Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Григорьевой Н.М., Озерова С.А.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при секретаре Фарафонтовой И.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по по апелляционным жалобам администрации МО "Волосовский муниципальный район", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области на решение Волосовского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования прокурора Волосовского района в интересах К.С.Н. к администрации МО "Волосовский муниципальный район" о признании недействительным постановления главы администрации МО Волосовский муниципальный район N от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения представителя администрации МО "Волосовский муниципальный район оп доверенности К.Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Правительства Ленинградской области по доверенности К.Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, возражения К.С.Н., заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Прокурор Волосовского района обратился с иском в суд в интересах К.С.Н. к администрации МО "Волосовский муниципальный район", Правительству Ленинградской области о признании недействительным с момента издания постановления главы администрации МО Волосовский муниципальный район N от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии К.С.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий", обязании восстановить К.С.Н. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что прокуратурой Волосовского района была проведена проверка по обращению N К.С.Н. по вопросу нарушений требований жилищного законодательства, выразившихся в незаконном принятии главой администрации муниципального образования "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области решения о снятии К.С.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и не предоставлении ей жилого помещения. Надзорными мероприятиями установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области издано постановление N "О снятии К.С.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий". Указанным постановлением К.С.Н. снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, К.С.Н. отказано в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно. Считает, что данное Постановление противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. Пунктом 1 Постановления К.С.Н. отказано в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в МО "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области (9 кв.м.), отсутствием документов, подтверждающих статус служебного жилого помещения по адресу: "адрес". Пунктом 2 Постановления К.С.Н., на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем К.С.Н. поставлена на учет в администрации муниципального образования "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди граждан, уволенных с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что до настоящего времени К.С.Н. не имеет в собственности жилого помещения, соответствующего норме предоставления. Органами местного самоуправления с К.С.Н. в порядке, предусмотренном ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, не заключен договор социального найма. В настоящее время К.С.Н. проживает в доме, принадлежащем на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации. Министерством обороны Российской Федерации, а равно представителем собственника с К.С.Н. договор социального найма не заключался. Пунктом 1 ст. 15.1 Федерального закона N76-ФЗ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно выписки из приказа командира воинской части N N от ДД.ММ.ГГГГ гвардии старший сержант К.С.Н., начальник склада роты материального обеспечения войсковой части N, уволена в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Считает, что установлено, что занимаемое К.С.Н. жилое помещение является служебным, предоставленное бывшему мужу К.В.К. по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью "данные изъяты" кв.м. Вместе с К.С.Н. проживают: внучка - К.А.П., внучка - К.В.П., сын - К.П.В., невестка - И.Г.А., то есть на одного человека приходится "данные изъяты" кв. м. В связи с вышеизложенным К.С.Н., как принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, после окончания военной службы сохраняет право состоять, на соответствующем учете, имеет право на обеспечение жилым помещением согласно действующему законодательству. Таким образом, выводы администрации муниципального образования "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области о том, что К.С.Н. не нуждается в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в МО "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области (9 кв. м.), нельзя признать состоятельными, поскольку, как следует из положений п. 2.1. ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ, регулирующих спорные правоотношения, для лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилой площади в зависимость от соответствия критерию нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий по учетной норме площади жилого помещения на одного человека, установленной в муниципальном образовании, не ставится. Из чего следует, что администрацией МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области при издании постановления N от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии К.С.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий" нарушены требования закона при снятии с учета по улучшению жилищных условий К.С.Н. необоснованно применены основания для снятия с учета. К.С.Н. обратилась в прокуратуру "адрес" с заявлением, в котором просит прокурора реализовать предоставленные законом полномочия по обращению в суд в защиту ее интересов. Нарушение права К.С.Н. на предоставление жилого помещение существенным образом затронуло ее права и законные интересы. К.С.Н. является военным пенсионером, постоянно проживает на территории Ломоносовского района Ленинградской области, имеет ряд тяжелых заболеваний суставов, сердца, в том числе, сахарный диабет, а также в силу пожилого возраста, по состоянию здоровья и юридической неграмотности не может самостоятельно защитить свое нарушенное право. С учетом изложенного, прокурор обладает полномочиями по обращению в суд в защиту интересов К.С.Н.
