Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Скрябиной СВ., Галимовой P.M.,
при секретаре Пирожниковой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2016 года в г. Челябинске апелляционную жалобу Костина А.В. на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 25 февраля 2016 года по иску Костина А.В. к Министерству социальных отношений Челябинской области о присвоении звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костин А.В. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование исковых требований указано на то, что Костин А.В. награжден медалью "За отличие в службе". В 2015 году истец обратился в УСЗН администрации Курчатовского района г. Челябинска с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", на что был получен отказ. Считает, что отказ противоречит ст. 7 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец Костин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель третьего лица УСЗН администрации Курчатовского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец требует отмены решения суда в связи с неправильным толкованием судом норм материального права, неполным исследованием обстоятельств дела, неверным определением юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора. Суд не учел, что за время службы истец награждался медалью "За отличие в службе", являет.ся получателем пенсии по выслуге лет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Костин А.В. **** года рождения, в период с 01 сентября 1996 года по 03 декабря 2012 года проходил службу в органах внутренних дел МВД России. В период службы награжден медалью "За отличие в службе" 2 и 3 степени, что подтверждается удостоверением (л.д. 7).
Из материалов дела следует, что страховой стаж истца составляет менее 25 лет (л.д. 8-10).
Письмом от 09 декабря 2015 года N10-9399-К Министерство социальных отношений Челябинской области отказало истцу в присвоении звания "Ветеран труда" по причине отсутствия страхового стажа, требуемой продолжительности, а также в связи с тем, что награждение истца удостоверением к медали "За отличие в службе" трех степеней принято руководителями территориальных подразделений МВД России по Челябинской области, в связи с чем не относится к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда" (л.д. 11-12).
Анализируя право истца на присвоение звания "Ветеран труда", суд первой инстанции, установив, что на момент обращения Костина А.В. в Управление социальной защиты населения администрации Курчатовского района г.Челябинска, им не было выработано 25 лет страхового стажа, а также не относимости награждения истца удостоверением к медали "За отличие в службе" трех степеней к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", пришел к выводу об отсутствии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда" и оставил исковые требований без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на положениях закона.
Общие основания присвоения звания "Ветеран труда" определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Так, согласно статье 7 указанного Закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 7, 11, 14 Правил предоставления к награждению медалью МВД России "За отличие в службе", утвержденных приказом МВД РФ от 05 июля 2002 года N 641 "Об утверждении медали МВД России "За отличие в службе", медали "За отличие в службе" I, II и III степеней являются ведомственными знаками отличия в труде, утвержденными в установленном порядке на федеральном уровне, а принятие решения о награждении, получение медалей и бланков удостоверений, вручение медалей производится ГУВД субъектов Российской Федерации.
При таком положении факт подписания удостоверений к медалям и знакам отличия начальником ГУВД Челябинской области не является основанием для исключения их из категории ведомственных знаков отличия, поскольку полномочия по их вручению от имени Министерства внутренних дел предоставлены начальникам ГУВД субъектов РФ.
В Челябинской области порядок присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" регламентирован соответствующим Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111, звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо
награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, одним из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 ст. 2 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Такой вид страховой пенсии как "пенсия за выслугу лет" данным законом не предусмотрен.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах
внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федераций, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также определен общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин - не менее 25 лет.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; период ухода, осуществляемое трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые
представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности; период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с , Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что положения ст.7 ФЗ от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" в качестве условия присвоения указанного звания не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, то исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию производится в соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ "О страховых пенсиях" в календарном порядке, и общий страховой стаж для застрахованного лица из числа мужчин должен составлять не менее 25 лет.
Поскольку из представленных в материалы дела документов следует, что на момент обращения истца с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" он не выработал страхового стажа необходимой для присвоения звания продолжительности, предусмотренных действующим законодательством условий присвоения Костину А.В. звания "Ветеран труда" не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании норм материального права и основанием для отмены судебного решения не являются.
Само по себе награждение орденами или медалями, присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, награждение ведомственными знаками отличия в труде при отсутствии определенной законом продолжительности страхового стажа не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с законодательством, регулирующим порядок его присвоения.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, все обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора определены судом верно, оснований для удовлетворения
апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Костина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.