Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Гулящих А.В.,
при секретаре Глуховой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 01 июня 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 08 февраля 2016 года, которым удовлетворены исковые требования И к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении период участия в боевых действиях, взыскании недополученной пенсии, о признании незаконным приказ МВД по УР от N в части.
Признан незаконным приказ МВД по УР от N в части отмены пункта приказа МВД Удмуртской Республики от 17 января 2005 года N 5 л/с в части зачета выслуги лет для назначения пенсии времени за каждый день фактического участия в боевых действиях из расчета один день службы за три дня: с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года майору милиции И.
Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике обязано включить в выслугу лет в льготном исчислении периоды участия в боевых действиях с 19 марта по 31 марта 2003 года; с 01 апреля по 19 апреля 2003 года; с 22 апреля по 14 мая 2003 года; с 17 мая по 14 июня 2003 года; с 17 июня по 14 июля 2003 года; с 17 июля по 15 августа 2003 года; с 18 августа по 09 сентября 2003 года; с 12 сентября по 30 сентября 2003 года;- с 02 октября по 10 октября 2003 года из расчета один день службы за три дня.
С Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике в пользу И взыскана сумма неполученной пенсии за период с 08 ноября 2014 года по 31 января 2016 года в размере 12 383,22 руб.
В удовлетворении исковых требований И к Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении периоды участия в боевых действиях, взыскании недополученной пенсии, о признании незаконным приказа МВД по УР от N в части отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя МВД по УР К, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда отменить, истца И, его представителя Е, полагавших доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту - ответчик, МВД по УР) о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении период участия истца в боевых действиях с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года, взыскании недополученной пенсии за период с 17.11.2014 года до момента фактической выплаты из расчета 821,89 руб. в месяц. Свои требования истец мотивировал следующими обстоятельствами. 07.11.2014 года И уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При расчете выслуга составила 20 лет 3 месяца 26 дней. Однако, при расчете пенсии Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике период участия в боевых действиях с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года учтен частично, так из 206 дней нахождения истца в составе временной оперативной группировки ОВД на территории Северо-Кавказского региона и участия в боевых действиях, 180 дней учтены из расчета один месяц службы за полтора месяца, а 13 дней участия в боевых действиях из расчета 1 день за 3 дня. Полагая, что выслуга должна была быть исчислена из расчета 1 день как 3 дня за весь период нахождения истца на службе на территории Северо-Кавказского региона, а пенсия за выслугу свыше 20 лет исчисляется из расчета 53% соответствующей суммы денежного довольствия, истец просил обязать ответчика включить в выслугу лет время за каждый день его фактического участия в боевых действиях из расчета один день службы за 3 дня с учетом периода участия в боевых действиях с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года, взыскать с ответчика денежные средства, недополученные им при получении пенсии в период с 07 ноября 2014 года до момента фактической выплаты из расчета 821,89 рублей за каждый месяц, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей.
Определением судьи от 21.08.2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика включить в выслугу лет время за каждый день фактического участия в боевых действиях из расчета один день службы за три дня: с 19 марта по 31 марта 2003 года; с 01 апреля по 19 апреля 2003 года; с 22 апреля по 14 мая 2003 года; с 17 мая по 14 июня 2003 года; с 17 июня по 14 июля 2003 года; с 17 июля по 15 августа 2003 года; с 18 августа по 09 сентября 2003 года; с 12 сентября по 30 сентября 2003 года; с 02 октября по 10 октября 2003 года, взыскать с МВД по Удмуртской Республике 12 383,22 руб. за период с 08 ноября 2014 года по 31 января 2016 года.
Кроме того, И обратился в суд с иском к МВД по УР о признании незаконным приказа МВД по УР от N в части, мотивируя свои требования тем, что указанным приказом незаконно отменен пункт приказа МВД УР от 17.01.2005 года Nл/с в части зачета выслуги лет для назначения пенсии за каждый день фактического участия в боевых действиях из расчета один день службы за три дня, с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года.
Определением суда указанные иски соединены в одно производство.
В последующем к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, а затем и соответчиков привлечены МВД России и Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо- Кавказского региона Российской Федерации (далее по тексту - РОШ), в последующем производство по делу в части требований к Региональному оперативному штабу по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации прекращено.
В судебном заседании представитель истца Е поддержал исковые требования.
Представитель ответчиков МВД по УР, МВД РФ - К возражала против удовлетворения иска.
