Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Колесниковой Л.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Мишиной Л. И. к администрации Бийского района о признании решения незаконным, о признании права на включение в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мишина Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Бийского района Алтайского края и просила признать решение межведомственной комиссии об отказе во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года незаконным, признать за ней право на включение в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года по "адрес" "адрес" Алтайского края.
В обоснование своих требований указывала, что является собственником 5/6 долей жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" где зарегистрирован и проживает. Квартира подверглась затоплению в результате паводка в мае-июне 2014 года и требует капитального ремонта.
На обращение истца с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта, ответчиком отказано, в связи с тем, что действия Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ на заявителя не распространяется.
С решением об отказе во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года Мишина Л.И. не согласна, полагает, что оно незаконно, поскольку в принадлежащей ей жилом помещении ремонт в соответствии с Постановлением Алтайского края N576 от 23 декабря 2014 года "Об утверждении порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края" не произведен.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (с учетом определения суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГ) исковые требования удовлетворены частично и постановлено признать незаконным решение *** от ДД.ММ.ГГ, принятое на заседании Межведомственной комиссии администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года об отказе Мишиной Л. И. во включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес" "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.
На администрацию Бийского района возложена обязанность провести повторное рассмотрение заявления Мишиной Л. И. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес" "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года и принять соответствующее решение в десятидневный срок. Сообщить об исполнении решения суду и Мишиной Л. И. в течение десяти дней.
Мишиной Л. И. в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права указывает, что признавая незаконным решение межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении истца в список на предоставлении социальной выплаты по жилому помещению по "адрес" "адрес", суд не учел, что жилой дом включен в число жилых помещений, капитальный ремонт которых произведен по муниципальному контракту в рамках выполнения постановления администрации Алтайского края N576 от 23 декабря 2014 года "Об утверждении порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края".
В силу п.2 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N234 (далее Порядок N234) данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Ответчик полагает, что при рассмотрении спора не были всесторонне исследованы материалы дела и не был привлечен в качестве третьего лица технический заказчик по муниципальному контракту АКГУП "Алтайстройзаказчик", которое могло предоставить сведения по факту осуществления работ в квартире истца.
Истцом неверно выбран способ защиты права, поскольку необходимо оспаривать Порядок N234.
Необоснован и вывод суда об отсутствии проверки соответствия заявителя требованиям п.4 Порядка N234, поскольку отказ мотивирован предоставлением социальной помощи в виде проведения капитального ремонта, что самостоятельно исключает возможность включения в список при наличии или отсутствии других условий, дающих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявки не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствие частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом в силу части 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г.Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, постановлением администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N254 с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", в котором "данные изъяты" доли в "адрес" на праве собственности принадлежит Мишиной Л.И. расположен в зоне паводка, был поврежден и требует капитального ремонта.
В отношении жилого помещения межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГ составлен акт, указывающий на объем повреждений и подтверждающий необходимость проведения капитального ремонта.
Постановлением администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее Порядок N234).
Согласно п.4 Порядка N234 право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес" в "адрес".
Решением Межведомственной комиссии администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года N3 от 23 июля 2015 года заявителю отказано во включении в вышеуказанный список со ссылкой на п.2 Порядка с указанием, что действия вышеуказанного Порядка не распространяются на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением администрации Алтайского края N576 от 23 декабря 2014 года "Об утверждении порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края".
Отменяя решение Межведомственной комиссии суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащее истцу жилое помещение по "адрес" несмотря на его включение в перечень помещений, подлежащих ремонту в соответствие с постановлением администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, фактически не отремонтировано, доказательств этому не представлено.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Пункт 2 Порядка N234 предусматривает, что действие настоящего Порядка не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 23 декабря 2014 года N 576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка" (далее Порядок N576).
Порядок N576 в свою очередь, принятый в целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края предусматривает проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в частности оспариваемого решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ, "адрес" в "адрес" включен в список домов по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Вместе с тем, исходя из положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции в порядке подготовки дела к судебному разбирательству предлагалось администрации "адрес" представить доказательства проведения капитального ремонта спорного жилого помещения в соответствии указанным выше Постановлением, что отражено в определении судьи о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательства от ДД.ММ.ГГ.
Более того, в обосновании возражений по заявленным требованиям ответчиком представлен отзыв со ссылкой на заключение администрацией "адрес" муниципального контракта с АКГУП "Алтайстройзаказчик" на проведение аварийно- восстановительных работ и капитального ремонта объектов, а также акты о приемке выполненных работ за июль 2015 года в отношении поврежденного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Вместе с тем, из представленного акта следует, что в соответствии с договором подряда субподрядчиком ООО "Строй-Камень" был произведен комплекс неотложных аварийно-восстановительных работ по ремонту "адрес". Квартира *** "адрес" в "адрес" исключена из акта проведения работ.
Сведений о проведении работ по капитальному ремонту жилого помещения истцов, представленные стороной ответчика акты выполненных работ, не содержат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств проведения капитального ремонта в спорном жилом помещении и о наличии у администрации обязанности провести повторное рассмотрение заявления истца о включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Поскольку указное в решении ответчика основание для отказа во включении истца в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, судом отклонено, а ответчиком не представлено доказательств проверки иных оснований, для включения в список, установленных п.4 Порядка *** судом обоснованно возложена на ответчика обязанность провести повторное рассмотрения обращения Мишиной Л.И.
Доводы апелляционной жалобы о не привлечение к участию в дело АКГУП "Алтайстройзаказчик" в целях получения сведений по факту осуществления аварийно-восстановительных работ в квартире истца подлежат отклонению в связи с тем, что оснований, предусмотренных ст.43 ГПК РФ для привлечения указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица судебная коллегия не усматривает, так как оспариваемым решением вопрос о правах и обязанностях данного лица не разрешался. При этом судебная коллегия учитывает, что ответчиком не представлено доказательств невозможности истребования необходимых для рассмотрения дела доказательств, подтверждающих проведение капитального ремонта спорного жилого помещения из АКГУП "Алтайстройзаказчик", с которым, как указывалось выше, заключен контракт на выполнение функций технического заказчика.
Кроме того, администрацией Бийского района не проведено обследование жилого помещения, принадлежащего истцу, в рамках рассмотрения данного гражданского дела в целях опровержения доводов о непроведении ремонта и подтверждения законности оспариваемого решения администрации.
При отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих проведение капитального ремонта в принадлежащем истцам жилом помещении, оспариваемое решение межведомственной комиссии не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителей на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, исследованных судом первой инстанции, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судом решения.
Следует отметить, что судом первой инстанции необоснованно применены при разрешении данного спора положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 года N7-ВС-7105/15 дела о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки, о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки; о признании недействительным (незаконным) отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения рассматриваются в исковом порядке.
Исходя из изложенного, принимая во внимание характер возникшего между сторонами спора, а также предмета иска, настоящий спор подлежал разрешению в исковом порядке, в связи с чем ссылка суда первой инстанции при вынесении судебного постановления на нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является необоснованной.
Вместе с тем, на правильность выводов суда данное обстоятельство не повлияло, в связи с чем отмены постановленного решения не влечет.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бийского районного суда Алтайского края от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.