Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Колесниковой Л.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
- истца Рябинина Н. И.;
- ответчика администрации Быстроистокского района Алтайского края;
- ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 4 марта 2016г. по делу
по иску Рябинина Н. И. к администрации Быстроистокского района Алтайского края, Главному управлению по труду и социальной защите Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об обязании произвести перерасчет размера социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате паводка
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, (с учетом их уточнения в ходе разрешения спора) Рябинин Н.И. в их обоснование указывал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в с.Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края по "адрес", который в результате паводка в мае-июне 2014г. был поврежден, требует капитального ремонта. 22 сентября 2014г. Рябинин Н.И. обратился в администрацию Быстроистокского района с заявлением о включении его в список граждан для получения денежной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого дома. 24 августа 2015г. на расчетный счет истца была перечислена денежная сумма в размере 509 600 руб., которая была рассчитана исходя из площади 104 кв.м. Тогда как фактически площадь жилого дома, принадлежащего истцу, составляет 340 кв.м. Считая действия ответчиков по определению размера денежной выплаты незаконными, истец просил признать за ним право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения исходя из его общей площади 340 кв.м., и возложить на администрацию Быстроистокского района произвести такой перерасчет социальной выплаты.
Решением Быстроистокского районного суда Алтайского края от 4 марта 2016г. исковые требования удовлетворены частично.
За Рябининым Н.И. признано право на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения - "адрес" Алтайского края, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014г., исходя из общей площади вышеуказанного жилого дома в размере 213,8 квадратных метров.
На администрацию Быстроистокского района Алтайского края возложена обязанность произвести перерасчет размера социальной выплаты для проведения капитального ремонта указанного жилого дома из расчета 213 квадратных метров общей площади.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части. Настаивает на наличии у него права на получение оспариваемой социальной выплаты исходя из фактической площади жилого дома 340 кв.м. Ссылаясь на техническое заключение ООО "РосЭксперТ", которым подтверждено наличие грубых технических ошибок при составлении технического паспорта на жилой дом, полагает, что суд не имел оснований для исключения 126,5 кв.м., из площади жилого дома, подлежащей учету при определении размера оспариваемой выплаты.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований. Настаивает на неправильном применении судом норм материального права. Суд неверно исходил из площади жилого дома, поскольку по мнению автора жалобы, размер оспариваемой денежной выплаты должен рассчитываться исходя из площади только жилых помещений поврежденного жилого дома, и не могут учитываться площади нежилых и подсобных помещений. Доказательств того, что площадь 218.4 кв.м. является жилой в деле не имеется. Так же суд не учел, что подтоплен был только первый этаж спорного дома и частично второй этаж. Третий этаж дома подтоплен не был, ввиду чего помещения третьего этажа не могут быть приняты во внимание при расчете размера выплаты. Кроме того, поскольку Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края не является главным распорядителем финансовых средств, поступивших на обеспечение реализации мероприятий по капитальному ремонту поврежденного в результате паводка жилищного фонда, привлечение Главного управления по данному делу в качестве ответчика является незаконным.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Быстроистокского района Алтайского края так же просит об отмене решения суда и отказе в иске. Ссылается на отсутствие доказательств затопления при паводке второго и третьего этажа принадлежащего истцу жилого дома, ввиду чего считает необоснованным расчет судом размера социальной выплаты исходя из площади поврежденного жилого дома в 238 кв.м. Частичное подтопление второго этажа здания подтверждается только со слов самого истца. Так же автор жалобы считает что заключение эксперта, представленное истцом, является недопустимым доказательством, поскольку давшие его эксперты не были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав представителя истца, настаивавшего на удовлетворении жалобы Рябинина Н.И. и возражавшего против удовлетворения жалоб ответчиков, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствие частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом в силу части 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N254 с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что жилой дом по адресу с.Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края по "адрес", принадлежит истцу на праве собственности.
Указанный жилой дом был поврежден в результате паводка.
