Судья Кировского областного суда Костицына О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ОАО "Российские железные дороги" Горшковой Р.Р. на решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 21 марта 2016 года, принятое по жалобе ОАО "Российские железные дороги" на постановление главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору Попырина Д.Н. от 24 декабря 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору Попырина Д.Н. N 96, 97 от 24 декабря 2015 года ОАО "Российские железные дороги" (далее, ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 21 марта 2016 года, принятым по жалобе ОАО "РЖД", указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, представитель ОАО "РЖД" Горшкова Р.Р. просит вышеуказанное судебное решение отменить, указывая, что внеплановая проверка Отделом надзорной деятельности проводилась на предмет выполнения ранее выданного Обществу предписания N 183/1/1 от 17 ноября 2014 года об устранении требований пожарной безопасности, при этом протоколы были составлены не только по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим вынесением постановления N 96, 97 от 24 декабря 2015 года. Привлечение ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам внеплановой проверки исполнения предписания является нарушением требований пункта 1 части 2 и части 21 статьи 10 Закона N 264- ФЗ, поскольку за неисполнение предписания существует самостоятельный состав административной ответственности, предусмотренный частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, при проведении внеплановой проверки новых нарушений требований пожарной безопасности выявлено не было, указанные нарушения были выявлены при проверке в 2014 году. Административным органом неверно дана квалификация спорного правонарушения по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" Чебыкин И.Д. по доверенности поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на ее удовлетворении, указал, что в ходе проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания выявление новых нарушений не допустимо, в связи с чем составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношение ОАО "РЖД" является неправомерным. Просил отменить решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 21 марта 2016 и постановление главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору Попырина Д.Н. N 96, 97 от 24 декабря 2015 года, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель УНДПР Михайлов И.А. по доверенности просил оставить оспариваемое решение и постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Указал, что основанием для проведения внеплановой проверки в отношении ОАО "РЖД" послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений, однако предметом проверки явилось как выполнение предписания органов государственного контроля (надзора), так и соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, что не противоречит действующему законодательству и прямо указано в распоряжении о проведении проверки от 28 сентября 2015 года, в ходе которой административным органом были выявлены два самостоятельных правонарушения (неисполнение ранее выданного предписания и нарушение требований пожарной безопасности), в связи с чем в отношении ОАО "РЖД" были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных как частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения Федерального закона N 294- ФЗ в части осуществления федерального государственного пожарного надзора административным органом применены верно с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 6.1 Федерального закона N 69- ФЗ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи(часть 1), нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4) влекут административное наказание.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что 17 ноября 2014 года государственным инспектором Вятскополянского района по пожарному надзору в адрес ОАО "РЖД" выдано предписание N 183/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности сроком исполнения 1 октября 2015 года.
Согласно предписанию Общество должно было устранить выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
Здание товарной конторы инв. N 0100044-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная - здания и помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара;
Здание товарной конторы (МЧ-4) инв. N 0100040-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная - здания и помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара;
Прорабский участок (НГЧ-8) инв. N 0100052-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная - здания и помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара;
Здание столовой N 3 г. Вятские Поляны ул. Дзержинского, 65а - здания и помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара;
Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Ямное - оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ; оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ; здания и сооружения, а также территории организации оборудовать источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; выполнить минерализованную защиту полосы со стороны лесного массива шириной не менее 1, 4 м; выполнить междушпальные лотки через пути для прокладки рукавных линий под рельсами; обеспечить свободный доступ к зданиям и сооружениям объекта, обеспечить подъезды к зданиям и сооружениям;
Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Заструг - оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ; оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ ; здания и сооружения, а также территории организации оборудовать источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; обеспечить расстояние между зданием электроцентра и билетной кассы менее требуемых 10 м (около 7 м);
Пункт обогрева 957 км Казанская дистанция пути ПЧ-22 инв. N 100066. Кировская область, Вятскополянский район, станция Сосновка- нанести белой краской порядковый номер на корпус огнетушителя; опломбировать запорно- пусковое устройство огнетушителя одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа;
Здание вокзала ст. Сосновка Казанская дирекция ДОПП-4 Горьковской Ж.Д. инв. N 100032 по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Сосновка - здания и сооружения, а также территории организации оборудовать источниками протипожарного водоснабжения для тушения пожаров.
