Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Титовой В.В.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 04 февраля 2016 года по делу по заявлению
Щигеля И. Т., Щигель А. И., Астафьевой Т. Ф., Акимовой Н. В., Скрынника В. О. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
Щигель И.Т., Щигель А.И., Астафьева Т.Ф., Акимова Н.В., Скрынник В.О. обратились в суд с административным иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю), указав, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по "адрес". С целью оформления прав на земельный участок истцы обратились в администрацию г " ... ". Распоряжением комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. " ... " от ДД.ММ.ГГ утверждена схема расположения земельного участка, предварительно согласовано предоставление земельного участка с целью использования - для эксплуатации жилого дома. В распоряжении указано о том, что Щигель И.Т. необходимо обеспечить получение разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома. Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка - 2.1. В межевом плане указан вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома; документ, на основании которого данные сведения внесены, отсутствует. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ приостановлено осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а решением от ДД.ММ.ГГ в осуществлении государственного кадастрового учета отказано. Административные истцы не согласны с решением от ДД.ММ.ГГ, поскольку для получения разрешения на условно разрешенный вид использования необходимо, чтобы земельный участок состоял на кадастровом учете. Просят признать данное решение незаконным, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 04 февраля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено: признано незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в осуществлении кадастрового учета; на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Щигеля И.Т. о постановке земельного участка по "адрес" на кадастровый учет.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение органа кадастрового учета вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Выводы суда о том, что в межевом плане, представленном административными истцами вместе с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, содержится полная и достоверная информация о виде разрешенного использования спорного земельного участка являются неправильными, учитывая, что в распоряжении комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. " ... " от ДД.ММ.ГГ *** о предварительном согласовании предоставления земельного участка, являющимся приложением к межевому плану, отсутствует указание на установление в отношении данного земельного участка какого-либо вида разрешенного использования. Напротив, данное распоряжение содержит указание на необходимость получения разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Следовательно, только орган местного самоуправления, к полномочиям которого относится установление вида разрешенного использования объекта недвижимости, и который в настоящее время является правообладателем спорного земельного участка вправе установить вид разрешенного использования, орган кадастрового учета такими полномочиями не обладает. Административными истцами не оспаривается, что необходимый документ органа местного самоуправления, устанавливающий вид разрешенного использования спорного земельного участка, в приложении к межевому плану отсутствует. Несоответствие представленных для кадастрового учета документов требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" послужило основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, между тем законность указанного решения административными истцами не оспаривается. Вместе с тем доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных недостатков не представлено. Кроме того, при рассмотрении дела суд не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", что является нарушением норм процессуального права, поскольку филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю не обладает самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего его юридического лица.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю Рякшина Е.Г., иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного ответчика Рякшину Е.Г., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого органом местного самоуправления принято решение о предварительном согласовании предоставления такого участка истцам, о котором имеются сведения о расположении его в определенной территориальной зоне с условно разрешенным видом использования в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом, на что было указано в межевом плане и в распоряжении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, противоречат закону и нарушают права административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Как верно установлено судом, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по адресу: "адрес", что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Распоряжением комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. " ... " от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале *** ориентировочной площадью " ... " га по адресу: "адрес". Предварительно согласовано предоставление данного земельного участка (цель использования - для эксплуатации жилого дома). Указано, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов, в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж3). Предоставление земельного участка возможно после проведения работ по образованию земельного участка. Щигель И.Т. необходимо обеспечить выполнение кадастровых работ для образования земельного участка, получение разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома. Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 2.1.
Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, предусматривает, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе, территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (подпункт 10 пункта 9); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления (пункт 10).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (части 2, 3 статьи 1).
В соответствии с пунктами 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в том числе, включаются сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о разрешенном использовании.
ДД.ММ.ГГ административные истцы обратились в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю с заявлением о постановке вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГ указанным учреждением принято решение *** о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка. Обстоятельством, послужившим основанием для принятия данного решения, явилось отсутствие акта органа местного самоуправления, подтверждающего вид разрешенного использования земельного участка, в составе представленного межевого плана, согласно которому участок имеет вид разрешенного использования - "Индивидуальные жилые дома".
ДД.ММ.ГГ административным ответчиком принято решение *** об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно статье 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1). В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2). Межевой план состоит из графической и текстовой частей (часть 4). Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10). Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 12).
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков.
Согласно пункту 52 Требований вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения).
Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, которые распространяются на все расположенные на территории г. Барнаула земельные участки и объекты капитального строительства, являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Требования установленного Правилами градостроительного регламента сохраняются при изменении формы собственности на земельный участок, объект капитального строительства, при переходе права на земельный участок, объект капитального строительства другому правообладателю. Правила применяются, в том числе, при формировании земельных участков, подготовке документов для государственной регистрации прав на земельные участки и объекты капитального строительства, подготовке сведений, подлежащих внесению в государственный кадастр объектов недвижимости.
Содержащиеся в Правилах материалы градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула включают в себя: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (статья 7).
Статьей 63 Правил определен градостроительный регламент территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.3), с определенными основными видами разрешенного использования и условно разрешенными видами использования, в которые включен вид "Индивидуальные жилые дома".
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, согласно пункту 70 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия ответчиком оспариваемого решения) в Реестре содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Кроме того, пунктом 21 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, законом прямо предусмотрено, что в случае образования земельного участка на основании схемы расположения земельного участка, в отношении которого не установлен вид разрешенного использования, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является решением об установлении вида разрешенного использования земельного участка, при этом принятие органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка не требуется.
Принимая во внимание содержащееся в распоряжении о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "адрес" указание на цель использования данного участка - для эксплуатации жилого дома и то обстоятельство, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж3), которая предполагает согласно градостроительному регламенту в качестве условно разрешенного вида использования размещение индивидуальных жилых домов, при том, что информация о виде разрешенного использования также содержится в межевом плане, представленном административному ответчику вместе с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что основания для приостановления, а в дальнейшем и для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что административными истцами предпринимались меры для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Между тем в письменных ответах комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Администрации города Барнаула указано на нецелесообразность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, принадлежащий административным истцам, поскольку такой участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834, расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.3); градостроительным регламентом данной зоны предусмотрено индивидуальное жилищное строительство; основной вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - индивидуальные жилые дома.
Доводы о том, что административными истцами решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета не оспаривалось, не принимаются во внимание, поскольку само по себе данное обстоятельство не может служить подтверждением законности принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом неправомерно не привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" подлежит отклонению как несостоятельная. Как следует из материалов дела, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю; извещения административному ответчику направлялись с соблюдением положений части 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по месту нахождения филиала по адресу: "адрес". При этом в судебном заседании суда первой инстанции на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ *** в качестве представителя административного ответчика принимала участие Рякшина Е.Г., уполномоченная на представительство интересов именно ФГБУ "ФКП Росреестра".
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 04 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.