В судебное заседание истец И не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие истца и постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МВД по УР просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, полагая, что требования И уже являлись предметом судебного разбирательства и по ним имеется вступившее в законную силу определение суда, что закон не запрещает работодателю отменить изданный им в отношении работника приказ в случае обнаружения ошибок, отмена приказа не повлекла никаких значимых последствий, затрагивающих права и интересы И
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах её доводов, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что между И и МВД УР существовали отношения по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах.
Приказом МВД УР N от 27 февраля 2003 года И откомандирован для выполнения служебных задач в Чеченскую Республику.
Приказом МВД УР от 30.12.2003 года N л/с, в соответствии с приказами МВД РФ N N года, 315-1992 года, 406-1992 года, 407-1994 года приказано засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время нахождения в составе временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона из расчета один месяц службы за полтора месяца: с 01 апреля по 19 апреля 2003 года; с 22 апреля по 14 мая 2003 года; с 17 мая по 14 июня 2003 года; с 17 июня по 14 июля 2003 года; с 17 июля по 15 августа 2003 года; с 18 августа по 09 сентября 2003 года; с 12 сентября по 30 сентября 2003 года; с 02 октября по 10 октября 2003 года.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 июня 2000 года N, постановлением Правительства РФ от 27.02.2001 года N, засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время за каждый день фактического участия в боевых действиях из расчета один день за три: с 20 апреля по 21 апреля 2003 года; с 15 мая по 16 мая 2003 года; с 15 июня по 16 июня 2003 года; с 15 июля по 16 июля 2003 года; с 16 августа по 17 августа 2003 года; с 10 сентября по 11 сентября 2003 года; 01 октября 2003 года капитану милиции И.
По поданному иску И к МВД УР, МВД РФ, Региональному оперативному штабу по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации о внесении изменений в приказы, взыскании денежных сумм производство по делу прекращено, в связи с утверждением достигнутых сторонами мировых соглашений.
По условиям мирового соглашения, утвержденного определением мирового судьи судебного участка N3 Октябрьского района г. Ижевска от 17 августа 2004 года истец отказался от своих требований в полном объеме, Региональный оперативный штаб по управлению Контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок до 1 января 2005 года обязался внести изменения в приказы Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, изданные в отношении истца в период с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года, дополнительно включив в них неучтенные дни участия истца в боевых действиях, МВД УР обязалось выплатить истцу 90 000 рублей за участие в боевых действиях в указанный период времени, при поступлении денежных средств из Казны РФ на эти цели.
Приказом МВД УР от 17 января 2005 года N л/с майору милиции И засчитано в выслугу лет для назначения пенсии время за каждый день фактического участия в боевых действиях из расчета один день службы за три дня с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года.
Приказом МВД УР от 07.11.2014 года N л/с подполковник полиции И уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.112011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Выслуга лет согласно расчету на 07 ноября 2014 года в календарном исчислении составляет 20 лет 01 месяц 06 дней, в льготном исчислении 20 лет 04 месяца 27 дней.
При этом согласно расчету зачтены периоды: с 01 апреля по 19 апреля 2003 года; с 22 апреля по 14 мая 2003 года; с 17 мая по 14 июня 2003 года; с 17 июня по 14 июля 2003 года; с 17 июля по 15 августа 2003 года; с 18 августа по 09 сентября 2003 года; с 12 сентября по 30 сентября 2003 года; с 02 октября по 10 октября 2003 года как один день службы к 1,5 дням. Период с 19 по 31 марта 2003 года зачтен в календарном исчислении.
Согласно заключению 25/16086 от 24.11.2014 года, И назначена пенсия, подлежащая выплате с 08 ноября 2014 года, исходя из выслуги лет в календарном исчислении 20 лет 01 месяц 06 дней, в льготном исчислении 20 лет 04 месяца 27 дней.
Приказом МВД по УР N л/с от 29 апреля 2015 года отменен пункт приказа МВД УР от 17 января 2005 года N л/с в части зачета выслуги лет для назначения пенсии времени за каждый день фактического участия в боевых действиях из расчета один день службы за три дня с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года.
