Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,
с участием:
представителя административного истца Ж.А.В. Л.Т.А., действующей на основании доверенности от 10 сентября 2015 года сроком действия на три года, диплом ВСА 0050521, регистрационный номер 1807 от 10 июля 2004 года (л.д.110,111),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.А.А., действующей на основании доверенности от 09 декабря 2015 года N7-198/32 сроком действия по 09 декабря 2016 года, диплом 101818 0175742, регистрационный номер 119266 от 12 июля 2014 года,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В., действующей на основании доверенности от 23 декабря 2015 года N138 сроком действия до 31 декабря 2016 года, диплом ВСГ 2974669, регистрационный номер 5304 от 25 февраля 2009 года,
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Т.А.А., действующей на основании доверенности N01-20/2015 от 08 октября 2015 года, сроком действия до 21 сентября 2018 года, диплом ВСГ 5803832, регистрационный номер 13899 от 15 июля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ж.А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Ж.А.В. (далее по тексту - административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:041609:383, общей площадью 53 197 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий, строений, сооружений складской базы, расположенного по адресу: г. Ижевск, Ленинский район, ул. Пойма в размере его рыночной стоимости 29 316 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Административный иск мотивирован тем, что Ж.А.В. владеет вышеуказанным земельным участком на праве собственности и платит за него земельный налог в сумме, зависящей от кадастровой стоимости, размер которой по состоянию на 01 января 2015 года составляет 71 689 873 руб. 11 коп. Указанный размер значительно превышает его рыночную стоимость и затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
Ж.А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, с участием его представителя Т.А.А.
В соответствии с частью 4 статьи 247 КАС РФ суд рассмотрел дело без участия административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании:
Представитель административного истца Л.Т.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства УР Т.А.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В., действующая на основании доверенности, по существу заявленных требований не возражала, выразила согласие с результатами представленного отчета.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Т.А.А., пояснила, что возражений относительно заявленных требований не имеется.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права АБ N 935863 от 28 февраля 2014 года Ж.А.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий, строений, сооружений складской базы, общая площадь 53 197 кв.м., адрес объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ул. Пойма (л.д.9).
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N135-ФЗ от 29 июля 1998 года (далее по тексту - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Статьёй 24.18 Федерального закона 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Причём при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в суде физическими лицами предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3 статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:041609:383 составляет 71 689 873 руб. 11 коп.
Указанная кадастровая стоимость определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" (строка 58799 приложения N1). Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2015 года.
В соответствии со статьёй 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца, как собственника земельного участка Ж.А.В. обратился в суд 13 мая 2016 года с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке N ОКА 180343/ЗУ от 31 марта 2016 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:041609:383, площадью 53 197 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ул. Пойма, составленный независимым оценщиком - ООО "Оценка.Консалтинг.Аудит.", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составляет 29 316 000 рублей.
Оценивая представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к следующему.
Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Федерального закона N 135-ФЗ.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Федерального закона N 135-ФЗ).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона N 135-ФЗ).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Федерального закона N 135-ФЗ).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Представленный отчет N ОКА 180343/ЗУ от 31 марта 2016 года по определению рыночной стоимости земельного участка подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, согласно представленному административным истцом положительному экспертному заключению N 920/С-16 от 14 апреля 2016 года, выполненному Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией "Свободный оценочный департамент", членом которой является оценщик, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием, Отчёт, подлежащий экспертной оценке, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, указанная в Отчете подтверждена.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке N ОКА 180343/ЗУ от 31 марта 2016 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением N 920/С-16 от 14 апреля 2016 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:041609:383 по состоянию на 01 января 2015 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованному лицу право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:041609:383, равный 29 316 000 руб., установленный в Отчёте об оценке N ОКА 180343/ЗУ от 31 марта 2016 года участвующие в деле административные ответчики и заинтересованное лицо не оспаривали, каких-либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым, вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 1 января 2015 года, а потому его кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно 1 января 2015 года.
Суд считает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Ж.А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить на основании административного искового заявления от 13 мая 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:041609:383, площадью 53 197 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ул. Пойма, равной рыночной в размере 29 316 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 3 июня 2016 года.
Председательствующий судья Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.