Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баталовой С. Н. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства путем предоставления жилищной субсидии для строительства или приобретения жилого помещения, возложении обязанности признать нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи
по апелляционной жалобе истца Баталовой С. Н. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГ сержант Баталова С.Н. уволена с военной службы по подпункту "в" п.1 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья). При этом выслуга лет у нее составляет 13 лет 10 месяцев.
В период прохождения службы в войсковой части Баталовой С.Н., ранее имевшей фамилию "данные изъяты", и ее семье на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда *** от ДД.ММ.ГГ была предоставлена квартира общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "данные изъяты", "адрес". Основанием получения данного жилого помещения являлось признание истицы и членов ее семьи нуждающейся в жилищных условий.
В период службы ДД.ММ.ГГ Баталова С.Н. обращалась с заявлением в ФГКУ "Центррегионжилье", просила принять ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Решением *** от ДД.ММ.ГГ в принятии на учет было отказано в связи с непредставлением необходимых документов в установленный срок.
Повторно Баталова С.Н. обратилась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ДД.ММ.ГГ, т.е. после увольнения с военной службы.
В ответе ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ указано, что Баталова С.Н., являясь пенсионером Минобороны России, не может быть признана нуждающейся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Баталова С.Н. обратилась с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства путем предоставления жилищной субсидии для строительства или приобретения жилого помещения, возложении обязанности признать ее нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи. Просила также возместить ей расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. и оплате услуг представителя согласно договору в размере 15 000 руб.
Истица полагает, что имеет право на получение жилого помещения по избранному после увольнения из рядов Вооруженных Сил месту жительства в "адрес" путем предоставления ей жилищной субсидии для строительства или приобретения жилого помещения.
С отказом в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения истица не согласна, полагает, что имеет право на обеспечение жильем с совместно проживающими членами семьи, поскольку уволена была по льготному основанию, является военным пенсионером, продолжительность военной службы превышает 10 лет, обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, в собственности жилье отсутствует. Кроме того, наличие жилой площади в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений, так как бывший военнослужащий и члены его семьи подлежат отселению из закрытого военного городка.
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возражал против удовлетворения иска, поскольку учетное дело в отношении Баталовой С.Н. не заводилось, так как она не была признана нуждающейся в получении жилья по договору социального найма, а в настоящее время не может быть поставлена на учет в связи с тем, что является пенсионером.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 января 2016 года иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истица просит указанное решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, полагая, что судом неправильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, не применен подлежащий применению закон. Баталова С.Н. указывает, что желает реализовать предусмотренный законом способ обеспечения жильем в избранном ею месте жительства - городе Барнауле - путем получения жилищной субсидии, право на которую у нее возникло, как у военнослужащего, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, имеющего стаж более "данные изъяты" лет. При этом в период военной службы ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилье не в связи с отсутствием соответствующего права, а в связи с неполным предоставлением документов. Действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в постановке на учет увольнение с военной службы. Суд неверно исходил из того, что на момент увольнения истица должна была быть включена в автоматизированную систему учета, признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением квартирно-эксплуатационной частью с рассмотрением этого вопроса на заседании жилищной комиссии воинской части. Такой порядок был предусмотрен ранее и в 2010 году отменен, на момент увольнения истицы КЭЧ и автоматизированного учета не существовало, органом, уполномоченным принимать решения о постановке на учет, являлся Департамент жилищного обеспечения Минобороны России и его структурные подразделения в соответствии с постановлением Правительства от 2011 N 512. Делая вывод об отсутствии права на обеспечение жилым помещениям по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК, суд исходил из того что истица с соответствующим заявлением не обращалась, но не принял во внимание, что в "данные изъяты" году такое заявление истица в территориальное отделение "адрес" подавала. Постановление Правительства Российской Федерации 2005 года N 865, из которого исходил суд, к отношениям сторон неприменимо.
Истица полагает, что вправе требовать обеспечение ее и членов семьи жильем на основании статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и обязуется сдать предоставленное ей по договору социального найма жилое помещение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела без их участия.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абз. 12, 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 512 от 29.06.2011, которым утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила).Согласно пункту 3 указанных Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются указанные в данном пункте документы, в том числе справка о планируемом сроке увольнения с военной службы, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
Согласно пункту 5 Правил в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 Правил. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Из содержания приведенных норм следует, что признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях уполномоченными органами Министерства обороны осуществляется лишь в период военной службы, до момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 (ред. от 22.03.2012) в качестве органа, уполномоченного осуществлять деятельность по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280, определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Центррегионжилье"). Эти организации осуществляют следующие функции: принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, Баталова С.Н. проходила военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГ. Приказом командующего "данные изъяты" *** от ДД.ММ.ГГ она была уволена в отставку по состоянию здоровья (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"), приказом *** от ДД.ММ.ГГ исключена из списков личного состава с ДД.ММ.ГГ, по состоянию на указанную дату продолжительность ее службы составляет "данные изъяты" (л.д. 30).
Материалами дела также подтверждается, что Баталова С.Н. ДД.ММ.ГГ обращалась в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о признании нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, по которому было принято решение об отказе *** от ДД.ММ.ГГ в связи с отсутствием необходимых документов, в том числе справки о планируемом увольнении, документов с места жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления, а именно справок и выписок с адреса: "адрес". Указанное решение об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении истицей не оспаривается.
ДД.ММ.ГГ истица вновь обратилась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указала, что ею избрано место жительства - "адрес", согласна на жилищную субсидию (л.д. 26).
Как следует из письма территориального отделения (заселения) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ ответчик не признает за истицей право на признание нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, поскольку она уволена с военной службы, исключена из списков личного состава (л.д. 27).
Судебная коллегия полагает, что признание Баталовой С.Н. нуждающейся в получении жилого помещения и принятие ее на учет органом, уполномоченным Министерством обороны Российской Федерации (ФГКУ "Центррегионжилье"), и в порядке, установленном законодательством, регулирующим социальное обеспечение военнослужащих, в настоящее время действительно невозможно, так как это законодательство распространяется только на лиц, находящихся на военной службе. Вместе с тем, истица вправе претендовать на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном жилищным законодательством.
Доводы истицы о том, что имеющееся у нее в пользовании жилое помещение - квартира, расположенная в "данные изъяты" по "адрес" "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., предоставленная по договору социального найма *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 18-23), не препятствует признанию ее нуждающейся в жилом помещении, так как с учетом совместно проживающих членов семьи она обеспечена жильем менее учетной нормы, составляющей "данные изъяты" кв.м. (л.д. 25, 55), не имеют правового значения, поскольку основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения послужило отсутствие у органов Минобороны России полномочий рассматривать вопрос о принятии на учет граждан, не являющихся военнослужащими.
Признание гражданина нуждающимся в жилом помещении является необходимым условием обеспечения жильем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами. В связи с тем, что вопрос о принятии истицы и членов ее семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном порядке не разрешен, иные обстоятельства, на которые Баталова С.Н. ссылается, как на основание предоставления ей жилищной субсидии (наличие необходимого стажа военной службы, льготного основания увольнения, отнесение к категории граждан, который должны были обеспечиваться служебным жильем по месту службы), сами по себе не могут повлечь удовлетворение иска, поэтому не оцениваются судебной коллегией.
Доводы апелляционной жалобы о применении судом порядка учета граждан-военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, который утратил силу, заслуживают внимания, однако не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда ввиду изложенного выше.
Таким образом, в пределах заявленного предмета иска и доводов жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу истца Баталовой С. Н. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 января 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.