Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Аврамиди Т.С.,
судей Егоровой Е.С., Кустовой И.В.,
при секретаре Живило М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Е.С. апелляционную жалобу П.Р.А. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску П.Р.А. к государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь" об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по инвалидности.
По делу установлено:
в ноябре 2015 года П.Р.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым" об обязании произвести перерасчет размера пенсии "данные изъяты" согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" в Российской Федерации, установив ее размер с 1 мая 2015 года в сумме "данные изъяты" рубль ежемесячно.
В обоснование иска указано, что с 2012 года ему была назначена пенсия "данные изъяты", "данные изъяты". В 2014 году в соответствии с Указом Президента Российской федерации от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым в г. Севастополя" его пенсия с учетом доплаты "данные изъяты", до 20.04.2015 составляла "данные изъяты" рублей. ДД.ММ.ГГГГ медико-социальной экспертизой (повторно) П.Р.А. была установлена "данные изъяты"). С 01.05.2015 произведен перерасчет размера пенсии в связи с изменением "данные изъяты". Пенсия установлена в сумме "данные изъяты" рублей ежемесячно, однако перерасчет произведен неправильно, с нарушением федерального пенсионного законодательства. В соответствии с федеральным законом пенсия "данные изъяты" определяется по формуле П = ПК/(ТxК) + б, где Б- фиксированный базовый размер трудовой пенсии "данные изъяты". В отношении "данные изъяты" при "данные изъяты" "Б" устанавливается в сумме "данные изъяты" рублей. При таких обстоятельствах общий размер пенсии "данные изъяты" с 1 мая 2015 года должен составляет "данные изъяты" рубль, а не "данные изъяты" рублей. Жалоба, поданная им в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым относительно неправильного перерасчета пенсии оставлена без удовлетворения.
Письменные возражения на иск не поступили.
В судебном заседании суда первой инстанции П.Р.А. иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности С.Н.С. возражала против удовлетворения иска.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
ФИО13 подана апелляционная жалоба на указанное решение, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Жалоба обоснована тем, что суд неправильно применил нормы Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации", проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Из анализа п. 4 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при установлении иной "данные изъяты", производится не назначение новой пенсии, а исключительно перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии "данные изъяты" в сторону уменьшения. Системное толкование норм указанных федеральных законов позволяет прийти к выводу о том, что в случае, если по результатам медицинского освидетельствования "данные изъяты" снижена, то перерасчету подлежит исключительно фиксированная выплата к страховой пенсии. Из анализа ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что перерасчету подлежит только фиксированный размер выплаты, сохраненная часть должна выплачиваться в том же размере в сумме "данные изъяты" рублей до достижения размера пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На апелляционную жалобу возражения не поступили.
Истец
в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Истец пояснил суду, что пенсионный фонд исчисляет ему пенсию как вновь назначенную, в то время как должен быть только перерасчет.
Представитель ответчика ГУ "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь" в судебное заседание не явился, о рассмотрении апелляционной жалобы был извещен надлежащим образом, что подтверждается справкой и уведомлениями об отправке электронной почты.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что размер пенсии истцу как "данные изъяты" рассчитан правильно, поскольку фиксированная выплата к страховой пенсии "данные изъяты" установлена законом и не зависит от наличия "данные изъяты". П. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ применению не подлежит, поскольку истцу пенсия начислена с 01 мая 2015 года, в то время как указанный пункт применялся при перерасчете размера пенсии, которая была назначена по украинскому законодательству, после окончания переходного периода в Крыму.
Апеллянт считает, что сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии "данные изъяты", с учетом того, что на "данные изъяты" находятся "данные изъяты", исчислена неверно. Также, апеллянт ссылается на то, что судом не учтено, что истцу не назначалась новая пенсия, а произошел лишь перерасчет имеющейся пенсии.
С такими доводами апеллянта не может согласиться судебная коллегия, поскольку согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Из анализа указанных норм, следует, что основания для перерасчета пенсии П.Р.А. отсутствовали.
Согласно п. 2, п. 1, п. 5 ст. 22 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.
Из материалов дела следует, что до ДД.ММ.ГГГГ П.Р.А. являлся "данные изъяты" и получал соответствующую пенсию в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
ДД.ММ.ГГГГ медико-социальной экспертизой П.Р.А. установлена "данные изъяты", что следует из справки серии "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Таким образом, пенсионным фондом, после присвоения П.Р.А. "данные изъяты", был произведен не перерасчет пенсии "данные изъяты", а назначена пенсия по "данные изъяты" на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поэтому судебная коллегия пришла к выводу о том, что в этой части ответчиком нормы материального права не нарушены, расчет пенсии произведен верно.
Коллегия судей не может согласиться с апеллянтом в том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО8 пенсия "данные изъяты" была назначена в 2012 году по законодательству Украины, поскольку до 18.03.2014 Республика Крым входила в состав Украины и на ее территорию распространялась юрисдикция Украины.
После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и введения рубля на территории Республики Крым пенсии лицам были переведены и выплачивались в рублях Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается (пункт 2).
Из ответа государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 01.01.2015 П.Р.А. произведен перерасчет пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 12).
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 4 статьи 3 федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ).
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что пенсия с 01.01.2015 выплачивается в сохраненном, более высоком размере в том случае, если при перерасчете размера пенсии с 01.01.2015, по законодательству Российской Федерации, размер пенсии получается меньшим в сравнении с тем, что выплачивался по состоянию на 31.12.2014.
Из ответа государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер пенсии П.Р.А. согласно российского законодательства на 01.01.2015 и на 01.02.2015 был ниже, чем размер пенсии, исчисляемый по нормам украинского законодательства с учетом Указа Президента РФ N 192, поэтому пенсия по "данные изъяты" с января 2015 года выплачивалась П.Р.А. в сохраненном, более высоком размере - "данные изъяты" рублей (л.д.12).
Таким образом, следует, что ответчиком были соблюдены вышеуказанные нормы права.
В связи с установлением "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, с 01 мая 2015 г. П.Р.А. стала выплачивается пенсия в ином размере - "данные изъяты" рублей.
Новый размер пенсии установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации - Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Таким образом, положения п. 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" для определения размера пенсии, которая подлежит выплате П.Р.А. после установления "данные изъяты", не подлежат применению, поскольку переходный период на территории Республики Крым закончился, пенсия "данные изъяты" назначена по законодательству Российской Федерации, в то время как п. 4 ст. 3 вышеуказанного федерального закона применялся в связи с тем, что пенсии были назначены гражданам по законодательству Украины.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу П.Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья Т.С. Аврамиди
судьи: Е.С. Егорова
И.В. Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.