Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Тернового А. В. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 29 февраля 2016 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к Терновому А. В. о взыскании недоимки по земельному и транспортному налогам, налогу на имущество физических лиц.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Терновому А.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за " ... " год в сумме " ... " руб., по налогу на имущество физических лиц за " ... " год в сумме " ... " руб., по транспортному налогу за " ... " год в сумме " ... " руб.
Заявленные требования обоснованы тем, что Терновому А.В. в " ... " году принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***, расположенные в "адрес" и "адрес" соответственно, в связи с чем в соответствии со ст.ст. 387, 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации он является плательщиком земельного налога. За " ... " год административному ответчику начислен земельный налог в размере " ... " руб. В " ... " году Терновому А.В. принадлежали жилые дома в г. " ... " по адресам: "адрес" и "адрес", в соответствии с Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" он является плательщиком налога на имущество физических лиц, за " ... " год налог рассчитан в сумме " ... " руб. В " ... " году Треновому А.В. принадлежал автомобиль " ... ", в силу Закона Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского края" он является плательщиком транспортного налога, размер которого за " ... " год составил " ... " руб. Налоговым органом в адрес Тернового А.В. было направлено налоговое уведомление *** о необходимости уплаты вышеназванных налогов. В связи с неуплатой налогов административному ответчику направлено требование *** от ДД.ММ.ГГ об уплате налогов в срок до ДД.ММ.ГГ. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка *** г. " ... " Алтайского края от ДД.ММ.ГГ вынесен судебный приказ ***, который по заявлению Тернового А.В. отменен ДД.ММ.ГГ.
В ходе рассмотрения дела административный истец отказался от исковых требований в части взыскания земельного налога за " ... " год за земельный участок с кадастровым номером *** на сумму " ... " руб., и налога на имущество физических лиц за " ... " год за жилой дом с кадастровым номером *** в сумме " ... " руб., расположенных по адресу: "адрес".
Определением Алейского городского суда Алтайского края от 29 февраля 2016 года в указанной части производство по административному делу прекращено.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 29 февраля 2016 года административный иск удовлетворен. С Тернового А.В. взысканы недоимка по земельному налогу за " ... " год в сумме " ... " руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за " ... " год в сумме " ... " руб., недоимка по транспортному налогу за " ... " год в сумме " ... " руб.
В апелляционной жалобе Терновой А.В. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении административного иска. Ссылается на то, что налоговое уведомление направлено на адрес, где его имущество отсутствует; налоговым органом пропущен срок, установленный ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; судом не приняты во внимание положения п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав административного ответчика Тернового А.В., поддержавшего жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент налогового периода " ... " года) транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п.п. 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" (далее - Закон Алтайского края N 66-ЗС).
Данным законом (в редакции, действовавшей на момент налогового периода " ... " года) установлены следующие налоговые ставки: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 20 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 2 Закона Алтайского края N 66-ЗС).
По сведениям налогового органа в " ... " году Терновому А.В. принадлежал легковой автомобиль " ... " государственный регистрационный знак *** (мощность двигателя " ... " л.с.), что административным ответчиком не оспаривалось.
С учетом вышеприведенных налоговых ставок и мощности двигателя транспортный налог в отношении названного транспортного средства за " ... " год составляет " ... " руб. ( " ... " л.с. х 20 руб.), что соответствует сумме налога, исчисленной к уплате в налоговом уведомлении.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент налогового периода " ... " года) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Согласно имеющимся у налогового органа сведениям Терновому А.В. в " ... " году принадлежала " ... " доля земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровая стоимость " ... " руб.), наличие в собственности данного земельного участок Терновой А.В. в судебном заседании не оспаривал (л.д. 33 оборот).
Решением Алейского городского Собрания депутатов от 21 сентября 2005 года N 85 "О введении земельного налога на территории муниципального образования городского округа "город Алейск" в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом установлена налоговая ставка 0,3 %.
С учетом данных о кадастровой стоимости названного земельного участка земельный налог за " ... " год составляет " ... " руб. ( " ... " руб. х 0,003 / 2 ( " ... " доли)), что соответствует сумме налога, исчисленной в налоговом уведомлении.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего на момент налогового периода " ... " года), далее - Закон о налогах на имущество, плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст. 2 Закона о налогах на имущество к объектам налогообложения относятся: жилой дом; доля в праве общей собственности на названное имущество.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (пункт 1 статьи 3 Закона о налогах на имущество).
По сведениям налогового органа Терновому А.В. принадлежит на праве долевой собственности ( " ... " доли) жилой дом, расположенный в "адрес" (инвентаризационная стоимость " ... " руб.).