На момент рассмотрения спора истцу И периоды с 19 марта по 31 марта 2003 года, с 01 апреля по 19 апреля 2003 года; с 22 апреля по 14 мая 2003 года; с 17 мая по 14 июня 2003 года; с 17 июня по 14 июля 2003 года; с 17 июля по 15 августа 2003 года; с 18 августа по 09 сентября 2003 года; с 12 сентября по 30 сентября 2003 года; с 02 октября по 10 октября 2003 года не засчитаны в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд и стали поводом для судебного разбирательства.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался нормами Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту ы качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы их семьям в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", Федерального закона от 25 июля 1998 года "О борьбе с терроризмом", действовавшего в спорный период, и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований И
При оценке периодов службы истца с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года, суд принял во внимание имеющее преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела определение мирового судьи судебного участка N3 Октябрьского района г. Ижевска от 17 августа 2004 года, которым Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями неучтенные дни участия истца в боевых действиях в указанный период обязался включить в соответствующие приказы, а также приказ МВД по УР N л/с от 17.01.2005 года о зачете И в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении всего спорного периода, посчитав при этом последующие действия МВД по УР по отмене указанного выше приказа в одностороннем порядке не имеющими юридического значения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно действующему п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 года - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).
Согласно Приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1109 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим внутренних войск и МВД России и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим (выполнявшим) задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членов их семей", действовавшему в спорный период, период участия каждого сотрудника внутренних дел в боевых действиях определялся на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, оперативных и иных групп. Первым заместителем командующего Объединенной группировкой от МВД России указанные Приказы представлялись на утверждение командующему Объединенной группировкой. Начальникам органов внутренних дел, личный состав которых принимал участие в военных действиях, на основании утвержденных приказов или выписок из них, заверенных первым заместителем командующего Объединенной группировкой от МВД России (заместителем командующего Объединенной группировкой от внутренних войск МВД России), вносить в их личные дела (военные билеты) записи о зачете периодов участия их в боевых действиях в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии на льготных условиях.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "е" п. 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В приказах должны быть указаны конкретные даты или периоды проведения контртеррористических операций, сотрудники, привлеченные к выполнению контртеррористических операций.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно определению мирового судьи судебного участка N3 Октябрьского района г. Ижевска от 17 августа 2004 года Региональный оперативный штаб по управлению Контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок до 1 января 2005 года обязался внести изменения в приказы Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, изданные в отношении истца в период с 19 марта 2003 года по 11 октября 2003 года, дополнительно включив в них неучтенные дни участия истца в боевых действиях, МВД УР обязалось выплатить истцу 90 000 рублей за участие в боевых действиях в указанный период времени, при поступлении денежных средств из Казны РФ на эти цели.
Таким образом, принимая во внимание, что согласно вступившего в законную силу судебного акта спорный период службы истца признан региональным оперативным штабом временем фактического участия истца в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе РФ, судом постановлен обоснованный вывод о включении указанного периода в срок службы И в специальном звании на льготных условиях - один день службы за три дня в выслугу лет для начисления пенсии.
Не имеет правового значения довод ответчика о том, что истец не обратил к исполнению исполнительный лист об издании приказов Региональным оперативным штабом, поскольку независимо от этого действия, права истца были восстановлены приказом МВД по УР от 17.01.2005 N л\с о зачете спорного периода в выслугу лет в льготном исчислении.
Отменой приказа от 17.01.2005 N л\с по формальным основаниям, МВД по УР нарушило право истца на исчисление продолжительности выслуги в соответствии с судебным постановлением, вступившим в законную силу, и лишило его на восстановление права путем издания приказа компетентным органом, поскольку срок для предъявления исполнительного листа к исполнению истек. При этом, ненадлежащее исполнение судебного постановления не может быть поставлено в вину истцу, поскольку Региональный оперативный штаб должен был и имел возможность добровольного исполнения судебного постановления, как имеющего обязательную силу, закрепленную в ст. 13 ГПК РФ,
Довод ответчика о наличии правовых оснований для прекращении производства по делу, ввиду наличия вступившего в законную силу судебного акта по тому же предмету и основанию иска, является необоснованным, поскольку основанием заявленного иска является несогласие истца и требование о восстановлении нарушенного права неправомерными действиями ответчика, отменившего приказ от 17.01.2005 N л\с, который был издан во исполнение определения мирового судьи судебного участка N3 Октябрьского района г. Ижевска от 17 августа 2004 года
При таких обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии соответствующих приказов регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией как основания для отмены приказа в части зачета выслуги лет являются необоснованными.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 08 февраля 2016 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи И.Л. Глухова
А.В. Гулящих
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.