Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Плехановой Н. А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Плехановой Н. А. к администрации "адрес" о признании права на получение компенсации на капитальный ремонт жилого дома, пострадавшего в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года, возложении обязанности по включению в списки лиц на получение компенсации на капитальный ремонт жилого дома, пострадавшего в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Явкиной М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плеханова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации "адрес", в котором просила: признать незаконными отказы о включению ее в списки лиц на получение компенсации на капитальный ремонт жилого дома, поврежденного в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года; признать за ней право на получение компенсации на капитальный ремонт жилого дома, поврежденного в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года; возложить на ответчика обязанность по включению ее в списки лиц на получение компенсации на капитальный ремонт дома, пострадавшего в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года.
В обоснование иска указала, что она дважды обращалась в администрацию "адрес" с заявлениями о включении ее в списки лиц на получение компенсации на капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу, "адрес", общей площадью 192,3 кв.м, (далее спорный жилой дом) поврежденного в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года.
ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ администрация "адрес" отказала ей во включении ее в списки лиц на получение компенсации на капитальный ремонт спорного жилого дома, по причине отсутствия зарегистрированного права собственности на спорный жилой дом, что является незаконным.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отказано в удовлетворении исковых требований Плехановой Н.А.
В апелляционной жалобе истец Плеханова Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же обстоятельства, что и при подаче иска.
Дополнительно указывает на то, что фактически она владела спорным жилым домом на момент паводка как своим собственным, что подтверждается решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГ, техническим планом, в котором обозначен год завершения строительства здания - 2013 "адрес" у нее была возможность оформить право собственности на объект незавершенного строительства до паводка, однако она желала оформить право собственности на полностью достроенный дом. С 2013 года она является собственником земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом. Выводы суда опровергаются решением Онгудайского районного суда Республики Алтай. Собственникам жилых домов, получивших аналогичные повреждения во время паводка, бесспорно выплачены соответствующие выплаты. Решение суда противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГ ***-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N Пр-2166 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 Правил в качестве условия предоставления субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.
Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее Порядок).
Пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, определено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка (подпункт а).
Из системного толкования приведенных норм следует, что для включения в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края необходимо наличие следующих условий: указанные граждане являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации; они проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам; они не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания; или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведение капитального ремонта.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГ на территории "адрес" сложилась ЧС, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ Плеханова Н.А. с ДД.ММ.ГГ являлась собственником жилого дома, общей площадью 49,4 кв.м, и земельного участка, общей площадью 816,67 кв.м, расположенных по адресу, "адрес" (л.д. 12-14).
Дом, по адресу, "адрес", общей площадью 49,4 кв.м, был поврежден в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГ (л.д. 11), после чего представлял собой остатки сгоревших стен, без крыши, был демонтирован, право собственности прекращено.
В мае 2013 года Плеханова Н.А. начала строительство нового жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке по адресу: "адрес", в "адрес".
ДД.ММ.ГГ Плеханова Н.А. совместно с членами семьи заселилась в новый, незавершенный строительством объект недвижимости по адресу: "адрес".
Вновь возведенный объект недвижимости был поврежден в результате весенне-летнего паводка, произошедшего на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ Плеханова Н.А. обратилась с заявлением в администрацию "адрес" о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, на что в ответах от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ получила отказ, в связи с отсутствием на момент паводка зарегистрированного права собственности на спорный жилой дом.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что Плеханова Н.А. не являлась собственником поврежденного, спорного жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации, кроме того спорный жилой дом не требует капитального ремонта.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как основанным на законе и подтвержденным материалами дела.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
До введения в объекта капитального строительства (жилого дома) в эксплуатацию, такой объект не пригоден для постоянного проживания граждан (не отвечает установленным техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства и критериям, предъявляемым к жилому помещению, установленным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").
Приобретению статуса жилого помещения (дома) должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта строительства к жилищному фонду.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, в силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникает с момента такой регистрации.
Следовательно, для того чтобы недвижимое имущество стало объектом права собственности оно должно быть создано на отведенном для этого земельном участке, индивидуализировано и введено в гражданский оборот именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке, в том числе с соблюдением разрешительного порядка создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей, предусмотренного законодательством.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии "адрес" от ДД.ММ.ГГ (л.д. 51), а также выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ право собственности на спорный жилой дом зарегистрировано за Плехановой Н.А. ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, на день объявления ЧС ( ДД.ММ.ГГ) истец не являлась собственником спорного жилого помещения.
То обстоятельство, что истец фактически возвела дом в 2013 года и с указанного времени стала в нем проживать, не опровергает данный вывод суда, не свидетельствует о возникновении права собственности.
Ссылка истца на выписку из технического паспорта, в соответствии с которой спорный жилой дом введен в эксплуатацию в 2013 году, признается несостоятельной, поскольку данный документ не является правоустанавливающим документом и по смыслу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельно не порождает права и обязанности граждан.
Довод жалобы о том, что истец с 2013 года является собственником земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку для разрешения настоящего спора юридически значимым обстоятельством является наличие, дата возникновения права собственности только на жилой дом.
Кроме того, согласно заключению проведенной по делу судебной экспертизы, работы по устранению полученных повреждений спорного жилого дома в результате весенне-летнего паводка в Алтайском крае в мае-июне 2014 года относятся к текущему ремонту, то есть в проведении капитального ремонта дома не нуждается.
С учетом изложенного, у истца отсутствует совокупность условий, определенных п. 4 Порядка, а также постановлением Правительства РФ, и необходимых для признания права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, поэтому у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Наличие вступившего в законную силу решения Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, в котором было указано, что Плеханова Н.А. являлась собственником спорного жилого дома на момент ЧС, не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных истцом исковых требований. Указанным решением суда разрешался иной правовой вопрос, а именно о включении в списки на получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, в чем было отказано.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Кроме того, доводы жалобы в целом повторяют позицию истца в суде первой инстанции, указывая на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Плехановой Н. А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.