Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Нургалиева Р.Р. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан
от 19 февраля 2016 года, которым Нургалиеву Р.Р. отказано в удовлетворении иска к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета г. Зеленодольска от 22 апреля 2013 года
"данные изъяты" о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности произвести выплату единовременной денежной выплаты исходя из стоимости 18 кв. м жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Нургалиева Р.Р. и его представителя Михайличенко М.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Штанько Ю.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нургалиев Р.Р. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета г. Зеленодольска от 22 апреля 2013 года "данные изъяты" о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и возложении на ответчиков обязанности произвести единовременную денежную выплату, исходя из стоимости 18 кв. м жилья. В обоснование иска указано, что истец является ветераном боевых действий. Постановлением главы Администрации Зеленодольского района и г. 3еленодольска "данные изъяты" от 18 января 1996 года он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как проживал в комнате в общежитии. До настоящего времени ему не предоставлено жилое помещение, а также не произведена единовременная денежная выплата. Согласно ответу исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 08 декабря 2015 года "данные изъяты" истец снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий постановлением руководителя исполнительного комитета г. Зеленодольска от 22 апреля 2013 года
N 01-08-219 по причине его обеспеченности жильем выше учетной нормы. Истец не согласен с данным решением руководителя органа местного самоуправления, поскольку он был принят на учет до 01 января 2005 года, однако обязанность по его обеспечению жильем государством не исполнена.
Представитель ответчика - исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Николаева С.Е. иск не признала.
Представитель ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Нургалиев Р.Р. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом при вынесении решения необоснованно не приняты во внимание доводы истца об отсутствии у органа местного самоуправления правовых оснований для его снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря
2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". По мнению Нургалиева Р.Р., факт неисполнения государством обязательств по его обеспечению жильем влечет право истца требовать от ответчиков единовременную денежную выплату в объеме, установленном
ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Представитель ответчика - исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен, сведений о причинах неявки не поступило. Поскольку данных о наличии существенных препятствий для участия представителя ответчика в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1, п. 3 ч. 3, ч. 3.2, ч. 11.1 ст. 23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан - ветеранов боевых действий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 275
от 07 июня 2006 года, изданным в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья указанным гражданам осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Кроме того, данным нормативным правовым актом утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.
В соответствии с указанным Положением предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство
(пункты 4, 8).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
Как видно из материалов дела, Нургалиев Р.Р. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением N "данные изъяты".
Согласно архивной выписке из постановления главы администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска N 83 от 18 января 1996 года по Нургалиев Р.Р. принят на квартирный учет спискам участников ВОВ как участник афганских событий. Проживает по адресу: "адрес" общежитие.
Постановлением Исполнительного комитета г. Зеленодольска N 01-08/83 от 19 марта 2010 года учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Постановлением Исполнительного комитета г. Зеленодольска N 01-08-219 от 22 апреля 2013 года Нургалиев Р.Р. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключен из списков очередности граждан на улучшение жилищно-бытовых условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения в соответствии с установленной нормой.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04 декабря 2015 года Нургалиеву Р.Р. на праве собственности принадлежат жилой дом, площадью 58,8 кв. м, по адресу: "адрес" а также 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, площадью 58,9 кв. м, по адресу:
"адрес"
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Нургалиева Р.Р., поскольку предоставление мер государственной поддержки в виде предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в силу действующего жилищного законодательства Российской Федерации обусловлено не только фактом принятия граждан соответствующей льготной категории на учет нуждающихся в жилье, но и последующим сохранением за такими гражданами оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В данном случае, обеспеченность Нургалиева Р.Р. жильем, не являющимся комнатой в общежитии, при этом общая площадь которого превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму, свидетельствует об утрате истцом предусмотренных Жилищных кодексом РСФСР оснований для обеспечения жилым помещением, в соответствии с которыми он был принят на учет.
Таким образом, исковые требования Нургалиева Р.Р. о предоставлении ему предусмотренной ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" единовременной денежной выплаты удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы Нургалиева Р.Р. о наличии у него права на получение мер государственной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан
от 19 февраля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Нургалиева Р.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.