Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Давыдовой В.Е.
Марченко А.А., Родиной А.К.
Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского района г.Челябинска на решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 20 апреля 2015 года, по иску прокурора прокуратуры Ленинского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района г.Челябинска о возложении обязанности по совершению действий, направленных на постановку на учет.
Заслушав доклад судьи Давыдовой В.Е. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации Ленинского района г. Челябинска Савельевой М.М., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Малышеву О.П. и представителя третьего лица ООО " Ленинец" Ключникову В.А., возражавших против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Ленинского района г. Челябинска о возложении обязанности по совершению действий, направленных на постановку на учет объекта улично-дорожной сети -внутреннего дворового проезда, указав в обоснование следующее.
Проверкой , проведенной прокуратурой района установлено, что на территории Ленинского района г.Челябинска находится объект улично-дорожной сети - внутренний дворовой проезд, расположенный во дворе домов NN *** протяженностью 140 м, шириною от 2,62 до 4,92 м, площадь земельного участка под проездом *** Указанный проезд предназначен для движения автомобильного транспорта и относится к обычным автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа. Проезд в реестр муниципальной собственности муниципального образования "город Челябинск" не включен, на государственный кадастровый учет не поставлен, является бесхозяйным. Бездействие администрации Ленинского района г.Челябинска, выражающееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт дорожного
покрытия, не отслеживается техническое состояние дорожного покрытия. В связи с чем прокурор просил возложить на администрацию Ленинского района г.Челябинска обязанность по предоставлению в КУИиЗО сведений об указанном объекте улично-дорожной сети -внутреннем дворовом проезде, а на КУИиЗО- обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного внутреннего дворового проезда.
Прокурор неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной форме просил обязать администрацию Ленинского г. Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о
принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объекта улично-дорожной сети - внутреннего дворового проезда, расположенного вдоль домов NN *** протяженностью 140 м, шириною от 2,62 до 4,92 м, площадь земельного участка под проездом ***
Определением Ленинского районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2015 года производство по делу в части требований Прокурора Ленинского района г. Челябинска к Администрации г. Челябинска в лице КУИиЗО о возложении обязанности по совершению действий, направленных на постановку на учет объекта улично-дорожной сети - внутреннего дворового проезда, прекращено в связи с отказом от данных требований.
Прокурор в суде первой инстанции подержал исковые требования.
Представитель ответчика - администрации Ленинского района г.Челябинска - Огнетова Ю.В. в суде первой инстанции просила отказать в заявленных прокурором требований в полном объеме, так как спорный объект улично-дорожной сети не является бесхозяйным, а принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирных домов N***; с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества вправе обратиться Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.
Представитель третьего лица ООО "Ленинец" - Ключникова В.А. в суде первой инстанции поддержала иск, пояснив, что спорный земельный участок, на котором расположен внутренний сквозной дворовый проезд дома N *** не находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
Представители третьих лиц - ООО "Управляющая компания Ленинского района-1", Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Администрации г. Челябинска в суд первой инстанции не явились.
Суд удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе администрация Ленинского района г.Челябинска просит об отмене решения суда.
Указывает на то, что собственниками многоквартирных домов N *** заключены договоры на управление данными многоквартирными домами с ООО "Управляющая компания Ленинского района-1" и ООО "Ленинец".
То обстоятельство, что общая долевая собственность на земельный участок под многоквартирными домами и придомовая территория собственниками многоквартирных домов N *** надлежащим образом не оформлена, не является основанием для освобождения управляющей организации от ответственности, поскольку земельный участок, на котором расположены указанные многоквартирные дома является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, судом сделан неверный вывод о том, что спорный внутридомовой проезд является бесхозяйным.
Администрация внутригородского района выявляет бесхозяйное недвижимое имущество, сообщает об этом в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, который в свою очередь проводит работу по постановке объекта на кадастровый учет и обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет объекта как бесхозяйного недвижимого имущества.
Вывод суда о том, что администрация Ленинского района г.Челябинска обладает полномочиями по постановке объектов недвижимого имущества на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйных, несостоятельным.
Представители третьих лиц - ООО "Управляющая компания Ленинского района-1", Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Администрации г. Челябинска в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступило.
Потому судебная коллегия определиладело рассмотреть в их отсутствие.
В интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в полном объёме.
Заслушав доклад судьи Давыдовой В.Е. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации
Ленинского района г. Челябинска Савельевой М.М., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Малышеву О.П. и представителя третьего лица ООО " Ленинец" Ключникову В.А., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что объект улично-дорожной сети - внутренний дворовый проезд, расположенный вдоль домов NN *** протяженностью 140 м, никем не обслуживается, не ремонтируется , в реестр муниципальной собственности не включен, на государственный кадастровый учет не поставлен.
Из ответа Управления дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска от 27.08.2014 г. следует, что информацией о лицах, осуществляющих содержание внутриквартального проезда вдоль домов N ***, Управление не располагает (л.д. 10).
Согласно ответа КУИиЗО г. Челябинск от 27.08.2014г. проезжая часть внутриквартального проезда, расположенная по адресу: г. Челябинск, вдоль домов NN ***, не учитывается в реестре муниципального имущества г. Челябинска (л.д. 13,16).