20 октября 2015 года в период с 10 час. до 11 час. и в период с 14 час. 30 мин. до 16 час. 30 мин., 02 ноября 2015 года в период с 16 час. до 17 час. на основании распоряжения N114 от 28 сентября 2015 главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору Попырина Д.Н., сотрудниками ОНД Вятскополянского района и г. Вятские Поляны проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "РЖД" обязательных требований пожарной безопасности и выполнения предписания N 183/1/1 от 17 ноября 2014 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1. Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Ямное - здания и сооружения, а также территории организации не имеют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в нарушение ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", табл. 2 п. 4.1, 9.11 СП 8.13130.2009, п.п. 2.11, 8.16, 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02-84*, ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ, ст. ст. 4-6, 151 Федерального закона N 123- ФЗ;
2. Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Заструг - здания и сооружения, а также территории организации не имеют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в нарушение ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", табл. 2 п. 4.1, 9.11 СП 8.13130.2009, п.п. 2.11, 8.16, 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02-84*, ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ, ст. ст. 4-6, 151 Федерального закона N 123- ФЗ;
3. Здание вокзала ст. Сосновка Казанская дирекция ДОПП-4 Горьковской Ж.Д. инв. N 100032 по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Сосновка - здания и сооружения, а также территории организации не имеют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в нарушение ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", табл. 2 п. 4.1, 9.11 СП 8.13130.2009, п.п. 2.11, 8.16, 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02-84*, ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ, ст. ст. 4-6, 151 Федерального закона N 123- ФЗ;
4. Здание товарной конторы инв. N 0100044-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная - здания и помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, в нарушение п. 14 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), Приложение Обязательное 1. Здания. Таблица 1: п. 9, Приложение Обязательное 111. Помещения. Таблица 3: п. 9, п. п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; НБП 110-03* п. 4, 5, 8, 9, 38 таб. 3, п.9 таб. 1, ст.ст. 4-6, 52, 54, 83 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А.1, п.9 таб. А.3 п. 4, 5, 8, 9;
5. Здание товарной конторы инв. N 0100044-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная - здания и помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара, в нарушение НПБ 104-03: п. 5.1, Таблица 2: п.п. 15, 20; ППР в РФ п.п. 61, 63, ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", НБП 104-03* п. 15, 20 таб. 2, ст.ст. 4-6, 52, 54, 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 п. 16, п. 17 табл. 2;
6. Здание товарной конторы (МЧ-4) инв. N 0100040-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная - здания и помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, в нарушение п. 14 НПБ 110-03, Приложение Обязательное 1. Здания. Таблица 1: п. 9, Приложение Обязательное 111. Помещения. Таблица 3: п. 9, 9.2, п. п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; НБП 110-03* п. 4, 5, 8, 9, 38 таб. 3, п.9 таб. 1, ст.ст. 4-6, 52, 54, 83 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А.1 п. 9, таб. А.3 п. 4, 5, 8, 9;
7. Здание товарной конторы (МЧ-4) инв. N 0100040-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная - здания и помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара, в нарушение НПБ 104-03: п. 5.1, Таблица 2: п.п. 15, 20; ППР в РФ п.п. 61, 63, ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", НБП 104-03* п. 15, 20 таб. 2, ст.ст. 4-6, 52, 54, 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 п. 16, п. 17 табл. 2;
