Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составепредседательствующего судьи Сидоркина И.Л.
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе министерства финансов Кировской области на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 04 марта 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Комаровских ФИО7 удовлетворить частично.
Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Кировская область в пользу Комаровских ФИО7 в возмещение расходов на отопление жилого помещения и освещение за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты" коп. и расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" коп.
В иске Комаровских ФИО7 к КОГБУЗ "Юрьянская районная больница" отказать.
Возвратить Комаровских ФИО7 из бюджета МО "Юрьянский муниципальный район Кировской области" излишне уплаченную государственную пошлину в размере "данные изъяты" коп.
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комаровских Т.П. обратилась в судс иском к КОГБУЗ "Юрьянская районная больница", министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.В обоснование иска указала, что с 25.10.1993 по настоящее время она работает в КОГБУЗ "Юрьянская районная больница" в должности медицинской сестры.До 01.01.2005 пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. За период с 01.02.2013по 31.12.2015 ею оплачено за отопление жилого помещения "данные изъяты" коп., за электроэнергию "данные изъяты" коп., всего "данные изъяты" коп.За указанный период ей выплачена частичная компенсация расходов в соответствии с Законом Кировской области N 267-30 от 03.11.2004 в размере "данные изъяты" руб. Разница между уплаченной суммой коммунальных платежей и выплаченной компенсацией составила "данные изъяты" коп. С учетом уточненных требований просила взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны Кировской области с учётом полученной ею частичной компенсации расходы, понесённые на оплату коммунальных услуг отопления и освещения за период с 01.03.2013 по 31.12.2015 в сумме "данные изъяты" коп. и расходы по оплате госпошлины, обязать КОГБУЗ "Юрьянская районная больница" обеспечить выплату расходов на оплату услуг отопления и освещения за период с 01.03.2013 по 31.12.2015 в размере "данные изъяты" коп. и расходов по оплате госпошлины.
Юрьянским районным судом Кировской области04 марта 2016 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Министерство финансов Кировской области не согласно с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. Отмечает, что истцу в соответствии со нормами Закона Кировской области N 267-ЗО от 03.11.2004 ежемесячно выплачивалась частичная компенсация, в связи с чем обязательство субъекта РФ - Кировская область перед истцом выполнено в полном объеме. Полагает, что получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, не свидетельствует о наличии у него права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, установленном федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 (то есть работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Факты пользования медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, коммунальными льготами по оплате жилья до 01.01.2005 должны быть подтверждены допустимыми доказательствами. Отмечает, что в данном случае истцом не представлена справка о том, что истец до 01.01.2005 пользовалась мерой социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением, не представлен расчет денежной суммы. Передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, а при недостаточности таких средств - взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Министерство финансов Кировской области, Комаровских Т.П. ходатайствовали о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Комаровских Т.П. с "дата" зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес".
Установлено, что Комаровских Т.П. с 25.10.1993 и по настоящее время работает в должности медицинской сестры КОГБУЗ "Юрьянская районная больница".
Согласно Уставу КОГБУЗ "Юрьянская районная больница"учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет министерство здравоохранения Кировской области.
Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2005 г. согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2014 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Из преамбулы Федерального закона от 22.08.2014 N 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Таким образом, из смысла приведенных положений действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта федерации.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
Судом первой инстанции установлено, что истец за период с 01.03.2013 по 31.12.2015 за счет своих средств оплачивала коммунальные услуги за отопление жилого помещения в размере "данные изъяты" коп., за электроэнергию в размере "данные изъяты" коп., что подтверждается платежными документами, квитанциями, выпиской из лицевого счета (л.д.25-34).
Установлено, что истцом получена частичная компенсация расходов за указанный период в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-30 в размере "данные изъяты" рублей.
Общая сумма понесенных истцом затрат по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за период с 01.03.2013 по 31.12.2015 составила "данные изъяты" коп. (с учетом оплаты истцом услуг в сумме "данные изъяты" коп. и получения частичной компенсации в сумме "данные изъяты" руб.).
Как следует из справки КОГБУЗ "Юрьянская РБ" N от "дата" Комаровских Т.П. до 01.01.2005 года пользовалась льготами по коммунальным услугам в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности (л.д. 14).
Решением Юрьянского районного суда Кировской области от 29.09.2011 по иску Комаровских Т.П. к администрации Юрьянского района Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, кассационным определением Кировского областного суда от 20.10.2011, установлено, что до 01.01.2005 года Комаровских Т.П. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности.
Правильно установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства, верно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу Комаровских Т.П. компенсации за период с 01.03.2013 по 31.12.2015 в размере "данные изъяты" коп.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с 1993 года по день рассмотрения дела Комаровских Т.П., являясь медицинским работником системы здравоохранения, проживая и работая в сельской местности, до 01.01.2005 пользовалась правом на бесплатное жилое помещеие с отоплением и освещением. Указанная мера социальной поддержки должна быть сохранена и после 01.01.2005.
То обстоятельство, что истец до 01.01.2005 пользовалась льготами, подтверждено документально допустимыми и относимыми доказательствами, в том числе справкой КОГБУЗ "Юрьянская ЦРБ" N от "дата" (л.д.14), решением Юрьянского районного суда от 29.09.2011, оставленным без изменения кассационным определением Кировского областного суда от 20.10.2011.
В связи с приведенными обстоятельствами ссылка министерства финансов Кировской области на недоказанность материалами дела факта пользования истцом до 01.01.2005 мерой социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с освещением и отоплением, подлежит отклонению, как не основанная на положениях ст.60 ГПК РФ. Непредставление первичной документации, как установлено судом первой инстанции, обусловлено объективными причинами.
Представленный стороной истца расчет требуемой к взысканию разницымежду фактически понесенными затратами и выплаченной ей компенсацией, проверен судебной коллегией, признан верным.
Указание заявителя жалобы на то, что получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, не свидетельствует о наличии у истца права на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, установленном федеральными законами до 01.01.2005, не влияет на законность оспариваемого решения.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для дела (факт проживания и работы Комаровских Т.П. в сельской местности, работа в учреждении здравоохранения, пользование льготами на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением до 31.12.2004), судом установлены и подтверждены доказательствами. Выплата истцу ежемесячной частичной компенсации расходов, установленной Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО, не предполагает отмену или снижение объема социальных прав, приобретенных истцом, как медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, до 01.01.2005.
Также подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.06.2006 N 5-П, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ответчик вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет федерального бюджета. Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства не опровергают выводов суда о наличии у истца права на компенсацию министерством расходов по уплате коммунальных платежей.
Иные доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь, частью 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юрьянского районного суда Кировской области от 04 марта 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.