Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Храмцовой В.А., Рудь Е.П.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Крюкова С. В. на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 09 марта 2016 года по делу
по иску Крюкова С. В. к администрации Быстроистокского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о включении домовладения в список на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта и о возложении обязанности произвести такие выплаты для ремонта жилого дома, пострадавшего в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крюков С.В. обратился в суд с иском к администрации Быстроистокского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в котором с учетом уточнений просил: включить его домовладение в список на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта; обязать произвести социальные выплаты для ремонта жилого дома, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", где он постоянно проживает с апреля 2014 года. Во время паводка в мае - июне 2014 года жилой дом оказался в зоне затопления, однако не был включен в список жилых домов, попавших в зону затопления в результате паводка по неизвестным причинам. В администрацию Усть-Ануйского сельского совета он на момент затопления требованиями о каких-либо выплатах не обращался, поскольку у него отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на жилой дом, а также он не был зарегистрирован по этому адресу. Решением суда от ДД.ММ.ГГ за ним было признано право собственности на данный жилой дом и земельный участок, на основании которого ДД.ММ.ГГ он зарегистрировался по данному адресу. ДД.ММ.ГГ обратился в администрацию "адрес" с заявлением о включении в список на предоставление выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка 2014 года ДД.ММ.ГГ была создана комиссия по обследованию его жилого дома, согласно результатам которой жилой дом был затоплен и ему требуется капитальный ремонт, однако ДД.ММ.ГГ администрация района в письме сообщила, что его домовладение не прошло согласование в ГУ МЧС по Алтайскому краю, так как оно не значится в списке жилых домов, попавших в зону затопления в результате паводка в мае-июне 2014 года и в связи с изложенным на данное домовладение не могут быть произведены социальные выплаты на капитальный ремонт.
Решением Быстроистокского районного суда Алтайского края от 09.03.2016 отказано в удовлетворении исковых требований Крюкова С.В.
В апелляционной жалобе истец Крюков С.В. просит решение суда отменить, указывая на то, что его жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", попали в зону затопления, соответственно он должен быть включен в соответствующий список. На момент затопления он проживал по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельскими показаниями. По иным адресам он не проживал постоянно. В жалобе прокурора "адрес" он указал адрес: "адрес", так как по данному адресу осуществлял свою трудовую деятельность.
В суде апелляционной инстанции истец Крюков С.В. поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10.09.2014а N Пр-2166 постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 Правил в качестве условия предоставления субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.
Постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее Порядок).
Пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, определено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка (подпункт а).Из системного толкования приведенных норм следует, что для включения в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края необходимо наличие следующих условий: указанные граждане являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации; они проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам; они не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания; или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведение капитального ремонта.Как установлено судом и усматривается из материалов дела, постановлением администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ с 08 часов ДД.ММ.ГГ на территории "адрес" Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации в связи со значительным повышением уровня воды в реке Обь и реке Ануй выше критического, из-за чего произошло подтопление приусадебных участков и жилых домов в "адрес" и в "адрес".Жилое помещение - "адрес" в "адрес", площадью 50 кв.м., принадлежит истцу Крюкову С.В. на праве собственности с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2015г., выданным ему на основании решения Быстроистокского районного суда от ДД.ММ.ГГ, которым был установлен факт фактического принятия Крюковым С.В. наследства, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГ матери ФИО2, а также после смерти ДД.ММ.ГГ отца ФИО1 ДД.ММ.ГГ ФИО2 обратился в администрацию "адрес" с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения. Актом обследования поврежденного индивидуального жилого "адрес" в "адрес", составленного межведомственной комиссией администрации "адрес" ДД.ММ.ГГ было установлено, что указанный жилой дом был поврежден в результате паводка в мае-июне 2014 года, в связи с чем зданию требуется капитальный ремонт. Письмом администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ истцу отказано в получении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого дома, в связи с тем что жилой дом не значится в списке жилых домов, попавших в зону затопления.Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что истец на день объявления режима ЧС в "адрес" в "адрес" не проживал.Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как основанном на законе и подтвержденным материалами дела.
В силу положений ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее Правила) Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (п.16 Правил).
Так, из материалов дела следует, что Крюков С.В. с ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", пер. Дружный, "адрес", затем ДД.ММ.ГГ снят с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрирован по адресу: "адрес".
Крюков С.В. в нарушение требований Правил не представил доказательства наличия соответствующей регистрации по адресу: "адрес" период паводка.
Кроме того, согласно имеющимся записям в трудовой книжке истца с 2012 года по ДД.ММ.ГГ истец работал на различных предприятиях и организациях "адрес" и "адрес", с ДД.ММ.ГГ он был принят на работу в "данные изъяты" откуда ДД.ММ.ГГ уволился по собственному желанию.
В соответствии с сообщением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в "адрес" и "адрес", Крюков С.В., проживающий по пер. Дружный, "адрес", в "адрес", является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории ветеран боевых действий с ДД.ММ.ГГ. В заявлении от ДД.ММ.ГГ о доставке ежемесячной денежной выплаты Крюков С.В. указал адрес своего проживания по "адрес".
Согласно справке *** от ДД.ММ.ГГ, Крюков С.В. с ДД.ММ.ГГ состоит на учете в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в "адрес" и "адрес" и бессрочно получает ежемесячную денежную выплату, которая выплачивается на расчетный счет в отделении Сбербанка *** "адрес".
Оценив данные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец не проживал в момент паводка в жилом доме по адресу: "адрес".
Доводы жалобы об обратном, в том числе со ссылкой на свидетельские показания, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, из приведенных выше требований норм материального права следует, что право граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на оказание помощи, законодатель связывает, в том числе с проживанием в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, что в данном случае не нашло подтверждения, соответственно является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы в целом повторяют позицию истца в суде первой инстанции, которой была дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда, жалоба не содержит.
Таким образом, учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Крюкова С. В. на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 09 марта 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.