8. Прорабский участок (НГЧ-8) инв. N 0100052-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная- здания и помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, в нарушение п. 14 - НПБ 110-03, Приложение Обязательное 1. Здания. Таблица 1: п. 9, Приложение Обязательное 111. Помещения. Таблица 3: п. 9, 9.2, п. п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; НБП 110-03* п. 4, 5, 8, 9, 38 таб. 3, п.9 таб. 1, ст.ст. 4-6, 52, 54, 83 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А.1 п. 9, таб. А.3 п. 4, 5, 8, 9;
9. Прорабский участок (НГЧ-8) инв. N 0100052-4 ст. Вятские Поляны ул. Вокзальная- здания и помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара, в нарушение НПБ 104-03: п. 5.1, Таблица 2: п.п. 15, 20; ППР в РФ п.п. 61, 63, ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", НБП 104-03* п. 15, 20 таб. 2, ст.ст. 4-6, 52, 54, 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 п. 16, п. 17 табл. 2;
10. Здание столовой N 3 по адресу: г. В. Поляны, ул. Дзержинского, 65а - здания и помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, в нарушение п. 14 - НПБ 110-03, Приложение Обязательное 1. Здания. Таблица 1: п. 9, Приложение Обязательное 111. Помещения. Таблица 3: п. 9, 9.2, п. п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; НБП 110-03* п. 4, 5, 8, 9, 38 таб. 3, п.9 таб. 1, ст.ст. 4-6, 52, 54, 83 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А.1 п. 9, таб. А.3 п. 4, 5, 8, 9;
11. Здание столовой N 3 по адресу: г. В. Поляны, ул. Дзержинского, 65а - здания и помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара, в нарушение НПБ 104-03: п. 5.1, Таблица 2: п.п. 15, 20; ППР в РФ п.п. 61, 63, ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", НБП 104-03* п. 15, 20 таб. 2, ст.ст. 4-6, 52, 54, 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 п. 16, п. 17 табл. 2;
12. Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятсполянский район, станция Ямное - не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ, в нарушение п. 14 НПБ 110-03, Приложение Обязательное 1. Здания. Таблица 1: п. 9, Приложение Обязательное 111. Помещения. Таблица 3: п.п. 9, 9.2; п. п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; НБП 110-03* п. 4, 5, 8, 9, 38 таб. 3, п.9 таб. 1, ст.ст. 4-6, 52, 54, 83 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А.1 п. 9, таб. А.3 п. 4, 5, 8, 9;
13. Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятсполянский район, станция Ямное - не оснащены системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ, в нарушение НПБ 104-03: п. 5.1, Таблица 2: п.п. 15, 20; ППР в РФ п.п. 61, 63, ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", НБП 104-03* п. 15, 20 таб. 2, ст.ст. 4-6, 52, 54, 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 п. 16, п. 17 табл. 2;
14. Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Заструг не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ, в нарушение п. 14 НПБ 110-03, Приложение Обязательное 1. Здания. Таблица 1: п. 9, Приложение Обязательное 111. Помещения. Таблица 3:п.п. 9, 9.2; п. п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; НБП 110-03* п. 4, 5, 8, 9, 38 таб. 3, п.9 таб. 1, ст.ст. 4-6, 52, 54, 83 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А.1 п. 9, таб. А.3 п. 4, 5, 8, 9;
15. Здание электроцентра Юдинской дистанции гражданских сооружений по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, станция Заструг не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации помещения приемосдатчика, начальника станции, релейной и мастерской СЦБ, в нарушение НПБ 104-03: п. 5.1, Таблица 2: п.п. 15, 20; ППР в РФ п.п. 61, 63, ст. 46 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", НБП 104-03* п. 15, 20 таб. 2, ст.ст. 4-6, 52, 54, 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "О требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 п. 16, п. 17 табл. 2.
02 ноября 2015 года по результатам проверки государственным инспектором г. Кирова по пожарному надзору составлен акт N 114. ОАО "РЖД" выдано предписание N 114/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности сроком устранения 01 октября 2016 года.
