Президиум Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Тарасенко М.И.
и членов президиума: Латыповой З.У., Иващенко В.Г.
Мустаева М.Ф., Канбекова И.З.,
Леонтьева С.А., Усмановой Р.Р.
с участием прокурора: Логинова В.М.
при секретаре: Батыевой Ю.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "Завод "СтройМинерал" об обязании разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации),
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф. от 16 марта 2016 года, по кассационному представлению Прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И., поданному 11 января 2016 года на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2015 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф., президиум
установил:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "Завод "СтройМинерал" о возложении обязанности разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести рекультивацию земельного участка государственного лесного фонда, расположенного в выделе N ... квартала N ... на который предприятием завезено ... куб.м. производственных отходов - сланцевого щебня вторичного - отсев, и установить срок для разработки проекта рекультивации.
Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2015 года, с учетом исправления описок, произведенных определением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 12 августа 2015 года, в удовлетворении требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2015 года решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2015 года оставлено без изменения, апелляционное представление Башкирского природоохранного межрайонного прокурора - без удовлетворения.
В кассационном представлении Прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. ставится вопрос об отмене судебных постановлений со ссылкой на неверное применение норм материального права и неправильное установление юридически значимых обстоятельств по делу.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф. от 16 марта 2016 года дело по кассационному представлению Прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 385 ГПК РФ.
Выслушав прокурора Логинова В.М., поддержавшего кассационное представление, представителя ООО "Завод "СтройМинерал" Амерханову Э.Х. (доверенность от дата), возражавшую против удовлетворения кассационного представления прокурора, президиум находит судебные постановления, состоявшиеся по делу, подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой, установлено, что ответчиком ООО "Завод "СтройМинерал" в процессе производственной деятельности которого образуется сланцевый щебень вторичный - отсев, данные отходы в количестве ... куб.м. были размещены в овраге на лесном участке, расположенном в выделе N ... квартала N ...
По данному факту составлен акт осмотра территории от 07 мая 2015 года, фототаблица, отобраны письменные объяснения ряда должностных лиц (л.д. ... - надзорное производство прокурора).
Согласно заключению ГБУ Республики Башкортостан "Управление государственного аналитического контроля" от 27 мая 2015 года N ... по результатам исследования пробы отходов ООО "Завод "СтройМинерал", отобранной 07 мая 2015 года на месте его складирования, сланцевый щебень вторичный - отсев является отходом и относится к V классу опасности для окружающей среды (л.д. ... ).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что сланцевый щебень вторичный - отсев, относящийся к отходам V класса опасности, является практически неопасным отходом, достаточных доказательств о наличии вреда для окружающей природной среды не представлено, в свою очередь, стороной ответчика представлен проект восстановительных работ. Кроме того, суд указал на то, что разработка проекта рекультивации земель должна быть возложена на собственника земельного участка в лице ГБУ РБ "Белорецкое лесничество", по просьбе руководства которого ответчиком производились работы по отсыпке оврага.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем с судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается, в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанной статьи запрещается сброс отходов
производства и потребления на почву.
В соответствии с подпунктами 6,7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 4.1 названного Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пунктам 2 и 7 статьи 12 указанного Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 51 Лесного кодекса РФ, пункту 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, не допускается загрязнение лесов каким-либо промышленными и бытовыми отходами, в том числе отнесенными к V классу опасности.
Как следует из приложения N 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67, рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно пункту 4 Основных положений о рекультивации земель, рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В силу пункта 5 Основных положений о рекультивации земель, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов
Согласно пункту 6 Основных положений о рекультивации земель, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
На основании части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Вышеуказанным актом осмотра территории лесного участка от 07 мая 2015 года установлено, что на упомянутом лесном участке, расположенном в лесном фонде ГБУ РБ "Белорецкое лесничество", находится свалка отходов производства и потребления, которые свозятся из адрес, свалка не огорожена, имеет место незначительный разнос отходов к востоку по территории, прилегающей к свалке; для изоляции мусора и предотвращения его разноса, а также для укрепления оврага, образовавшегося после прохождения дождей и паводков, используется мелкодисперсное вещество черного цвета, являющееся сланцевым щебнем вторичный (отсев), который завезен ООО "Завод "СтройМинерал" по просьбе и обращению Белорецкого лесничества. Работы по засыпке оврага предотвратили дальнейшее его увеличение. Фактов загрязнения отходами водоохраной зоны реки Белой не выявлено, в результате прохождения паводковых и ливневых вод часть материала, которым засыпан овраг, вымылась на сенокосную поляну, зачернив площадь около ... га (л.д. ...
В своих объяснениях директор филиала ООО "Завод "СтройМинерал" в адрес ФИО 1 указывал на то, что сланцевый щебень вторичный - отсев был завезен и засыпан в овраг по просьбе руководителя ГБУ РБ "Белорецкое лесничество", при этом проектные документы для проведения работ ему не представляли (л.д. ... ).
К материалам дела приобщено письмо-обращение руководителя ГБУ РБ "Белорецкое лесничество" к директору ООО "Завод "СтройМинерал" в адрес, в котором содержится просьба о засыпке на безвозмездной основе карстовой воронки в квартале ... Сосновского участкового лесничества в связи с производственной необходимостью и с целью обеспечения безопасности местного населения (л.д. ... ).
Из вышеуказанных документов следует, что овраг был использован ответчиком для засыпки сланцевым щебнем не по своей инициативе с целью вывоза отходов, а по просьбе руководства ГБУ РБ "Белорецкое лесничество".
Между тем суд первой инстанции, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не поставил на обсуждение вопрос о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика ГБУ РБ "Белорецкое лесничество", что оставил без внимания суд апелляционной инстанции.
Кроме того, из материалов дела следует, что в данном случае имеется проект лесовосстановления на весну 2016 года, составленный лесничими Сосновского участкового лесничества ГБУ РБ "Белорецкое лесничество", согласно которому предполагалась посадка саженцев деревьев на спорном лесном участке с учетом его засыпки (л.д. ...
Тем самым, ГБУ РБ "Белорецкое лесничество" по существу взяло на себя обязанность осуществить рекультивацию спорного лесного участка.
Однако суды, принимая указанный проект лесовосстановления за основу, не учли, что в силу пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экологической экспертизе.
Вопрос об истребовании и исследовании заключения государственной экологической экспертизы в ходе судебного разбирательства судами на обсуждение также не ставился.
К тому же вышеуказанные документы - акт осмотра территории, письмо лесничества, объяснение директора филиала ООО "Завод "СтройМинерал", заключение об исследовании почв лесного фонда, проект лесовосстановления, в нарушение правил, предусмотренных статьей 71 ГПК РФ, приобщены к материалам дела в незаверенных копиях, надзорное производство природоохранного прокурора не истребовано и не исследовано.
Учитывая изложенное, судебные постановления, состоявшиеся по делу, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду следует провести надлежащую подготовку дела к слушанию, уточнить заявленные прокурором требования, правильно определить круг участников судебного процесса, истребовать и исследовать доказательства в подлинниках, установить и проверить все юридически значимые обстоятельства по делу, определить закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, после чего вынести по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 388 и 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий - М.И. Тарасенко
Справка: судья ФИО
Апелляция: ФИО (пред.),
ФИО, ФИО (докл.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.