Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Нюхтилиной А.В., Рогачева И.А.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 апреля 2016 года апелляционную жалобу МА МО "Волковское" на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2016 года по делу N 2-771/16 по исковому заявлению Прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга к МА ВМО "Волковское" об обязании устранить нарушения в сфере благоустройства.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав объяснения представителя МА ВМО "Волковское" - Бессонова Г.И., по доверенности б/н от "дата" сроком действия по "дата", поддержавшего апелляционную жалобу, возражения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., представителя администрации Фрунзенского района Санкт- Петербурга - Лебедева И.Б., по доверенности N ... от "дата" сроком действия по "дата", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга к местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Волковское" "далее - МА ВМО "Волковское" с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом изменения исковых требований, просил обязать ответчика в 5-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее содержание внутриквартальных скверов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Пражская ул., дом 16, ул. Бухарестская дом 72 к.1; западнее д. 66 к.2 лит.А по ул. Бухарестской; юго-восточнее д.72 к.1 лит.А по ул. Бухарестской.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района на основании обращений граждан проведена проверка исполнения местной администрацией МО "Волковское" требований законодательства в сфере содержания территорий внутриквартальных зеленых насаждений, а также содержания детских площадок. В результате проверки установлено, что внутриквартальные скверы по спорным адресам являются территорией внутриквартального озеленения МО и находятся в обслуживании МО "Волковское". Указанные территории не включены в адресную программу уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, уборка которых производится за счет субсидий. Между тем, на указанных территориях ответчик длительное время не производит уборку мусора, снега, покос травы, что является нарушением положений Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Закона РФ "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге".
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2016 года постановлено обязать местную администрацию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Волковское" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу организовать надлежащее содержание внутриквартальных скверов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Пражская ул., дом 16, ул. Бухарестская, дом 72 корпус 1, западнее д. 66 к. 2 лит. А по ул. Бухарестской, юго-восточнее д. 72 к.1 лит.А по ул. Бухарестской.
Ответчик не согласился с законностью и обоснованностью решения суда, представил на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Представитель МА ВМО "Волковское" - по доверенности Бессонов Г.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу в полном объеме.
Прокурор Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., представитель третьего лица администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - Лебедев И.Б. возражали против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав мнение сторон по настоящему спору, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд на основании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу о том, что надлежащее содержание внутриквартальных скверов по вышеуказанным адресам отнесено к компетенции МО МО "Волковское", однако ответчиком не предприняты меры для исполнения указанной обязанности.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 79 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Из положений пп. 16 п. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" следует, что в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов местного самоуправления или вопросы местного значения муниципальных образований данные полномочия должны быть разграничены между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга посредством издания Закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий в соответствующей сфере либо включены в число вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определенных Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований, относится уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга совместно с привлечением специалиста администрации "адрес" Санкт-Петербурга проведена проверка обеспечения чистоты и порядка на территории МО "Волковское", по результатам проверки составлен акт от "дата".
Из акта проверки следует, что уборка детских площадок, содержание территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения не производится, уборка и покос территорий внутриквартального сквера на Пражской ул., д. 16, внутриквартального сквера на ул. Бухарестской, д. 72, внутриквартального сквера северо-западнее д. 66, к. 2, лит. А по Бухарестской ул., внутриквартального сквера юго-восточнее д. 72, к. 1, лит. А по Бухарестской ул., не производится. Результаты осмотра подтверждены фотосъемкой.
Таким образом, представленными по делу доказательствами достоверно подтверждено, а ответчиком не оспорено, отсутствие надлежащего содержания внутриквартальных скверов на вышеуказанной территории.
Кроме того, судом установлено, что указанные объекты не включены в Адресные программы уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, уборка которых осуществляется за счет средств субсидий. Указанное обстоятельство подтверждается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2015 года
N31 "О порядке предоставления в 2015 году субсидий управляющим
организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку
внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга" которым администрациям районов указано о необходимости утверждения адресных программ уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, распоряжением N 287-р Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга 13.02.2015 года "Об утверждении адресной программы уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, уборка которых осуществляется за счет средств субсидий", распоряжением администрации района от 25.02.2015 года N 318-р "О предоставлении субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района", ООО "Жилкомсервис N 2 Фрунзенского района", ООО "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга", расчетом площадей уборочных внутриквартальных территорий, выполненным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом отсутствия доказательств того, что выявленные нарушения были ответчиком устранены, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о возложении на МА ВМО "Волковское" обязанности по организации надлежащего содержания внутриквартальных скверов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Пражская ул., дом 16, ул. Бухарестская, дом 72 корпус 1, западнее д. 66 к. 2 лит. А по ул. Бухарестской, юго-восточнее д. 72 к.1 лит.А по ул. Бухарестской.
При этом, принимая во внимание правовой статус ответчика и осуществление финансирования ответчика из бюджета, учитывая, что имеет место нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, суд первой инстанции правомерно установилсроки устранения допущенных нарушений, посчитав пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу разумным.
Доводы жалобы о том, что в материалы дела не представлена надлежащим образом согласованная с органами землеустройства адресная программа Местной Администрации МО "Волковское" уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, не опровергает выводов суда о наличии у ответчика обязанности по совершению действий, о которых просит истец.
Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание доводы ответчика о том, что надлежащее содержание внутриквартальных скверов не включает в себя понятие уборки территорий. Подлежит отклонению указанный довод и судом апелляционной инстанции. Необходимость уборки территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения прямо предусмотрена ст.1, 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.062010 года N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", согласно которым в понятие содержания данных территорий входит, в том числе, обеспечение чистоты и нормативного состояния зеленых насаждений. Довод ответчика о том, что указанный закон не подлежит применения к спорным правоотношениям основан на неверном толковании норм материального права.
По существу доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты, направлены на иное толкование норм права и переоценку представленных суду доказательств, которые суд оценил на основании ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МА ВМО "Волковское" - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.