Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Тумашевич Н.С.,
судей Осиповой Е.А., Пономаревой Т.А.,
прокурора Махмудове Э.Т.
при секретаре Рюмине А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Ленинградской области - Яровой И.А. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2016 года, которым частично удовлетворены исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Лужская межрайонная больница", Комитету по здравоохранению Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании оборудовать помещение в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., возражения по жалобе представителя Ленинградской областной прокуратуры Махмудова Э.Т., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Лужская межрайонная больница", в котором просил устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении Туровского фельдшерско-акушерского пункта, а именно: оборудовать кабинет приема раковиной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что Лужской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Ленинградской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Лужского района Ленинградской области. В ходе проверки установлено, что на территории Лужского муниципального района предоставление бесплатной медицинской помощи населению осуществляется ГБУЗ "Лужская межрайонная больница", в деятельности которой выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст.ст. 2, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в помещении Туровского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район д. Турово д. 1 кв. 1 допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в том, что в нарушение п. 5.3 раздела 6 СанПиН 2.1.3.2630-1- кабинет приема не оборудован раковиной для мытья рук. Указанные действия нарушают права неопределенного круга лиц на оказание медицинской помощи в условиях, не опасных для жизни и здоровья пациентов. Учитывая изложенные обстоятельства, Лужский городской прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования (том 1 л.д. 2-4).
Определениями Лужского городского суда Ленинградской области от 26 октября (том 1 л.д. 19), 16 ноября 2015 года (том 1 л.д. 37), от 13 января 2016 года (том 1 л.д. 168) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет здравоохранения Ленинградской области и Правительство Ленинградской области, администрация Лужского муниципального района Ленинградской области.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2016 года исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворены частично; суд обязал Правительство Ленинградской области обеспечить финансирование проведения работ по оборудованию кабинета приема Туровского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район д. Турово д. 1 кв. 1, раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды с использованием привозной воды в закрытых сменяемых емкостях, ежедневно подвергающихся мойке и дезинфекции, и использованием электронагревательных устройств проточного или накопительного действия, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу; обязал ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать кабинет приема Туровского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район д. Турово д. 1 кв. 1, раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды с использованием привозной воды в закрытых сменяемых емкостях, ежедневно подвергающихся мойке и дезинфекции, и использованием электронагревательных устройств проточного или накопительного действия (том 2 л.д. 28-39).
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области - Яровая И.А. не согласилась с постановленным решением, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы указывает на то, что суд вышел за рамки заявленных требований, обязав Правительство Ленинградской области профинансировать оборудование Туровского фельдшерско-акушерского пункта раковиной для мытья рук, между тем такое требование прокурором не заявлялось.
Учреждение больницы вправе оказывать услуги за плату, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 2.6 устава). В отношении закрепленного имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения и пользования. Распоряжение этим имуществом учреждение осуществляет по согласованию с собственником. Следовательно, ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" обязана осуществлять финансовое обеспечение с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, которое эксплуатируется, в том числе и при оказании платных услуг, доходы от которых поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Представитель ответчика не согласен с выводом суда, что Правительство Ленинградской области, являясь собственником имущества и учредителем больницы, осуществляет финансирование обеспечения государственного задания, поскольку данный вывод противоречит ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Уставом предусмотрено, что функции и полномочия учредителя больницы осуществляет Комитет по здравоохранению Ленинградской области, который являясь главным распорядителем бюджетных средств, формирует государственное задание в соответствии с областным законодательством.
Лужским городским прокурором не представлено доказательств того, что Комитет по здравоохранению Ленинградской области не выполнил своих обязанностей по предоставлению учреждению субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница".
Кроме того, представитель ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" признал исковые требования в части обязания оборудовать помещение раковиной, в связи с чем обязанность по финансированию также должна быть возложена на больницу (том 1 л.д. 63-66).
В отсутствие возражений со стороны прокурора суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, постановилопределение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на территории Лужского района функционирует ГБУЗ "Лужская межрайонная больница", учредителем и собственником имущества которого является Правительство Ленинградской области, а полномочия осуществляет Комитет по здравоохранению Ленинградской области (том 1 л.д. 79-91).
24 августа 2015 года Лужской городской прокуратурой совместно с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лужском районе проведена проверка ГБУЗ "Лужская межрайонная больница", в ходе которой было установлено, что в помещении Туровского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район д. Турово д. 1 кв. 1, в кабинете приема отсутствует раковина для мытья рук (том 1 л.д. 5-6).
Ответчики не оспаривали выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 того же Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В статье 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Уставом, утвержденным распоряжением Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 19 декабря 2013 года N 47, установлено, что основными целями создания ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" являются: реализация государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечение потребности населения Ленинградской области в медицинской помощи; оказание первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологической, скорой, в том числе специализированной, паллиативной медицинской помощи населению Ленинградской области. Предметом деятельности "Лужская межрайонная больница" является медицинская помощь, направленная на достижение целей создания учреждения (п. 2.1).
Согласно п. 4.2 устава имущество учреждения находится в собственности Ленинградской области, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением права владения и пользования.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Лужский муниципальный район Ленинградской области квартира N 1 площадью 31,9 кв. метров, расположенная по адресу: Ленинградская область Лужский район д. Турово д. 1, является муниципальной собственностью муниципального образования Лужский муниципальный район и внесена в реестр муниципального имущества под N 000000079-210-01 (том 1 л.д. 164).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности по оборудованию кабинета Туровского фельдшерско-акушерского пункта раковиной для мытья рук на ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница", поскольку несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов нарушает право лиц, пользующихся услугами данного учреждения и работающих в нем, на благоприятную среду обитания, создает угрозу их здоровью.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает. Кроме того, в указанной части решение суда не обжалуется и объектом апелляционного рассмотрения не является.
Доводы жалобы о том, что суд вышел за рамки заявленных требований, возложив на Правительство Ленинградской области обязанность по финансированию устранения нарушений действующего законодательства, и что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
Как указано в статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Как указано в статье 38 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз "Устав Ленинградской области" Правительство Ленинградской области, в том числе, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ленинградской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии; разрабатывает для представления Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области проект областного бюджета, а также проект стратегии социально-экономического развития Ленинградской области; обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении и ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области для представления их Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области; управляет и распоряжается собственностью Ленинградской области в соответствии с законами Ленинградской области.
Следовательно, самостоятельная имущественная ответственность ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" по своим обязательствам не освобождает Правительство Ленинградской области от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения по выполнению государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, предоставленного учреждению на праве безвозмездного пользования.
Приняв во внимание указанные нормы закона в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами, суд первой инстанции правильно установил, что невозможно исполнить требования прокурора без участия учредителя ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" в лице Правительства Ленинградской области в форме надлежащего финансирования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что функции и полномочия учредителя ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" осуществляет Комитет здравоохранения Ленинградской области, который, являясь главным распорядителем бюджетных средств, формирует государственное задание, указанных выводов не опровергают, поскольку Комитет не является собственником и не осуществляет полномочия собственника бюджетного учреждения.
Необходимо отметить, что содержание пунктов 1.1, 2.3.1, 2.3.9 Положения о Комитете по здравоохранению Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N462, в силу которых Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, включая вопросы организации медицинской помощи и медицинской профилактики, обращения лекарственных средств для медицинского применения и фармацевтической деятельности, обращения донорской крови и(или) ее компонентов на территории Ленинградской области и осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных областным бюджетом Ленинградской области, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета; выступает в качестве государственного заказчика, при установленных обстоятельствах не дает оснований для привлечения его к ответственности в виде возложения обязанности профинансировать ремонтные работы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Правительства Ленинградской области - Яровой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Киселева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.