Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу П.И.Б. на решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 01 февраля 2016 года по делу по жалобе П.И.Б. на постановление старшего государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды К.В.А. от ДД.ММ.ГГ ***, которым
индивидуальный предприниматель П.И.Б., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец " ... ", зарегистрированный по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей,
установил:
согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 ноября 2015 года, вынесенному и.о. Алтайского межрайонного природоохранного прокурора М.С.Н., ДД.ММ.ГГ в " ... " часов " ... " минут в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель П.И.Б. (далее - ИП П.И.Б.) с использованием автомобиля " ... ", гос. номер ***, и " ... ", гос. номер ***, осуществлял слив жидких отходов на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, расположенный на расстоянии около 400 м в южном направлении от здания по адресу: "адрес", на почву рельефа местности в объеме около 15 м3. Место, где ИП П.И.Б. размещал жидкие отходы, не включено в реестр размещения отходов. В результате деятельности индивидуального предпринимателя образуются отходы из выгребных ям, шины пневматические автомобильные отработанные, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, отнесенные Федеральным классификационным каталогом отходов к отходам III, IV класса опасности, а также иные виды отходов. Таким образом, эксплуатируя автотранспорт, предоставляя услуги населению по откачке и размещению жидких отходов и образуя отходы, ИП П.И.Б. оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В нарушение ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ст.ст. 11, 12, 14, 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" ИП П.И.Б. не разработаны паспорта на отходы 3, 4 класса, не проведена их инвентаризация; не предоставлена отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай. Кроме того, нарушены требования ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", предусматривающей запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Действия ИП П.И.Б. квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено вышеназванное постановление.
В жалобе, поданной в Центральный районный суд г. Барнаула, П.И.Б. просил отменить постановление должностного лица. Ссылался на то, что он осуществляет деятельность по откачке и вывозу жидких отходов от многоквартирных домов в п. " ... " и р.п. " ... ", на основании решения Координационного совета по ценообразованию г. Барнаула была установлена стоимость по сбору и вывозу жидких бытовых отходов на расстоянии 1,7 км до точки слива в размере " ... " за 1куб.м. Во исполнение данного решения ДД.ММ.ГГ ИП П.И.Б. заключил договор аренды земельного участка (полей фильтрации) *** с ФГУП " " ... "" Россельхозакадемии. Информацию о том, что данные земли предназначены для сельскохозяйственного назначения, П.И.Б. не предоставляли, сам он назначение земельного участка не проверял. Также указывал, что отсутствие паспортов на отходы материалами дела не подтверждено, по данным обстоятельствам с П.И.Б. объяснение не отбиралось; согласно разъяснениям, изложенным в письме Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГ, административная ответственность за отсутствие паспортизации отходов I-V классов опасности не наступает, если обязанность составить паспорт на такие отходы возникла у хозяйствующего субъекта после ДД.ММ.ГГ. Поскольку у П.И.Б. такая обязанность возникла с ДД.ММ.ГГ с момента заключения договора аренды, то отсутствие паспортов на отходы правонарушением не является. Считал необоснованным вывод должностного лица о необходимости предоставления отчетности за " ... " год, поскольку в указанный период П.И.Б. деятельность, в результате которой образуются отходы, не осуществлял. При рассмотрении дела не был учтен характер совершенного правонарушения, не рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного правонарушения; по делу допущены существенные процессуальные нарушения, связанные с нарушением срока составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также с неполучением копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 01 февраля 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, П.И.Б. просит отменить решение судьи, удовлетворить его жалобу. Ссылается на то, что судьей не принято во внимание осуществление П.И.Б. своей деятельности на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ, при заключении которого арендатором предоставлялся кадастровый паспорт земельного участка, в котором назначение земельного участка указано - прием жидких бытовых отходов, в связи с чем считает, что у него отсутствовала обязанность дополнительно проверять целевое назначение земельного участка; не был учтен характер совершенного правонарушения, не рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного правонарушения.
В возражениях на жалобу Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить постановление должностного лица без изменения, а жалобу П.И.Б. - без удовлетворения.
В судебное заседание ИП П.И.Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем с учетом ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассматривается в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав заключение прокурора М.С.Н., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу п.п. 1-3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Пунктом 7 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности, согласно пунктам 3-5 которого установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Отчетный период составляет один календарный год.
В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что П.И.Б. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом его деятельности является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
На основании утвержденных решением координационного совета по ценообразованию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** тарифов ИП П.И.Б. предоставляет услуги населению по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, следовательно, его деятельность связана с обращением с отходами и подлежит осуществлению в соответствии с вышеприведенными требованиями.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в результате деятельности ИП П.И.Б. образуются следующие виды отходов: отходы из выгребных ям, шины пневматические автомобильные отработанные, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, отнесенные Федеральным классификационным каталогом отходов к отходам III, IV класса опасности, а также иные виды отходов. При этом паспорта на отходы III, IV класса опасности не разработаны, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай за " ... " год ИП П.И.Б. не представил.
Факт совершения ИП П.И.Б. административного правонарушения установлен и подтвержден имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ; актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГ; сведениями об индивидуальном предпринимателе П.И.Б. из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Отсутствие паспортов на отходы III, IV классов и непредоставление в управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2014 год образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем постановление старшего государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды К.В.А. от ДД.ММ.ГГ является законным.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы П.И.Б. на указанное постановление судьей в вину последнему вменено осуществление сброса жидких бытовых отходов на земельный участок, не включенный в реестр объектов размещения отходов.
Данное обстоятельство было выявлено прокурором в ходе проверки ДД.ММ.ГГ и вменено в вину ИП П.И.Б. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем, постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении за данное нарушение ИП П.И.Б. виновным не признан, вывод о виновности ИП П.И.Б. в осуществлении сброса жидких бытовых отходов на земельный участок, не включенный в реестр объектов размещения отходов, в постановлении не содержится.
Таким образом, при рассмотрении жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, судьей районного суда необоснованно вменено в вину ИП П.И.Б. нарушение, за которое он не признан виновным постановлением о назначении административного наказания.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности постановления должностного лица и решения судьи, поскольку иные установленные в ходе проверки нарушения являются основанием для привлечения ИП П.И.Б. к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом того, что наказание ИП П.И.Б. назначено должностным лицом в минимальном размере санкции, предусмотренной ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то оснований для изменения постановления должностного лица в части размера назначенного наказания не имеется.
Доводы П.И.Б. о малозначительности совершенного административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку данное правонарушение представляет угрозу общественным интересам. Так, последним не выполняются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 01 февраля 2016 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя П.И.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу П.И.Б. - без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда Е.А. Бакланов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.