Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего - судьи Жилинского А.Г.,
судей - Пичуева В.В. и Смолякова П.Н.,
при секретаре - Федоровой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 мая 2016 года административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Гаврюшенко В. С. об установлении административного надзора,
по апелляционной жалобе административного ответчика,
на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 31 марта 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск администрации Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Гаврюшенко В. С. об установлении административного надзора - удовлетворить.
Установить в отношении Гаврюшенко В. С., "Дата" г. рождения, место рождения "данные изъяты", освобождаемой "Дата" по отбытию срока наказания из УКП N1 ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Забайкальскому краю административный надзор сроком на 3 (три) года.
Установить в отношении Гаврюшенко В. С. административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 06 часов утра за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время;
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрещение выезда за пределы "данные изъяты" без уведомления органа внутренних дел.
Срок административного надзора, установленный в отношении Гаврюшенко В. С. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении ее административных ограничений осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица".
Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия,
установила:
начальник федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее - исправительная колония) обратился в суд с административным исковым заявлением (л.д. 3-4) об установлении административного надзора в отношении Гаврюшенко В.С., освобождаемой из мест лишения свободы "Дата".
В обоснование заявления указано, что Гаврюшенко В.С. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признавалась злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В этой связи просил после освобождения Гаврюшенко В.С. из мест лишения свободы установить на три года следующие ограничения ее прав и свобод: запрещение пребывания вне места проживания с 22 часов вечера до 06 часов утра; обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение выезда за пределы "данные изъяты" без уведомления органа внутренних дел.
Судом принято приведенное решение (л.д. 33-35).
В апелляционной жалобе (л.д. 42-43, 48-49) Гаврюшенко В.С. просит решение суда изменить, снизив срок административного надзора до одного года и обязав ее одной явкой в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Указывает на досрочное снятие взыскания, следствием которого явилось нарушение, послужившее основанием для признания ее злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а само постановление о признании ее злостным нарушителем является незаконным. Отмечает, что суд не дал оценки иным наложенным на нее взысканиям и не учел, что за период отбывания наказания она переведена в облегченные условия (из колонии общего режима в колонию поселения), была трудоустроена и имеет 9 поощрений.
В возражениях (л.д. 73-74) на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор Чернобук Ю.Б. просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 306 КАС РФ лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
На основании ст. 150 КАС РФ, коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав заключение прокурора прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из настоящего дела, осужденная Гаврюшенко В.С. до 11 мая 2016 года отбывала в исправительной колонии наказание в виде лишения свободы.
Согласно части второй статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Удовлетворяя заявление об установлении в отношении Гаврюшенко В.С. административного надзора, суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства, применил материальный закон (статьи 3, 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", далее - Закон об административном надзоре) и пришел к выводу, что она нуждается в установлении административного надзора в виде соответствующих административных ограничений.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Гаврюшенко В.С. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, что подтверждается приговором Шилкинского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2010 года (л.д. 7-11), кроме того, постановлением начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю от 2 декабря 2013 года (л.д. 13) Гаврюшенко В.С. признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Доводы жалобы о сокращении срока административного надзора и уменьшении количества явок в органы внутренних дел для регистрации отклоняются.
Установленные судом ограничения соответствуют статьям 4 и 5 Закона об административном надзоре.
Обязывая Гаврюшенко В.С. обязательной явкой (дважды в месяц) в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, суд исходил из личности поднадзорного лица, целей предупреждения совершения им преступлений и правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия.
Перевод Гаврюшенко В.С. в период отбывания наказания в облегченные условия, факт ее трудоустройства и наличие поощрений снижение срока административного надзора повлечь не может. Соответствующий срок установлен в пределах, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного ею преступления, данных о личности и поведении в период отбывания наказания.
Вместе с тем Гаврюшенко В.С. не лишена права обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене административных ограничений в порядке, установленном статьями 6 и 9 Закона об административном надзоре и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Относительно ссылок в жалобе о незаконности постановления о признании Гаврюшенко В.С. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и досрочном снятии взыскания надлежит отметить следующее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 15 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22, решая вопрос об установлении административного надзора за лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, необходимо учитывать, что пункт 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре связывает возможность установления административного надзора только с фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания независимо от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим не имеет значения, считается ли лицо на время рассмотрения дела об административном надзоре имеющим дисциплинарное взыскание либо не имеющим его в соответствии с частью 8 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не входит в предмет доказывания по делам данной категории.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
оставить решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 31 марта 2016 года без изменения, апелляционную жалобу Гаврюшенко В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Жилинский А.Г.
Судьи Пичуев В.В.
Смоляков П.Н.
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Жилинский А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.