Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи О.К. Кулаковой,
судей Ю.А. Казакевич, С.Ю. Усольцевой
при секретаре Г.В. Геласимовой
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 11 мая 2016 года гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ячменевой В. А., Литвинцевой Т. Ф. к Министерству финансов Забайкальского края, государственному казенному учреждению (далее ГКУ) "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А.
на решение Центрального района г. Читы от 25 февраля 2016 года, которым постановлено: "Иск заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ячменевой В. А., Литвинцевой Т. Ф. к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края денежные средства на выплату мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации за период с 01.02.2015 г. по 31.07.2015 г.:
в пользу Ячменевой В. А. ежемесячную денежную выплату в размере 3 753,60 руб. и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3 866,02 руб., всего 7639,62 руб.;
в пользу Литвинцевой Т. Ф. денежную выплату в размере 3 129,30 руб. и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3 531,55 руб., всего 6660,85 руб.".
Заслушав доклад судьи Ю.А. Казакевич, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Ячменевой В.А., Литвинцевой Т.Ф., ссылаясь на следующее. По обращениям Ячменевой В.А. и Литвинцевой Т.Ф. прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Ячменева В.А. и Литвинцева Т.Ф. являются ветеранами труда, состоят на учете в филиале ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края и имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ячменева В.А. за период с 01.02.2015 по 28.07.2015 имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 625,60 руб. и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 647,67 руб. С 29.07.2015 по 30.11.2015 ежемесячная денежная выплата составила 625,86 руб. и ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 727,60 руб. Литвинцева Т.Ф. за период с 01.03.2015 по 28.07.2015 имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 625,86 руб. и ежемесячной денежной выплаты в размере 625,86 руб. и ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 706,92 руб. С 29.07.2015 по 31.10.2015 меры социальной поддержки начислены в сумме поддержки начислены в сумме 4407,95 руб. Меры социальной поддержки не предоставляются: Ячменевой В.А. с 01.02.2015 и в связи с отсутствием сведений, подтверждающих доход получателя; Литвинцевой Т.Ф. с 01.03.2015 в связи с непредставлением получателем ежемесячной денежной выплаты сведений, подтверждающих среднедушевой доход. Ячменева В.А. и Литвинцева Т.Ф. отнесенные федеральным законодательством к льготной категории "ветеран труда" имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Положения Закона Забайкальского края от 17.01.2009 N129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", устанавливающие с 01.01.2015 дополнительные условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в регионе, в том числе ветеранам труда, в зависимости от их среднедушевого дохода, нарушает гарантированное государством право ветеранов труда на получение социальных выплат. Решением Забайкальского краевого суда от 27.02.2015 указанная норма Закона N129-ЗЗК в части, устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае, признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения в законную силу. Определением Верховного Суда РФ от 29.07.2015 N72-АПГ15-6 решение суда в этой части оставлено без изменения. В связи с изложенным, прокурор просил суд взыскать с казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края денежные средства на выплату мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации за период с "Дата" по "Дата": в пользу Ячменевой В. А. ежемесячную денежную выплату в размере 3753,60 руб. и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3866,02 руб., всего 7639,62 руб.; в пользу Литвинцевой Т. Ф. денежную выплату в размере 3129,30 руб. и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3531,55 руб., всего взыскать 6660,85 руб. (л.д. 5-7).
Определением суда от 25.02.2016 принят отказ от иска заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в части взыскания денежных средств за период с 01.08.2015 по 30.11.2015, производство по делу в данной части прекращено (л.д.78).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.71-77).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Указывает, что удовлетворяя исковые требования прокурора, суд полагал недействующим спорный закон Забайкальского края с момента его принятия. Вместе с тем согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от 05.11.2015 N598-р Министерство социальной защиты населения Забайкальского края производит начисления и выплаты в отношении той категории граждан, в отношении которой определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2015 признаны недействующими отдельные положения Закона Забайкальского края от 17.02.2009 N129-ЗЗК, со дня вступления указанного определения в законную силу, т.е. с 29.07.2015. Расходным расписанием N3 от 15.01.2016 Министерством финансов Забайкальского края профинансированы заявки Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 14.01.2016 на компенсацию ветеранам труда по решению Верховного Суда Российской Федерации с 29.07.2015 по 31.12.2015, а также за декабрь 2015 года в размере 124 946 210 рублей. Взыскание судом в пользу материальных истцов ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период по 31.07.2015 приведет к двойному взысканию, поскольку ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края уже осуществило выплату указанных мер социальной поддержки, начиная с 29.07.2015.
Поскольку в соответствии с бюджетным законодательством и действующими законами Забайкальского края, расходные обязательства Забайкальского края как субъекта Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда вне зависимости от критерия нуждаемости осуществляется с 29 июля 2015 года, правовые основания для финансирования указанных расходов за период с 01.02.2015 по 29.07.2015 отсутствуют. Указывает, что поскольку решение о признании недействующими отдельных положений закона N129-ЗЗК, вступило в законную силу 29.07.2015, то с указанной даты и следует считать прекращенными обязательства уполномоченных органов по его применению в оспоренной части.
