Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Стёксова В.И.,
судей
Мазюты Т.Н., Моисеева К.В.,
при секретаре
Халявиной В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузьминых Д.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании решения комиссии ФСИН России
по апелляционным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний России, Кузьминых Д.А. на решение Октябрьского районного суда г.Кирова от 02 марта 2016 года, которым постановлено:
признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказания России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 23 июня 2015 года об отказе Кузьминых Д.А. в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Кузьминых Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Мазюты Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьминых Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ФСИН России от 23 июня 2015 года, которым ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369, в связи с ухудшением жилищных условий, об обязании ФСИН России принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты с учетом членов его семьи, с момента подачи рапорта, то есть с 17 декабря 2013 года.
В обоснование указывал, что является сотрудником "данные изъяты" УФСИН России по Кировской области, имеет стаж работы более 10 лет. Проживает с супругой и двумя детьми в жилом помещении площадью 15,1 кв.м. (жилая 10,2 кв.м.) по адресу: "адрес" по договору социального найма. В собственности жилых помещений семья не имеет, правом на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья он не пользовался. 17 декабря 2013 года обратился с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, в чем ему было отказано 23 июня 2015 года по мотиву ухудшения им жилищных условий, а именно в связи с тем, что 14 ноября 2011 года он снялся с регистрационного учета из квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Считал отказ неправомерным, поскольку данная квартира принадлежит на праве собственности его родителям, снятие с регистрационного учета имело место в 2011 году, когда он не имел право на предоставление единовременной выплаты, и явилось следствием его устройства с 03 октября 2003 года на службу в "данные изъяты" г.Кирова, сменой места жительства и заключением брака с К1
Рассмотрев административное исковое заявление по существу, суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просило решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что Кузьминых Д.А., снявшись с регистрационного учета по месту жительства своих родителей, где был обеспечен общей жилой площадью более учетной нормы, ухудшил свои жилищные условия, а поэтому может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. Также указано на необоснованность восстановления судом срока для обращения в суд Кузьминых Д.А.
В апелляционной жалобе Кузьминых Д.А. просил решение изменить, обязав ФСИН России постановить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом совместно проживающих с ним членов семьи: супруга К1, дочь К4, дочь К5, с даты подачи рапорта, то есть с 17 декабря 2013 года, поскольку резолютивная часть судебного решения не в полной мере отражает его позицию и заявленные исковые требования. Полагал, что не указание в резолютивной части данных сведений может породить недобросовестное поведение со стороны ответчика и произвольную трактовку ответчиком решения суда, что приведет к нарушению его прав и законных интересов.
В возражениях на апелляционную жалобу ФСИН России Кузьминых Д.А. указывает на отсутствие оснований для её удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу Кузьминых Д.А. ФСИН России указывает на то, что резолютивная часть решения суда не содержит существенных недостатков, препятствующих исполнению решения суда в полной мере.
Представитель административного ответчика ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Кировской области Исупов С.В. в судебном заседании подержал доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу Кузьминых Д.А., указал, что Кузьминых Д.А. снялся с регистрационного учета по месту жительства своих родителей с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, а поэтому может быть поставлен на соответствующий учет лишь через 5 лет со дня совершения таких действий, что следует из статьи 53 Жилищного кодекса РФ, подпункта "з" пункта 5 Правил.
Кузьминых Д.А., его представитель Одегов Н.Л. в судебном заседании поддержали доводы поданной Кузьминых Д.А. апелляционной жалобы, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ФСИН России.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилищным кодексом РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления права граждан на жилище.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1, части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы.
Такая выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, в том числе, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (часть 3 статьи 4 Закона).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Закона).
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Закона).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369 (далее Правила).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Кузьминых Д.А. проходит службу в "данные изъяты" УФСИН России по Кировской области с 25 декабря 2003 года, с указанного времени проживал по месту службы в г.Кирове. С 02 июля 2009года состоит в браке с К1, имеет двух малолетних детей 19 августа 2009 года рождения и 05 декабря 2012 года рождения, которые проживают в коммунальной квартире - жилом помещении площадью 15,1 кв.м. по месту службы Кузьминых Д.А., по адресу: "адрес". Зарегистрированы в данном жилом помещении К1 с 16 октября 2000 года, дети соответственно с 07 сентября 2009 года и с 14 января 2013 года, Кузьминых Д.А. с 14 ноября 2011 года. (л.д.23, 38-47)
Кузьминых Д.А. обратился с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России Р. о принятии его на соответствующий учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369, которое поступило 17 декабря 2013 года. (л.д.20,17) Стаж его службы в органах уголовно-исполнительной системы на момент обращения с заявлением (рапортом) составлял более 10 лет в календарном исчислении. (л.д.37)
Решением комиссии ФСИН России от 23 июня 2015 года Кузьминых Д.А. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2011г. (л.д.18-19)
Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 вышеприведенного закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Основанием для отказа послужил тот факт, что 14 ноября 2011 года заявитель снялся с регистрационного учета из квартиры общей площадью 64,3 кв.м. по адресу: "адрес", принадлежащей на праве общей совместной собственности родителям заявителя К2 и К3. (на момент снятия с регистрационного учета на жилое помещение был оформлен социальный найм).
Удовлетворяя требования Кузьминых Д.А., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Кузьминых Д.А. с 2003 года проживает по месту службы в г.Кирове, в 2009 году создал свою семью, и несмотря на сохранение регистрации по месту проживания своих родителей до 14 ноября 2011года, фактически членом их семьи не являлся по смыслу положений Жилищного кодекса РФ. Само по себе родство не определяет наличие семейных отношений между родителем и его совершеннолетним ребенком в рассматриваемых правоотношениях.
Пункт 5 Правил определяет перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, на основании которых комиссия принимает соответствующее решение, к которым отнесены, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (подпункт 3).
Однако, вопреки позиции представителя Исупова С.В., необходимость предоставления документов именно за указанный срок при отсутствии совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ, не может рассматриваться в качестве основания для применения пункта 12 Правил.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, представленные доказательства не позволяют придти к выводу о том, что Кузьминых Д.А. снялся с регистрационного учета по месту жительства своих родителей с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Каких-либо иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, Кузьминых Д.А. либо члены его семьи не имеют, проживают в коммунальной квартире.
Поскольку иных, кроме оспариваемого вывода об отказе в постановке на учет, решение комиссии не содержит, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Кузьминых Д.А. требований.
Оценив обстоятельства пропуска Кузьминых Д.А. срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ для обращения в суд, суд обоснованно пришел к выводу о его восстановлении. Оснований не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия не усматривает.
Соответственно, апелляционная жалоба ФСИН России удовлетворению не подлежит.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
В описательно-мотивировочной части решения суд обоснованно пришел к выводу, что административный истец подлежит постановке на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи рапорта, то есть с 17 декабря 2013 года. Однако в резолютивной части данная дата не указана.
Поскольку резолютивная часть решения суда не содержит таких сведений, решение в этой части подлежит дополнению в части указания даты постановки на учет Кузьминых Д.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Иных оснований для внесения изменений в резолютивную часть решения судебная коллегия не усматривает, поскольку в силу пункта 4 Правил на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается сотрудник, а совместно проживающие с ним члены семьи лишь учитываются при предоставлении единовременной выплаты (пункт 2 Правил), о наличии которых Кузьминых Д.А. заявлено в представленных им в комиссию документах. В этой части апелляционная жалоба Кузьминых Д.А. удовлетворению не подлежит.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Кирова от 02 марта 2016 года изменить.
Абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции: обязать ФСИН России поставить Кузьминых Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 декабря 2013 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний России, Кузьминых Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.