В процессе судебного разбирательства, по ходатайству участвующего в деле прокурора и с согласия истца и представителей ответчиков судом изменено процессуальное положение ответчика Правительства Ленинградской области на 3 лицо без самостоятельных исковых требований.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнила заявленные исковые требования, просит суд признать незаконным и недействительным с момента издания постановление главы администрации МО Волосовский муниципальный район N от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии К.С.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий", обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район восстановить К.С.Н. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию муниципального образования "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области обеспечить жилым помещением К.С.Н. путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета на осуществление переданных отдельных государственных полномочий РФ.
Истец К.С.Н. поддержала уточненные исковые требования, пояснив, что в 1996 году была уволена с военной службы и в мае 1996 года встала на учет в администрации МО Волосовский муниципальный район на очередь по обеспечению жилым помещением, предоставив все необходимые документы, проживая в военном городке "адрес" N. Квартира, в которой она проживает с семьей сына, не приватизирована, находится в ветхом состоянии, комнаты смежные. Воинская часть существует по настоящее время, где она работает на гражданской должности. С 1996 года ей ни разу не предложили жилое помещение. В 2012 году она узнала, что ее сняли с учета, в результате нервных переживаний, она была госпитализирована в больницу. Ее сослуживцы также были сняты с учета в Ломоносовском районе, которые обратились в суд и по решению суда им было предоставлено жилое помещение. Она обратилась в прокуратуру Волосовского района для защиты своих жилищных прав. Просит суд удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором "адрес" в ее интересах.
Представитель ответчика администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, возражая против иска, суду пояснила, что К.С.Н. проживает в квартире согласно ордеру и данная квартира не является служебной. Кроме того, военный городок, где расположена квартира К.С.Н., исключен из перечня закрытых военных городков. Следовательно, К.С.Н. обеспечена жилым помещением в виде квартиры, в которой фактически проживает ... На момент издания оспариваемого постановления, отсутствовали основания для признания К.С.Н., нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора, заявленных в интересах К.С.Н.
Представитель 3 лица Правительства Ленинградской области, возражая против иска, суду представила письменные возражения (л.д.122), пояснив, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется за счет федерального бюджета. Обеспечение жилым помещением таких граждан осуществляют местные органы. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ поселок Гостилицы исключен из перечня закрытых военных городков. Кроме того, отсутствуют сведения, что квартира, в которой проживает К.С.Н., отнесена к специализированному жилищному фонду. Правительство Ленинградской области не является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы.
Представитель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, привлеченный судом в качестве 3 лица без самостоятельных исковых требований, с иском не согласна, представив письменные возражения на исковое заявление (л.д.175), указав, что исключение военного городка, в котором проживает К.С.Н., из списка имеющих жилой фонд закрытых военных городков, влечет за собой утрату основания признания К.С.Н. нуждающейся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий и является основанием снятия гражданина с данного учета. Квартира, в которой проживает К.С.Н., не является служебным жилым помещением, следовательно, может быть приватизирована.
Решением Волосовского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, исковые прокурора Волосовского района в интересах К.С.Н. к администрации МО "Волосовский муниципальный район" о признании недействительным постановления главы администрации МО Волосовский муниципальный район N от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить жилое помещение удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным и недействующим с момента его принятия постановление главы администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ
Администрация МО "Волосовский муниципальный район" обязана восстановить К.С.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на веонной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Администрация МО "Волосовский муниципальный район" обязана обеспечить К.С.Н. жилым помещением путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета на осуществление переданных отдельных г7осударственных полномочий Российской Федерации.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, ответчики подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а именно, не применение закона, подлежащего применению, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель ответчика администрации МО "Волосовский муниципальный район" в апелляционной жалобе указывает, что спорное жилое помещение, занимаемое К.С.Н. и членами ее семьи, утратило статус жилой площади военного городка и не относится к категории жилых помещений, которые не могут быть приватизированы. То есть, фактически на момент обращения в суд К.С.Н. проживает в квартире, предоставленной ей по договору социального найма.