Ссылаясь на ст. 1069 ГК Российской Федерации, полагает, что невыплата пособий в период с 01.01.2015 по 29.07.2015 не свидетельствует о возникновении у материальных истцов убытков, доказательства совокупности условий, необходимых для возмещения вреда, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, полагает, что поскольку главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в части указанных выплат является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, соответственно, Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу. Установленный действующим законодательством порядок финансирования, со стороны Министерства финансов Забайкальского края, не предусматривает персонифицированного перечисления средств бюджета главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края, т.е. в данном случае Министерству социальной защиты населения Забайкальского края. Таким образом, при вынесении решения судом не был применен п.п.1 п. 3 ст. 158 БК Российской Федерации, подлежащий применению (л.д. 82-85).
В возражениях на апелляционную жалобу Литвинцева Т.Ф. выражает несогласие с ее доводами, просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения (л.д. 89).
В заседание суда апелляционной инстанции материальные истцы Литвинцева Т.Ф., Ячменева В.А. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, третье лицо Министерство социальной защиты населения Забайкальского края своих представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
На основании ч. 3 и ч. 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Арутюнова А.В., полагавшего решение законным и обоснованным, пояснения представителя ответчика ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края Ветровой Н.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции на основании пп. 1 п. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса (далее ГК) Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Решением Забайкальского краевого суда от 27 февраля 2015 года признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу положения Закона Забайкальского края N 129-ЗЗК от 17 февраля 2009 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в том числе, часть 1 статьи 6 в части слов "пунктами 1 - 4 части 1 статьи 2", устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2015 года решение Забайкальского краевого суда в части предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации оставлено без изменения.
Из материалов дела следует, что Ячменева В.А. как ветеран труда федерального значения является получателем ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 01.02.2015 года названные выплаты истцу были приостановлены на основании распоряжений ГКУ "Краевой центр защиты населения" Забайкальского края в связи с отсутствием сведений, подтверждающих доход получателя. Распоряжениями ГКУ "Краевой центр защиты населения" Забайкальского края от 01.06.2015 года ежемесячные денежные выплаты прекращены с 01.02.2015 в связи с непредставлением сведений, подтверждающих среднедушевой доход.
Литвинцева Т.Ф. как ветеран труда федерального значения также является получателем ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 01.03.2015 года названные выплаты истцу были приостановлены на основании распоряжений ГКУ "Краевой центр защиты населения" Забайкальского края в связи с отсутствием сведений, подтверждающих доход получателя. Распоряжениями ГКУ "Краевой центр защиты населения" Забайкальского края от 03.06.2015 года ежемесячные денежные выплаты прекращены с 01.03.2015 в связи с непредставлением сведений, подтверждающих среднедушевой доход.
С 29.07.2015 года истцам были возобновлены ежемесячные выплаты на основании распоряжений ГКУ "Краевой центр защиты населения" Забайкальского края.
Разрешая заявленные заместителем прокурора Ингодинского района г. Читы требования, и взыскивая с казны края денежные средства на выплату мер социальной поддержки в пользу истцов за период с 01.02.2015 по 31.07.2015 года, суд первой инстанции исходил из того, что истцы имели право на получение ежемесячных денежных выплат как ветераны труда, однако данное право истцов было нарушено, поскольку Закон N 129-ЗЗК (устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае) действовал в период с января 2015 по 29.07.2015 года.
Наличие вины ГКУ "Краевой центр защиты населения" Забайкальского края в прекращении ежемесячных выплат ветеранам труда, суд посчитал установленной и сумма невыплаченных денежных средств за период с 01.02.2015 по 31.07.2015 взыскана в пользу истцов с Министерства финансов Забайкальского края со ссылкой на положения ст. ст. 1069, 1071 ГК Российской Федерации.
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора, суд первой инстанции не учел, что в силу положений п. 2 ст. 15, ст. 16, ст. 1069 ГК Российской Федерации, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в предмет доказывания по делу о взыскании убытков, вреда, причиненных гражданину государственными органами, органами местного самоуправления, входит установление следующих обстоятельств: наступление вреда (наличие убытков), противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, а также наличие вины причинителя вреда, при этом, отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных фактов влечет за собой отказ в удовлетворении требований о возмещении вреда.
Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинно-следственной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который в силу ст. 56 ГПК Российской Федерации должен доказать наличие вышеперечисленных условий для возмещения убытков.
Из разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации).
Вместе с тем, истцами не доказана причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Министерства финансов Забайкальского края и причиненными истцам убытками, не доказана совокупность условий, необходимых для привлечения указанного ответчика к деликтной ответственности за причинение убытков.
Судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что невыплата за спорный период денежных выплат истцам, не свидетельствует о возникновении у материальных истцов убытков.
В силу п. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Неполученные истцами меры социальной поддержки не являются расходами, которые истцы произвели или должны будут произвести для восстановления нарушенного права, и не являются неполученными доходами истцов.
Судебная коллегия также полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств Забайкальского края в отношении ежемесячных выплат ветеранам труда является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 N122 "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края" - Министерство социальной защиты населения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере оказания государственной социальной помощи, опеки и попечительства, социального обслуживания населения Забайкальского края, социальной защиты инвалидов, социальной поддержки граждан, социальных выплат, осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по контролю в пределах установленных полномочий, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия.
В сфере социальных выплат Министерство социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет полномочия, в том числе, предоставляет в установленном порядке ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", предоставляет ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае, предусмотренную законом Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе заместителю прокурора в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. - удовлетворить, решение Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2016 года - отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.