Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Ревенко Т.М., Михеева С.Н.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 17 мая 2016 года гражданское дело по иску Брылёвой И.В. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Живаевой Т.А.,
на решение Центрального районного суда г. Читы от 28 января 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Брылёвой И.В. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Брылёвой И.В. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам по договору специализированного найма жилого помещения на территории Забайкальского края.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., выслушав представителя ответчика Межонова Д.В., просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, истца Брылёву И.В., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
Истец Брылёва И.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории Забайкальского края, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просила обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в г.Чите общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающей санитарным и техническим требованиям в текущем финансовом году, то есть в 2015 году. Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края осуществить из средств бюджета Забайкальского края финансирование Администрации городского округа "Город Чита" для предоставления Брылёвой И.В. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в г.Чите, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающей санитарным и техническим требованиям.
Определением суда от 14 декабря 2015 года произведена замена ненадлежащих ответчиков администрации городского округа "Город Чита", Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края на надлежащего ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (л.д. 36)
В ходе судебного заседания истец Брылёва И.В. уточнила исковые требования, просила обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в г.Чите общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающей санитарным и техническим требованиям в текущем финансовом году.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 48-51).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Живаева Т.А. просит решение суда отменить. Указывает, что не согласна с решением суда в части предоставления истице жилого помещения площадью 25 кв.м., поскольку в п. 6 ст. 8 Федерального закона N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", отсутствует формулировка о предоставлении благоустроенного жилого помещения площадью не менее 25 кв.м.
Кроме того указывает, что согласно Порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 N 90 Министерство принимает решение о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, включенных в список. Заключение договоров найма специализированных жилых помещений осуществляется Департаментом имущества Забайкальского края.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела отец истицы Брылёвой И.В. -Брылёв В.В. умер "Дата", что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.11). Мать Цырельщикова Л.В. была лишена родительских прав в отношении Брылёвой И.В. по решению Петровск-Забайкальского городского суда Читинской области в мае 2007 года (л.д.7-8).
Брылёва И.В., 14.09.1992 года рождения воспитывалась в ГОУ " "данные изъяты"" с 25.10.2008 (л.д.14).
Брылёва И.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением Главы администрации сельского поселения "Хараузское" Петровск-Забайкальского района Читинской области от 04.02.2008 N 3 поставлена в очередь на получение жилья N 11. Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не представлено.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ).
Разрешая спор по существу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Брылёва И.В. подлежит обеспечению жилым помещением по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Брылёва И.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение ей не предоставлено, и пришел к выводу о том, что она имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения должна быть возложена на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела, при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 7 закона Забайкальского края "О детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" N 315-ЗЗК (в ред. от 16.11.2015) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее также - дети-сироты), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателяжилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ).
Таким образом, суд правильно определилнорму предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на территории Забайкальского края. В связи с чем, доводы ответчика о том, что закон не содержит указаний на норму предоставления жилого помещения, является несостоятельным.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 N 90 (ред. от 16.07.2015) "О Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края" пункт 7 решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в Список, принимает Минсоцзащиты Забайкальского края. Следовательно, именно на ответчике лежит обязанность, в рамках предоставленных ему полномочий, выполнить действия, направленные на предоставление жилого помещения Брылёвой И.В. Действительно заключение договоров найма специализированных жилых помещений осуществляется Департаментом имущества Забайкальского края, но только после того, как Министерство социальной защиты населения Забайкальского края примет решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований указанного Порядка.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 28 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Живаевой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.