Из акта обследования земельного участка под внутриквартальным проездом вдоль домов NN*** от 23.10.2014г. видно, что на обследуемом земельном участке внутриквартальный проезд вдоль домов NN *** расположен на земле, государственная собственность на которую не разграничена (л.д. 17).
Управлением Росреестра по Челябинской области представлена информация, что сведения о зарегистрированных правах на внутренний дворовой проезд, расположенный по адресу: г. *** в ЕГРП отсутствуют (л.д. 66).
Отсутствуют сведения об указанном проезде и в Федеральной кадастровой палате (л.д. 119).
Третьими лицами представлена информация, согласно которой ни ООО "Управляющая компания Ленинского района-1", ни ООО "Ленинец" не обладают сведениями о собственниках спорного дворового проезда и органах власти, на балансе у которых находится указанный проезд. Указанные третьи лица не обслуживают спорный проезд (л.д. 30,103,124).
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что спорный объект улично-дорожной сети является бесхозяйным имуществом , находится на территории Ленинского района г. Челябинска и потому Администрация Ленинского района г. Челябинска обязана обратиться в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества внутреннего дворового
проезда, расположенного вдоль домов NN *** протяженностью 140 м , у Администрации Ленинского района г.Челябинска имеются соответствующие полномочия, объект улично-дорожной сети находится в общем пользовании, предназначен для движения транспортных средств неопределенного круга лиц, не может быть отнесен в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома как элемент благоустройства; ненадлежащее состояние проезжей части дворовых проездов нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, защиту здоровья и жизни, имущества .
При этом суд руководствовался ст. ст. 225,130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации , Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей"(зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 N 33405) , п. 1 ст. 3, п.З ст. 15, ст. 34 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 03.12.2012) , п.5 ст. 16, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , ст. 36 ЖК РФ, п. п. 17, 18, 33 , 40,42,43,44 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24.04.2012 N 34/3, п. 2 Решения Челябинской городской Думы от 24.04.2012 N 34/3 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска", п. 11 Положения об администрации района в г. Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 02 сентября 2010 года N 16/46, ст. 10-2 Закона Челябинской области от 18.12.2014 N 97-30 "О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов"
Судебная коллегия не может согласиться с постановленным судом решением по следующим основаниям.
Вопросы местного значения Ленинского района г. Челябинска ( Ленинский внутригородской район Челябинского городского округа с внутригородским делением ) установлены ст. 16.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( в редакции на момент предъявления иска и рассмотрения дела судом ) и уставом , утвержденным решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска от 26.11.2014г. N2\1, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение имуществом. Находящимся в муниципальной собственности, утверждение правил благоустройства территории Ленинского района.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" ( в редакции на момент рассмотрения дела судом ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( в редакции на момент рассмотрения дела судом ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог ( ч.1) ;дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог ( ч.б) ; владельцы автомобильных дорог -исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.7).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на, в том числе, автомобильные дороги местного значения ( п.З ч.1 ); в зависимости от вида разрешенного использования - на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользовании ( ч.2); к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц ( ч.З); автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского
округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.( чЛ 1).
Согласно ч.9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 11.4 .( улично - дорожная сеть ) "Свода правил 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 г. N 820 и введенного в действие с 20.05.2011 г. - улица в жилой застройке - транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения проездом является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. ( таблица 7)
Статья 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет дорожный фонд как часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы 4 созыва от 24.04.2012г. N 34/3 ( в редакции на момент рассмотрения дела судом )
категория улиц - классификация городских магистралей, улиц и проездов в зависимости от интенсивности движения транспорта и особенностей, предъявляемых к их содержанию ; улица в жилой застройке - транспортная и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения ; проездом является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов ( п.9, приложение N 2 к Правилам ); объект улично-дорожной сети - элемент транспортной инфраструктуры города, располагающийся на территории общего пользования, определенный "красными линиями", основным назначением которого является движение транспорта и пешеходов ( п. 17) ; улично-дорожная сеть - система транспортной инфраструктуры городского округа, формирующая его планировочную структуру. Улично-дорожная сеть представляет собой единую непрерывную сеть улиц, дорог, площадей, а также иных элементов, предназначенную для осуществления транспортных и иных коммуникаций внутри города, выход на внешние направления за пределы города. Улично-дорожная сеть связывает между собой все элементы планировочной структуры городского округа, а также объекты внутри планировочных районов ( п.31).
Таким образом, спорный автомобильный проезд является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, и в силу закона -муниципальной собственностью.
Не включение спорного объекта улично-дорожной сети Администрацией муниципального образования в состав муниципальной собственности не влияет на его правовой статус, поэтому вывод суда о том, что данный объект является бесхозяйным, несостоятелен.
В связи с этим суд необоснованно применил положения ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, неправильно применил нормы материального права, что в силу п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного решения.
Доводы ответчика о том, что спорный объект улично-дорожной сети является общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов N 24 "а" и N 26 по ул. Гагарина в г. Челябинске в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены доказательствами.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 20 апреля 2015 года отменить.
Принять новое решение.
Прокурору Ленинского района г. Челябинска отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района г. Челябинска о возложении обязанностей по совершению действий, направленных на постановку на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объекта улично-дорожной сети -внутреннего дворового проезда, расположенного вдоль домов NN***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.