Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 15 марта 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Николаенко А.С., административное дело по жалобе на решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2015 года в отношении
Гайдея В. Т., родившегося "дата" в "адрес", зарегистрированного по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N ... заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Т.Я.А. от "дата" Гайдей В.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Гайдей В.Т. была подана жалоба на вышеуказанное постановление в Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" жалоба Гайдея В.Т. удовлетворена, постановление заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Т.Я.А. от "дата" отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Т.Я.А. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене решения судьи районного суда от "дата".
В обосновании жалобы указал, что вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения не соответствует материалам дела и сделан на основе неправильного применения норм Федерального закона о защите конкуренции, Жилищного кодекса РФ.
Так, "дата" вступило в законную силу решение Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Невского района Санкт-Петербурга и на основании него выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: "адрес".
На основании указанного решения было возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе которого было установлено, что Администрация Невского района не обеспечила соблюдение сроком, предусмотренных ч.ч. 4, 13 ст. 161 ЖК РФ.
При этом должностным лицом, которое несет персональную ответственность за обеспечение проведение конкурсов по отбору управляющих компаний для управления вновь выведенным многоквартирным домом, является заместитель Главы Администрации Невского района Гайдей В.Т.
Решение Невского районного суда от "дата" об отказе в удовлетворении иска к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании выбрать управляющую организацию, подтверждает лишь то, что Администрацией совершались действия по организации проведения открытого конкурса. Однако по состоянию на "дата" проведение конкурса не было обеспечено. Следовательно, вывод должностного лица о виновности Гадея В.Т. законен и обоснован.
Заявитель, а также Гайдей В.Т. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направили, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии заявителя и Гайдея В.Т., в присутствии защитника Фроловой Ю.Г.
Защитник Фролова Ю.Г. возражала против удовлетворения жалобы должностного лица.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела Санкт-Петербургского УФФАС России С1 поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление должностного лица должно быть мотивированным, что по смыслу закона, предусматривает обязанность правоприменительных органов привести в своих процессуальных документах доказательства, в обоснование установленных по делу обстоятельств.
Таким образом, должностному лицу, вынесшему постановление, следовало на основании имеющихся в деле доказательств, подлежащих оценке по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установить не только событие административного правонарушения с учетом имеющих значение для дела обстоятельств применительно к нормам права, которые регулируют порядок проведения открытого конкурса, но и лицо, его совершившее, виновность последнего, соблюдение порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Между тем, данные требования закона нарушены.
Преимущественное право выбора способа управления многоквартирным домом в соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, которые обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Кроме того, ст. 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в таком доме могут осуществлять непосредственное управление многоквартирным домом.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
В соответствии с ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
Частью 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с этим пунктом 3 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утв. Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75) установлено, что конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается (п. 39 того же Порядка).
Согласно п. 37 названного Порядка извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Организатором конкурса применительно к настоящему делу являются органы государственной власти Санкт- Петербурга. (п. 2 упомянутого Порядка).
Обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются выяснение вопроса о том, принималось ли в течение двадцати рабочих дней с момента принятия домов в эксплуатацию, собственниками многоквартирного жилого дома решение о выборе способа управления многоквартирным домом или решение о непосредственном управлении многоквартирным домом, и, если такие решения не принимались и не реализованы, когда оканчивался срок подачи заявок на участие в конкурсе, размещено ли администрацией Невского района Санкт- Петербурга или по его поручению специализированной организацией извещение о проведении конкурса на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Между тем, указанные обстоятельства не были установлены должностным лицом, вынесшим постановление. При этом в деле нет допустимых доказательств, в частности, акта осмотра интернет страницы, которые бы подтверждали факт отсутствия на официальном сайте информации о проведении открытого конкурса.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении не указано, в чем именно выразились действия (бездействия) Гайдея В.Т., которые свидетельствовали бы о неисполнении им конкретных положений закона, регулирующих его должностные обязанности как заместителя главы Администрации Невского района Санкт- Петербурга по контролю за проведением открытого конкурса.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении норм процессуального закона, которое не может быть устранено в силу следующего.
Решение комиссии Санкт- Петербургского УФАС России, которым выявлено событие административного правонарушения, вынесено "дата".
В соответствии со ст. 41.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 1, ч. 6 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. При этом указанный срок по настоящему делу составляет 1 год.
С учетом изложенного, решение комиссии антимонопольного органа при длящемся правонарушении может быть принято в течение трех лет со дня его обнаружения. После того как решение комиссией антимонопольного органа принято, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 14.9 Кодекса РФ исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа и составляет 1 год.
Таким образом, годичный срок привлечения Гайдея В.Т. к ответственности должен исчисляться с "дата", а потому истек на момент рассмотрения настоящего дела судьей районного суда.
При таких обстоятельствах, выводы судьи районного суда о том, что постановление должностного лица в отношении Гайдея В.Т. подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ст. 30.7, п. 6 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, обоснованы.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", вынесенное по жалобе Гайдея В.Т. на постановление N ... заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Т.Я.А. от "дата" в отношении Гайдея В. Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Т.Я.А. - без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.