Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Вашкиной Л.И.,
Медведкиной В.А.
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 февраля 2016 г. гражданское дело N 2-3200/2015 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ленинградской области на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 ноября 2015 г. по иску Никитина Н.Б. к Военному комиссариату Ленинградской области о признании действия по приостановлению выплаты пенсии незаконным, обязании выплатить задолженность по пенсии.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения истца Никитина Н.Б. и его представителя Облучинского В.В., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Никитин Н.Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области о признании действия военного комиссариата по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет незаконным, обязании выплатить задолженность по выплате пенсии за период с "дата" по "дата"
В обоснование иска ссылался на то, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с "дата" по "дата" выплата ему пенсии за выслугу лет приостановлена, в связи с прохождением им службы в таможенных органах, считает подобные действия ответчика нарушающими его права.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 ноября 2015 г. исковые требования Никитина Н.Б. удовлетворены в части. На военный комиссариат Ленинградской области возложена обязанность выплатить Никитину Н.Б. задолженность по пенсии за выслугу лет за период с "дата" по "дата"
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Ленинградской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, указывая на то обстоятельство, что при увольнении со службы в таможенных органах истец вправе выбирать наиболее предпочтительный для него вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами от "дата" N ... Никитин Н.Б. уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 31).
Приказом командира войсковой части 15696 от "дата" N ... Никитин Н.Б. с "дата" исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения, со "дата" ему назначена пенсия за выслугу лет (л.д. 14, 32).
С "дата" по "дата" Никитин Н.Б. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации (л.д. 9).
С "дата" по "дата" выплата истцу пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации приостановлена в связи с прохождением службы в таможенных органах.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и исходил из того, что Никитину Н.Б. пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона о пенсионном обеспечении могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала, в связи с чем, требование истца об обязании военного комиссариата выплатить ему задолженность по пенсии за выслугу лет за спорный период суд признал обоснованным.
Судебная коллегия не может согласиться с мнением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение граждан РФ, проходивших военную службу в качестве офицеров, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, производится в настоящее время на основании Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.
На основании п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" истцу назначена пенсия за выслугу лет, которая, как следует из ст. 2 Закона РФ от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляется в целях компенсации гражданам дохода, утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 указанного Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
На основании ст. 13, ч. 1 ст. 14 и ст. 53 вышеуказанного Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в таможенные органы, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении, выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет.
Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 Закона о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет, в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших военную или правоохранительную службу.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
В данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что предписания Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, то есть к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разъяснении положений пунктов 4 и 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ о возможности приостановления ведомственными пенсионными органами выплаты лицам, уволенным с военной службы, пенсии за выслугу лет, назначенной им в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" в случае повторного поступления на службу в иные государственные, в частности, таможенные органы, дающую право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
5 ноября 2015 г. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2.3 Определения N 2500-О-Р указал, что вопрос, поставленный в ходатайстве Министерства обороны Российской Федерации, не требует официального разъяснения Постановления от 18 апреля 2004 г. N 6-П, поскольку, из пунктов 4 и 5 его мотивировочной части прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, приостанавливается.
Учитывая вышеизложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы с принятием по делу нового решения об отказе истцу в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Никитина Н.Б. к Военному комиссариату Ленинградской области о признании действия по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет незаконным, обязании выплатить задолженность по пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.