Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя ООО "Жилищно-коммунальная система" на постановление мирового судьи судебного участка N51 Советского судебного района г.Самара от 24.11.2015 г. и решение Советского районного суда г.Самара от 13.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N51 Советского судебного района г.Самара от 24.11.2015 г. ООО "Жилищно-коммунальная система" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей за ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Решением Советского районного суда г.Самара от 13.01.2016 г. постановление мирового судьи от 24.11.2016 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Николаева К.А., ссылаясь на отсутствие оснований правомерности проведения внеплановой проверки, отсутствие согласования проверки с органами прокуратуры, в связи с чем результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, в соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона N294-ФЗ от 26.12.2008 г. не могут являться доказательствами нарушения, считает необоснованным вывод суда, что управляющей компанией не принимались все зависящие от нее меры по надлежащему и своевременному исполнению непризнанного незаконным предписания, поскольку виновным лицом является ресурсоснабжающая организация, которая предоставляла горячую воду ненадлежащей температуры, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, прихожу к следующему.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с целью проверки сведений, изложенных в обращении жителя "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по факту предоставления горячей воды ненадлежащей температуры, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения N N от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя - руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЖКС", осуществляющего деятельность по управлению данным многоквартирным домом, и выявлено нарушение обязательных требований законодательства РФ в сфере управления многоквартирными домами, предусмотренных п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 года, п.18 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290, п.5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354, условиями договора управления многоквартирным домом, выразившееся в ненадлежащем содержании системы горячего водоснабжения в квартире N многоквартирного "адрес" (температура в точках водоразбора в ванной комнате и в помещении кухни при необходимой температуре +60 °C, составляет +46.1 °C), - и выдано предписание N N от ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением срока по устранению допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, полученное представителем ООО "ЖКС" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).
Согласно акту N N от ДД.ММ.ГГГГ проверки, проведенной главным специалистом государственной жилищной инспекции "адрес" на основании распоряжения N N от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя - руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области, ООО "ЖКС" вышеназванное предписание в установленный срок не выполнено: выявлено нарушение температурного режима горячего водоснабжения в "адрес" в точках водоразбора в ванной комнате при необходимой температуре +60 °C, составляет +42.5°C и в помещении кухни при необходимой температуре +60 °C, составляет +42.6°C, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "ЖКС" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что ООО "ЖКС" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N N от ДД.ММ.ГГГГ, составленный с участием представителя ООО "ЖКС" Николаевой К.А. (л.д.3); уведомление-вызов N N от ДД.ММ.ГГГГ о составлении протокола об административном правонарушении, полученное ООО "ЖКС" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13); акт проверки N N от ДД.ММ.ГГГГ с указанием нарушения, не выполненного в установленный срок (л.д.14-16); уведомление-вызов о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, полученное ООО "ЖКС" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18); распоряжение N N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЖКС" с целью проверки исполнения предписания по устранению нарушений требований законодательства РФ в сфере управления многоквартирными домами (л.д.19-20); предписание N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ООО "ЖКС", об устранении нарушений требований законодательства РФ в сфере управления многоквартирными домами, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, полученное представителем ООО "ЖКС" ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21); акт проверки N N от ДД.ММ.ГГГГ с указанием выявленных нарушений требований законодательства РФ в сфере управления многоквартирными домами (л.д.22-24); распоряжение N N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЖКС" с целью проверки сведений, изложенных в обращении, полученном государственной жилищной инспекцией Самарской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-28); уведомление-вызов о проведении проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, полученное ООО "ЖКС" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26); обращение жильца "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по факту предоставления горячей воды ненадлежащей температуры (л.д.30), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "ЖКС" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении в судебных инстанциях представитель ООО "ЖКС" не отрицала факт выявленных в ходе проверки нарушений.
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "ЖКС" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N по "адрес" на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
В силу ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 года, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п.18 которого в данный перечень включены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах - постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Согласно п.5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354 допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (согласно п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C): в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C).
Законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась юридическим лицом. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения.
В материалах дела отсутствуют сведения об обжаловании предписания N N от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке либо о переносе срока его выполнения в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения в установленный срок.
Доводы надзорной жалобы, что юридическим лицом были приняты все возможные меры, направленные на исполнение предписания, являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела об административном правонарушении и установленным фактическим обстоятельствам.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному надзору в области соблюдения лицензионного законодательства РФ, оно является обязательным для исполнения в установленный срок и за нарушение данного предписания наступает административная ответственность по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Вопреки указанному в надзорной жалобе, мировым судьей и судьей районного суда исследовались доводы представителя ООО "ЖКС" о нарушении температурного режима горячей воды по вине ресурсоснабжающей организации ОАО "ПТС". Данные доводы обоснованно отвергнуты как не оправдывающие вину ООО "ЖКС" в совершении административного правонарушения, поскольку ответственность в соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил их предоставления, несет управляющая организация, которой является ООО "ЖКС", и на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, что следует из п.5 приложения 1 постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N354 от 06.05.2011 г.
Предыдущими судебными инстанциями обоснованно сделан вывод о виновности ООО "ЖКС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом не принимались все возможные и достаточные меры для надлежащего исполнения предписания N N от ДД.ММ.ГГГГ Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ООО "ЖКС" выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Доводы в жалобе о том, что государственной жилищной инспекцией нарушены положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки ООО "ЖКС", проведение проверки не согласовано с прокуратурой, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч.1 и пп. "в" п.2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока выполнения предписания органов государственного контроля (надзора), а также нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В материалах дела имеется обращение жителя многоквартирного дома "адрес" в адрес Администрации губернатора Самарской области вх.N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), перенаправленное в государственную жилищную инспекцию Самарской области по факту нарушения ООО "ЖКС", осуществляющим деятельность по управлению данным многоквартирным домом, прав жильцов указанного многоквартирного дома при предоставлении коммунальных услуг и содержании общего имущества дома, что послужило основанием для проведения внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ, и предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выданное ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что послужило основанием для проведения внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона N294-ФЗ с органом прокуратуры требуется согласование внеплановой выездной проверки юридических лиц, которая проводится по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п.2 ч.2 ст.10 данного Федерального закона. В отношении ООО "ЖКС" проверки проводились по основаниям, предусмотренным ч.1 и пп. "в" п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания считать, что государственной жилищной инспекцией Самарской области нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ.
Иные доводы представителя Николаевой К.А., в том числе об отсутствии в действиях ООО "ЖКС" состава административного правонарушения направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и свидетельствуют о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и являются способом защиты правонарушителя.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, выводы о виновности ООО "ЖКС" сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 24.11.2015 г. судьей Советского районного суда г.Самара дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 13.01.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "ЖКС" к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности ООО "ЖКС" в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного ООО "ЖКС" административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, сославшись на финансовое и имущественное положение общества, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, мировой судья не дал оценку совокупности данных обстоятельств и назначил обществу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Однако в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное, назначенное ООО "ЖКС" административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией указанной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов может быть вынесено решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признавая совокупность данных обстоятельств исключительной, руководствуясь положениями ч.ч.3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ, постановление мирового судьи судебного участка N51 Советского судебного района г.Самара от 24.11.2015 г. и решение Советского районного суда г.Самара от 13.01.2016 г. подлежат изменению путем снижения размера штрафа, назначенного ООО "ЖКС" до 100 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч. 2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя ООО "Жилищно-коммунальная система" оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка N51 Советского судебного района г.Самара от 24.11.2015 г. и решение Советского районного суда г.Самара от 13.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Жилищно-коммунальная система", изменить: на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ размер назначенного административного штрафа снизить до 100 000 рублей.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.