Истец на момент паводка проживал и был зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом доме, что сторонами не оспаривалось
Согласно акту обследования индивидуального жилого дома, поврежденного в результате паводка, составленному 23 сентября 2014г. межведомственной комиссией в указанном жилом доме в результате паводка образовались повреждения: промывы под фундамент, неравномерная просадка фундамента, частичное разрушение фундамента, глубокие трещины; деформация и повреждение стен, отслоение штукатурного слоя по внутренним стенам и перегородкам на высоту замачивания; разрушение кирпичных тумб в подпольном пространстве; замачивание и коробления, деревянного пола, прогибы и просадка отдельных досок; деформация оконных и дверных блоков. Дом признан требующим проведения капитального ремонта.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 г. N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края ( далее Порядок).
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
При отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.
Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Согласно п.7 Порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;
б) копии документов, удостоверяющих личность собственника(ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте "г" настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).
22 сентября 2014 года истец обратился в межведомственную комиссию по определению ущерба, причиненного паводком в мае-июне 2014 года на территории Быстроистокского района, с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по "адрес" в с.Быстрый Исток, поврежденного в результате паводка, и включении его в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года и требуют проведения капитального ремонта.
В дальнейшем, после принятия администрацией Алтайского края вышеупомянутого Порядка предоставления гражданам социальных выплат, истец 9 июля 2015 года вновь обратился в администрацию Быстроистокского района с аналогичным заявлением о предоставлении ему социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
Его право на получение такой выплаты было признано. 24 августа 2015 года администрацией Быстроистокского района в управление социальной защиты населения по Быстроистокскому району был направлен на согласование список ***, в котором в строке под номером 59 числился Рябинин Н.И., сумма социальной выплаты, причитающаяся заявителю, составила 509 600 рублей. Данные денежные средства были перечислены на расчетный счет Рябинина Н.И., указанный им в заявлении, получение которых истец подтверждает в исковом заявлении.
Согласно п.5 Порядка предоставления гражданам социальных выплат размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда.
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет 4,9 тыс. рублей.
Определяя размер социальной выплаты ответчик исходил из жилой площади дома 104 кв.м., которую ответчики признали поврежденной. На этой же позиции настаивали ответчики в суде первой инстанции, и дублируют ее в апелляционной жалобе.
Между тем, судебная коллегия согласиться с доводами апелляционных жалоб ответчиков согласиться не может.
Вопреки такой позиции ответчиков размер оспариваемой выплаты рассчитывается исходя из площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах.
При этом в подпункте "б" пункта 3 Порядка дано определение: поврежденный жилищный фонд - площадь или часть площади жилых помещений, поврежденных в результате паводка и требующих проведения капитального ремонта.
То есть Порядок не предусматривает необходимости выделения подсобных или иных помещений из объема расчетов социальной выплаты, указывая лишь, что она рассчитывается исходя из площади поврежденного жилищного фонда
Согласно свидетельству о регистрации права истца на спорный жилой дом, а так же техническому паспорту на данное жилое помещение, дом имеет три этажа, его общая площадь составляет 213,8 кв.м., из них жилая - 110,4 кв.м., подсобная - 103,4 кв.м.
И при этом в акте обследования индивидуального жилого дома, поврежденного в результате паводка, составленном 23 сентября 2014г. межведомственной комиссией отражена площадь жилищного фонда, требующая капитального ремонта - 213,8 кв.м.
Эти же обстоятельства признавались администрацией района в досудебной переписке, которую суд обоснованно расценил, как косвенное доказательство.
Названный Акт межведомственной комиссии ни кем не оспорен, в установленном порядке не отменен. Принимая во внимание, что в соответствие с Порядком именно названный Акт является основанием для определения объема поврежденной площади жилого помещения, оснований не учитывать его в качестве доказательства у суда не имелось.
