Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Жильцова Б.Г., поступившую 26 мая 2016 года, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2016 года по делу по иску Жильцова Б.Г. к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации об обязании прикрепить на медицинское обслуживание по полису обязательного медицинского страхования,
установил:
Жильцов Б.Г. обратился в суд с иском к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, в котором просил обязать ответчиков прикрепить его на медицинское обслуживание по полису обязательного медицинского страхования к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации. Истец полагал, что отказ в прикреплении для медицинского обслуживания к указанному лечебному учреждению противоречит требованиям ФЗ"Об обязательном медицинском страховании в РФ" и ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований Жильцова Б.Г. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2016 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Жильцов Б.Г. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Жильцов Б.Г. застрахован в установленном порядке по программе обязательного медицинского страхования и АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" ему выдан страховой полис.
ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (постановление Правительства Москвы от 24.12.2013 года N 892-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Письмом ответчика от 19.12.2014 года Жильцову Б.Г. отказано в прикреплении для медицинского обслуживания к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации по тем основаниям, что данное лечебное учреждение не включено в перечень амбулаторно-поликлинических учреждений, относящихся к категории городских поликлиник, одновременно указанное учреждение оказывает медицинскую помощь только лицам, медицинское обслуживание которых возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, кроме того, ресурсные возможности данной больницы с поликлиникой не позволяют прикрепить Жильцова Б.Г. на медицинское обслуживание для получения бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном территориальной программой обязательного страхования.
На заседании комиссии по медицинскому обслуживанию в медицинских учреждениях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации (протокол N 80 от 26.11.2014 года), рассмотрено заявление Жильцова Б.Г. о прикреплении его в порядке исключения на медицинское обслуживание к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, которое оставлено без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 года N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 года N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации", Уставом лечебного учреждения и исходил из того, что основной целью деятельности ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации является предоставление медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, а оказание медицинских услуг по обращению (заболеванию) иных лиц является дополнительной деятельностью и ведется в объеме, который позволяют оставшиеся мощности поликлиники, в данном случае количество прикрепленного населения для медицинского обслуживания в указанном медицинском учреждении превышает норматив - при нормативе в 1700 человек на один терапевтический участок приходится 3014 человек, что превышает допустимую нагрузку на каждого врача-терапевта на 77,31 %, - в связи с чем пришел к правильному выводу, что требование истца о возложении обязанности прикрепить его к указанному лечебному учреждению удовлетворению не подлежит.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Федеральным законом от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установлено, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ч. 1 ст. 21).
Согласно ч. 2 ст. 21 указанного Закона для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Таким образом, гражданин имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время в городе Москве создана трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы, включающая:
Первый уровень - амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее - городские поликлиники).
Второй уровень - амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и в основном первичную специализированную медико-санитарную помощь (далее - амбулаторные центры).
Третий уровень - консультативно-диагностические отделения и центры, являющиеся структурными подразделениями стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие консультативную и лечебно-диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара (пункты 1.1. - 1.3. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.01.2012 года N 38 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы").
Приложением N 1 данного Приказа утвержден Перечень амбулаторно-поликлинических учреждений первого (городские поликлиники) и второго (амбулаторные центры) уровней по административным округам г. Москвы, в число которых ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации не входит.
Устав ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации предусматривает оказание медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложено в соответствии с законодательством на Управление делами Президента Российской Федерации (пункт 2.1), а предоставление медицинских услуг иным лицам, не указанным в пункте 2.1. Устава, сверх установленного государственного задания, осуществляется на платной основе.
Таким образом, ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, являясь ведомственной организацией, вне рамок государственного задания не оказывает застрахованным в системе обязательного медицинского страхования лицам услуги по амбулаторному обследованию и лечению, а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи.
Такая медицинская помощь оказывается застрахованным гражданам в соответствии с действующим Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и организуется по территориально-участковому принципу (пункты 12 - 15).
Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения.
Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, выбор Жильцова Б.Г. для оказания медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации не связан с местом его жительства или ведомственной принадлежностью к Управлению делами Президента Российской Федерации, в то время как в соответствии с вышеприведенными нормами правовых актов оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования осуществляется по территориальному признаку в связи с необходимостью выполнения неотложной медицинской помощи (на дому) в приближенном к медицинской организации районе и ассигнований обязательного медицинского страхования на выезд на дом на автотранспорте или оплата проезда врача не предусмотрены.
При этом оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий обеспечивает не только объем медицинских услуг, но и сроки их выполнения. Возможность выбора медицинской организации и врача, предусмотренная приведенными нормами законодательства, не является безусловной свободой граждан на выбор медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности и качества медицинской помощи.
Таким образом, прикрепление истца к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации в условиях ограниченности ресурсов данного медицинского учреждения и предмета деятельности будет означать дальнейшее превышение нагрузки на медицинское учреждение вопреки принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности, качества медицинской помощи и соблюдения прав иных граждан.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанции, направлены на оспаривание их выводов, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права и иной оценке доказательств, а применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
При данных обстоятельствах оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Жильцова Б.Г. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2016 года по делу по иску Жильцова Б.Г. к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации об обязании прикрепить на медицинское обслуживание по полису обязательного медицинского страхования для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.