Кроме того, представитель ответчика указывает на то, что в соответствии п.п. "г" п. 7 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Также податель жалобы отмечает, что К.С.Н. не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и единственным основанием постановки ее на учет послужило именно проживание в закрытом военном городке. Исключение данного военного городка из списка имеющих жилой фонд закрытых военных городков автоматически влечет за собой утрату основания признания ее нуждающейся в получении жилого помещения или улучшения жилищных условий и является безусловным основанием для снятия гражданина с данного учета.
Податель жалобы указывает, что поскольку статуса служебного помещения занимаемая К.С.Н. квартира не имеет, она может быть приватизирована ею совместно с другими проживающими в квартире гражданами, имеющими право на приватизацию.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области аналогичны доводам апелляционной жалобы администрации МО "Волосовский муниципальный район".
Представитель ответчика администрации МО "Волосовский муниципальный район" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Правительства Ленинградской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Прокурор Ленинградской областной прокуратуры, действующий в интересах К.С.Н., возражала против удовлетворения апелляционных жалоб ответчика и третьего лица, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Истица К.С.Н. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала решение суда первой инстанции, просила отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Представитель третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области в суд апелляционной инстанции не явилшся, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения сторон, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 6 и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства (аналогичные положения были предусмотрены ст. 15 ранее действовавшего Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1).
Избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (подпункта "и" п. 7 Правил).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К.С.Н. проходила военную службу с мая 1972 г. По ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах СССР, а затем России, выслуга лет в календарном исчислении составила 24 года 07 месяцев и 27 дней. В соответствии с приказом командира в/ч N N от ДД.ММ.ГГГГ К.С.Н. уволена в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Судом первой инстанции также установлено, что занимаемое К.С.Н. жилое помещение является служебным, поскольку оно было предоставлено ее бывшему мужу К.В,К. на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 45 кв. м. Вместе с К.С.Н. в квартире проживают: внучка - К.А.П., внучка К.В.П., сын - К.П.В., невестка И.Г.А., то есть на одного человека приходится 8,72 кв.м.
Распоряжением Правительства РФ N 487 от 17.04.2012 г. "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N" военный городок (Гостилицы), в котором проживает К.С.Н. и члены ее семьи, исключен из списка имеющих жилой фонд закрытых военных городков.
Постановлением главы администрации МО Волосовский муниципальный район N от ДД.ММ.ГГГГ К.С.Н. и членам ее семьи отказано в соответствии с п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан помещений в собственность бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с утратой права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как обеспеченным на территории Волосовского муниципального района Ленинградской области общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. К.С.Н. с членами семьи снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений, и обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Оспариваемое постановление администрации МО Волосовский муниципальный район противоречит приведенным выше нормам права, пп. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, исходил из нормы предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи, предусмотренной Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и пришел к правильному выводу о том, что площадь занимаемого истцом жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет менее 18 кв.м. Снятие статуса закрытого военного городка в д. Гостилицы с учетом отсутствия обеспеченности истца и членов ее семьи жилым помещением по установленной законом норме, не означает утрату основания для получения жилого помещения. Будучи законно поставленная на учет в 1996 году, как уволенная военнослужащая, проживающая в закрытом военном городке, семья истца не утратила право на обеспечение жилым помещением исходя из нормы предоставления - 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Областным законом Ленинградской области от 18.07.2011 N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих", переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу приведенных выше положений законодательства гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано сохранение права стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета, помимо оснований, указанных в пунктах 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Одним из таких оснований в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
В силу пункта "г" статьи 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1988 года N, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Под решением жилищной проблемы по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Между тем, доказательства, свидетельствующие о решении жилищной проблемы заявителя после ее постановки в 1996 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в деле отсутствуют и администрацией муниципального образования Волосовский муниципальный район, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Государством гарантировано военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, К.С.Н. могла быть снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае, если обеспеченность ее и членов ее семьи общей площадью составляла более 18 квадратных метров на одного человека, между тем такой факт не установлен и исключая истца из списка очередников, администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район в одностороннем порядке отказалась от исполнения своих обязательств.
При увольнении с военной службы К.С.Н. не была обеспечена жилым помещением по норме предоставления. В ее пользовании и пользовании ее семьи находится та же площадь жилого помещения, что и при постановке ее и членов ее семьи на очередь для улучшения жилищных условий.
Иные доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волосовского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков администрации МО "Волосовский муниципальный район", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Тимофеева В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.