Так же суд обоснованно принял во внимание письмо Управления строительства и территориального планирования от 02.03.2016г. ***/с3/893, представленного Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в качестве приложения к возражениям на уточненный иск, в котором отмечено, что согласно акту обследования межведомственной комиссии данного жилого дома, его общая площадь составляет 213,8 кв.м., в том числе общая площадь дома, требующая ремонта (поврежденная площадь), - 213,8 кв.м. На основании документов, представленных в 2014г. администрацией района, данный жилой дом был включен в приложение *** к Соглашению администрации Алтайского края с Минстроем России от 24.06.2015г. ***/С, согласно которому на его капитальный ремонт предусмотрено 1043,7 тыс.руб.
Следовательно, районный суд пришел к обоснованному выводу о нарушении прав истца определением ему размера социальной выплаты исходя из площади поврежденного жилищного фонда в 104 кв.м., поскольку приведенными доказательствами подтверждено его право на получение такой выплаты исходя из площади 213 кв.м. (учитываются только полные квадратные метры).
В этой связи суд обоснованно признал право истца на получение социальной выплаты исходя из площади поврежденного жилищного фонда в 213 кв.м.
Позиция ответчиков, изложенная в апелляционных жалобах, является несостоятельной, поскольку противоречит вышеприведенным положениям Порядка.
В части доводов ответчика о том, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края необоснованно привлечено к участию в деле в качестве ответчика, судебная коллегия находит их несостоятельными. Правом сформулировать исковые требования и предъявить их к тому или иному лицу обладает истец. В уточненном иске Рябинин Н.И указал Главное управление в числе ответчиков, к которым адресовал свои требования. Между тем, как видно из обжалуемого решения, каких-либо обязанностей на данного ответчика судом не возложено.
Так же не может согласиться с доводами жалобы истца, указывающего, что фактически его жилой дом имеет площадь 340 кв.м., исходя из которой, он полагает, и должна быть рассчитана оспариваемая выплата.
Согласно представленному истцом строительно-техническому заключению, составленному ООО "Специализированная фирма "РосЭксперТ" 29.01.2016г. *** в технической документации на жилой дом допущена техническая ошибка: часть помещений общей площадью 126,5 кв.м., которые отмечены в технической документации как холодные и отдельные строения, являются отапливаемыми, имеют электроснабжение, внутреннее сообщение, общие несущие конструкции (фундамент, стены, крыша) с основным зданием жилого дома, хотя и являются помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом доме, которые должны быть учтены в составе жилищного фонда. Техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в целом не отвечает требованиям действующих нормативных документов, общее техническое состояние здания в целом и конструктивных элементов здания - недопустимое, категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Для устранения установленных дефектов и повреждений, образовавшихся в результате значительного переувлажнения строительных конструкций вследствие паводкового наводнения, произошедшего в мае-июне 2014г., необходимо проведение капитального ремонта с усилением конструкции фундамента и стен. Капитальный ремонт необходимо провести на всей площади жилого дома площадью 213,8 кв.м., а также на площади помещений 126,5 кв.м., которые по причине технической ошибки не вошли в общую площадь отапливаемых помещений, но являются неотделимой частью жилого дома.
Между тем, указанное техническое заключение обоснованно отвергнуто судом. Основания для признания площади помещений 126,5 кв.м. подлежащими включению в состав общей площади жилого дома, из которой должна рассчитываться оспариваемая выплата, судебная коллегия не находит. В технический паспорт на жилой дом соответствующих сведений (изменений) не внесено, право собственности истца зарегистрировано на жилое помещение площадью 213,8 кв.м., его прав на жилое помещение большей площади не зарегистрировано. Кадастровому учету так же подвергнут жилой дом общей площадью 213,8 кв.м., что согласуется с вышеупомянутым актом, на основании которого социальная выплата и подлежит расчету.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб сторон не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы истца Рябинина Н. И., ответчика администрации Быстроистокского района Алтайского края, ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - оставить без удовлетворения
Решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 4 марта 2016г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.