом РФ в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015, а также выводов о наличии у МКУ "УСАЖКДХ Сызранского района Самарской области" полномочий по рассмотрению его заявления о предоставлении земельного участка, не могут служить основанием для отмены или изменения мотивировочной части решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.
В соответствии с п. 18 ст.1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 статья 34 ЗК РФ, регламентирующая оформление прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, признана утратившей силу.
Формирование земельных участков для целей, не связанных со строительством на данный момент не представляется возможным, так как переходные положения, предусмотренные ст.34 Федерального закона N 171-ФЗ, действуют только в отношении земельных участков, схемы которых утверждены до 01.03.2015.
Сведений о том, что схема расположения испрашиваемого Пряниковым А.О. земельного участка утверждена, работы по формированию земельного участка проведены, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям статьи 34 ЗК РФ и предоставления истцу земельного участка в порядке, установленном положениями данной статьи ЗК РФ, не имеется, администрация Сызранского района в лице руководителя УСАЖКДХ при повторном рассмотрении заявления Пряникова А.О. должна руководствоваться Земельным кодексом РФ в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015.
Доводы истца о том, что изменение законодательства в период рассмотрения его заявления не является препятствием для удовлетворения его требований, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, об отсутствии у МКУ УСАЖКДХ полномочий по рассмотрению его заявления, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 30.06.2015 N264-п утвержден Административный регламент Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно приложения N1 к указанному административному регламенту администрация Сызранского района является уполномоченным органом местного самоуправления, участвующего в предоставлении государственной услуги "утверждения схемы расположения земельного участка", а Муниципальное казенное учреждение "Управление по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному хозяйству Сызранского района Самарской области" является его структурным подразделением, участвующим в предоставлении государственной услуги.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского районного суда Самарской области от 29 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пряникова А.О. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.