Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи
Рогозина К.В.,
Судей
Хмарук Н.С.,
Синани А.М.,
при секретаре
Нижняковской О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рогозина К.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Набокова ФИО9 на решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2016 года по иску Набокова ФИО7 к МВД по Республике Крым о включении в стаж службы времени обучения, взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛА:
Набоков Р.А. обратился в суд с указанным иском и просил возложить на МВД по Республике Крым обязанность включить в стаж его службы (выслугу лет) в органах внутренних дел время обучения в Высшем профессиональном училище N "адрес" из расчета два месяца обучения за один месяц службы, то есть 1 год 5 месяцев и выплатить единовременное пособие при увольнении со службы в органах внутренних дел в размере пяти окладов денежного содержания в сумме "данные изъяты" руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме "данные изъяты" руб.
В обоснование доводов иска Набоков Р.А. сослался на то, что Приказом МВД по Республике Крым N л/с от ДД.ММ.ГГГГ, он уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному приказу выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней, в льготном - "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" день. При увольнении в соответствии со ст.3 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ему выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.
Считает, указанный приказ об увольнении противоречащим нормам действующего законодательства Российской Федерации, поскольку при определении выслуги лет на день увольнения в календарном исчислении, в стаж службы не был включен период его обучения до поступления на службу в органы внутренних дел. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в Высшем профессиональном училище N "адрес", прошел полный курс среднего профессионального образования по профессии "электромонтажник по освещению, осветительным сетям и электрооборудованию". Обучение велось по очной дневной форме обучения, срок освоения образовательной программы по очной форме обучения 2 года 10 месяцев.
Указанное обстоятельство подтверждается дубликатом диплома, а также справкой, выданной ГБПОУ Республики Крым "Симферопольский колледж электронного и промышленного оборудования" от 12.02.2015 года N02-188. Принимая во внимание, что образовательная программа освоена по очной форме с получением соответствующего уровня образования, полагает, что время его обучения до поступления на службу в органы внутренних дел в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 38 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должно быть включено в стаж службы, то есть 2 года 10 месяцев обучения должны исчисляться как 1 год 5 месяцев стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел. Таким образом, стаж его службы (выслуга лет) в органах внутренних дел с учетом времени обучения до поступления на службу в органы внутренних дел составляет более "данные изъяты" лет, следовательно при увольнении ему полагалась выплата единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания.
Решением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований Набокова Р.А. отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, Набоков Р.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести по настоящему делу новое решение, которым его требования удовлетворить. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что, по мнению заявителя, судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в силу чего выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. В частности указывает на то, что полученное им образование соответствует среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, поскольку согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ, профессионально-техническое образование, полученное до принятия Российскую Федерацию Республики Крым приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Согласно письменным возражениям представителя ответчика, обжалуемое решение суда он считает законным, постановленным в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права, в силу чего обжалуемое решение отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Заслушав судью-докладчика, объяснения сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, с ДД.ММ.ГГГГ Набоков Р.А. проходил службу в органах МВД Украины.
ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов внутренних дел Украины согласно п.64"ж" приказом МВД Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N л/с.
Приказом МВД по Республике Крым N л/с от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность оперуполномоченного отделения по борьбе с организованными преступными формированиями, преступными сообществами, лицами, занимающими высшее положение в преступной иерархии, вымогательствами отдела по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности управления уголовного розыска МВД по Республике Крым.
Приказом МВД по Республике Крым N л/с от ДД.ММ.ГГГГ Набоков Р.А. уволен с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила "данные изъяты" "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней, в льготном - "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" день. Набокову Р.А. выплачено единовременное пособие в размере 2-х окладов денежного содержания.
Набоков Р.А. обратился в суд с данным иском, оспаривая свое право на получение единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов, ссылаясь на то, что в выслугу лет для выплаты единовременного пособия необоснованно не был включен период его обучения в Высшем профессиональном училище N "адрес" из расчета два месяца обучения за один месяц службы, то есть 1 год 5 месяцев.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N Набоков Р.А. обучался в Высшем профессиональном училище N "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ). Прошел полный курс среднего профессионального образования, в результате чего ему был выдан диплом квалифицированного рабочего серия НП N, регистрационный номер N от ДД.ММ.ГГГГ по профессии "Электромонтажник по освещению, осветительным сетям и электрооборудованию". При выдаче дубликата диплома о среднем профессиональном образовании российского образца N от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N была указана профессия и квалификация "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" на основании Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было разъяснено, что оснований для выплаты ему единовременного денежного пособия в размере 7-ми окладов не имеется, поскольку зачёту в выслугу лет для назначения пенсии из расчёта два месяца учёбы за один месяц службы периоды учёбы в технических училищах, средних профессионально-технических училищах и профессионально-технических училищах не подлежат.
Суд первой инстанции, при рассмотрении спора, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в выслугу лет периода обучения в начальном профессиональном образовательном учреждении не имеется, соответственно не имеется оснований для назначения истцу единовременного денежного пособия в большем размере, поскольку продолжительность срока службы составляет менее 20 лет.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку считает их обоснованными, отвечающими требованиям материального закона и обстоятельствам, установленным в ходе судебного рассмотрения настоящего гражданского дела.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 38 приведенного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел в целях назначения пенсии за выслугу лет исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается, в том числе время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотрены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с п. "а" ст. 1 настоящего Закона N 4468-1 его действие распространяется на лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Статьёй 18 указанного Закона предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 засчитывается помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, и иные периоды, к числу которых относится время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Право определять перечень образовательных учреждений, время обучения в которых до поступления на службу засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренным приведенными выше законодательными актами, предоставлено Правительству Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абзац 2 п. 2). В действующей редакции пункта 2 названного Постановления данное правило распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012 года.
Таким образом, в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на службу до 01.01.2012 года мог быть включен период обучения в средних специальных образовательных учреждениях.
В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", действовавшей на дату увольнения истца со службы в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел засчитывалось время обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 N 650, действовавшего в период обучения истца (признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521), профессионально-технические училища относились к учреждениям начального профессионального образования, осуществляли реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 N 1168, действовавшему в период обучения истца (признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 160) к средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
В рамках исполнения своих дискреционных полномочий Правительством Российской Федерации установлен перечень образовательных учреждений профессионального образования, время обучения в которых до поступления на службу засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренным приведенными выше законодательными актами, среди которых учреждения начального профессионального образования не указаны.
Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (30.12.2012 года), приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
В связи с этим, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в выслугу лет периода обучения в Высшем профессиональном училище с получением квалификации квалифицированного рабочего является обоснованным.
Ссылки истца на положения ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ, в соответствии с которой профессионально-техническое образование, полученное до принятия Российскую Федерацию Республики Крым приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенный Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования), устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Кроме того, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) соответствует начальному профессиональному образованию.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика включить период обучения в стаж службы и выплатить денежное пособие в большем размере не имеется.
Согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Набокова ФИО10 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: Рогозин К.В.
Судьи: Синани А.М.
Хмарук Н.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.