В связи с чем Терновой А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции установлено, что Терновой А.В., являясь плательщиком транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц, не оплатил названные налоги за " ... " год, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания недоимки по налогам.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд являются несостоятельными.
Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как предусмотрено п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В данном случае ДД.ММ.ГГ в адрес Тернового А.В. направлено налоговое уведомление ***, в котором указывалось на необходимость уплатить в срок до ДД.ММ.ГГ транспортный налог за " ... " год за автомобиль " ... " в сумме " ... " руб.; земельный налог за " ... " год на земельный участок по адресу: "адрес" в сумме " ... " руб., на земельный участок по "адрес" в сумме " ... " руб.; налог на имущество физических лиц на жилой дом по "адрес" в сумме " ... " руб., на жилой дома по "адрес" в сумме " ... " руб.
ДД.ММ.ГГ в адрес Тернового А.В. направлено требование *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в котором установлен срок для погашения задолженности по транспортному налогу за " ... " год в сумме " ... " руб., по земельному налогу за " ... " год в сумме " ... " руб., по налогу на имущество физических лиц в сумме " ... " руб. до ДД.ММ.ГГ. Следовательно, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам истекал ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка *** г. " ... " Алтайского края вынесен судебный приказ о взыскании с Тернового А.В. недоимки по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц, то есть в предусмотренный законом срок.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГ судебный приказ отменен. Следовательно, срок на обращение в суд с исковым заявлением подлежал исчислению с этой даты и истек ДД.ММ.ГГ.
В районный суд налоговый орган обратился с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГ, то есть в предусмотренный законом срок.
Таким образом, срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не пропущен.
Ссылка в жалобе на то, что налоговое уведомление и требование направлялись по адресу: "адрес", не являющемуся местом жительства Тернового А.В., не принимается по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент направления налогового уведомления) налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Аналогичное правило предусмотрено п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении направления требования об уплате налогов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Терновой А.В. зарегистрирован и проживает в жилом доме в "адрес".
Налоговое уведомление и требование об уплате налогов направлялись административному ответчику на адрес: "адрес", в связи с чем Терновой А.В. считает, что данные документы направлялись не по его месту жительства.
С таким доводом судебная коллегия не соглашается, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что почтовая корреспонденция, направленная Терновому А.В. на адрес: "адрес", вручается адресату.
Согласно информации об отслеживании почтовых отправлений, размещенной на сайте "Почта России", направленные в адрес Тернового А.В. заказными письмами налоговое уведомление *** (номер почтового идентификатора ***) и требование *** (номер почтового идентификатора ***), вручены адресату ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно.
Кроме того, судебные извещения о назначении судебного заседания и о назначении рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции несмотря на то, что они направлялись по "адрес", получены Терновым А.В. лично, о чем свидетельствует его подпись в почтовых уведомлениях (л.д. 22, 75).
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия не усматривает нарушения порядка уведомления налогоплательщика об имеющейся у него недоимки по налогам.
Довод жалобы об отсутствии у Тернового А.В. обязанности платить налоги по причине его фактической неспособности к уплате налога является несостоятельным, поскольку в силу п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вместе с тем, в налоговом уведомлении *** расчет налога на имущество физических лиц за " ... " год произведен в сумме " ... " руб., при этом в качестве налоговой ставки принят показатель 0,1 %.
Применение данной налоговой ставки не основано на нормах материального права.
Так, ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа город Алейск на момент налогового периода " ... " года были установлены решением Алейского городского Собрания депутатов от 24 августа 2005 года N 70 "О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа "город Алейск" (далее - решение N 70), согласно которому при инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений до 300 тыс. руб. ставка налога принималась 0,07 %.
Принятая при подсчете налога налоговая ставка 0,1 % установлена решением Алейского городского Собрания депутатов от 20 ноября 2013 года N 163 "О внесении изменений в решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 24.08.2005 N 70 "О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа "город Алейск", вступившим в законную силу с 01 января 2014 года, в связи с чем не могла быть применена при расчете налога на имущество физических лиц за налоговый период " ... " года.
При таких обстоятельствах налог на имущество физических лиц за жилой дом в "адрес" за " ... " год, подлежащий взысканию с Тернового А.В., с учетом применения ставки налога 0,07 % составляет " ... " руб. ( " ... " руб. х 0,0007 / 2 ( " ... " доли)).
Поскольку при перерасчете указанного налога размер взыскиваемой с административного ответчика суммы задолженности уменьшился, то решение суда подлежит изменению в части снижения размера недоимки по налогу на имущество физических лиц за " ... " год до " ... " руб.
Руководствуясь п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 29 февраля 2016 изменить в части взыскания налога на имущество физических лиц.
Взыскать с Тернового А. В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за " ... " год в сумме " ... " руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.