По факту выявленных нарушений в отношении ОАО "РЖД" составлены протоколы об административных правонарушениях N 96, N 97 от 02 ноября 2015 года по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
24 декабря 2015 года главным государственным инспектором Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору Попыриным Д.Н. вынесенооспариваемое постановление N 96, 97.
Судья районного суда выводы, изложенные в названном постановлении, поддержал. Оставляя жалобу ОАО "РЖД" без удовлетворения, суд первой инстанции сделал вывод о доказанности наличия в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и об отсутствии нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.
При этом суд отметил, что рассматриваемом случае административным органом проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 17 ноября 2014 N 183/1/1, в ходе которой установлено, что Общество не исполнило требования предписания и продолжает осуществлять деятельность с нарушением требований пожарной безопасности, что послужило самостоятельным основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности.
Данный вывод судьи районного суда является верным.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении, в том числе, федерального государственного пожарного надзора могут устанавливаться другими федеральными законами (пункт 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Из абзаца второго указанной статьи следует, что предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе: истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 47 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС от 28.06.2012 года N 375, юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия.
Пунктом 48 Административного регламента предусмотрено, что при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности: исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия.
На основании пункта 59 указанного Административного регламента при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, невыполнения в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно распоряжению главного государственного инспектора Вятскополянского района и города Вятские Поляны по пожарному надзору Попырина Д.Н. от 28 сентября 2015 года N 114 задачами проверки, проведенной в отношении ОАО "РЖД", являлись проверка соблюдения требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, целью - контроль выполнения предписания N183/1/1 от 17 ноября 2014 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданного названному юридическому лицу, срок исполнения которого истек 01 октября 2015 года, предмет проверки заключался в соблюдении обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; выполнении предписаний органов государственного контроля (надзора).
В связи с тем, что в ходе проведения проверки должностным лицом административного органа были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ОАО "РЖД", зафиксированные в акте проверки N 114 от 02 ноября 2015 года, в отношении указанного юридического лица правомерно было возбуждено дело об административных правонарушениях по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении органом государственного пожарного надзора мероприятий по контролю вопреки доводам жалобы не допущено.
Действительно, как видно из материалов дела, 17 ноября 2014 года по окончании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "РЖД" зданий и сооружений на территории Вятскополянского района и г. Вятские Поляны Кировской области были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки N 183 и протоколах об административных правонарушениях от 24 декабря 2014 года N 153, N 174, N 175, за которые ОАО "РЖД" было привлечено к административной ответственности по части 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было выдано предписание N 183/1/1 по устранению выявленных нарушений.
Однако в результате проведения проверки исполнения предписания N 183/1/1 20 октября 2015 года и 02 ноября 2015 года административным органом выявлены два самостоятельных события административных правонарушений, одно из которых связано с выдачей юридическому лицу предписания от 17 ноября 2014 N 183/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, неисполнение которого послужило основанием для составления в отношении ОАО "РЖД" протокола об административном правонарушении, предусмотренном по 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 13 января 2016 года мировым судьей судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Второе событие, установленное 02 ноября 2015 года в ходе проведения внеплановой проверки исполнения предписания от 17 ноября 2014 N 183/1/1, послужило основанием для составления протоколов об административных правонарушениях от 30 ноября 2015 года N 96 по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и N 97 по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с привлечением ОАО "РЖД" к административной ответственности.
Нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтверждены материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и самим Обществом не оспаривались.
Доводы жалобы о неверной квалификации бездействия юридического лица являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, и отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ОАО "РЖД" всех зависящих от него мер по предупреждению совершенных административных правонарушений, наличия каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности не представлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Наказание ОАО "РЖД" в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств и характера совершенных правонарушений, объектом которых является общественная безопасность, и является справедливым.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого решения судьи при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не допущено.
С учетом установленных обстоятельств решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 21 марта 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО "РЖД" Горшковой Р.Р. - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда О.М. Костицына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.